Контрольные и проверочные работы по русскому языку для 9 по русскому языку (9 класс) по теме

9. Запишите, расставляя знаки препинания, предложение

Контрольная работа 9 класс по русскому языку

Я сидел на лесной полянке, любовался зеленью леса. А вблизи, в овражке, игриво журчал ручеек. Светлый, чистый, прозрачный, он брал истоки из энергично бьющих ключей. Зачерпнешь в пригоршню родниковой водицы и видишь в ней кусочек синеющего неба, легкого белого облачка.

Мне захотелось пройти по течению говорливого ручейка. Его поверхность была словно вылитой из зеркального стекла. Он открывал взору всю свою чистоту до самого дна. Просто какое – то чудо: ведь ни днем, ни ночью не смолкает его поющая струя.

Я шел вдоль ручейка, а он все звонче журчал и журчал. В ряде мест люди проложили к ручейку тропинки. В летнюю пору, в зной, вероятно, не один человек преклонил здесь колена, чтобы утолить жажду. Солнце играло в переливах воды, а ручеек искрился, все пел и пел о разном: о радости лета, о радости жизни, рассказывая, как дорога родниковая водичка для всего живого.

Он нес свою воду в реку, но, вливаясь в её мощный поток, замолчал. Мне стало грустно.

(158 слов) (По К.Паустовскому)

Грамматическое задание:

1. Выполнить синтаксический разбор предложений:

1 вариант – 1 абзац, 3 предложение;

2 вариант – 1 абзац, 4 предложение.

2. Найти в тексте предложение с однородными членами и обобщающим словом. Подчеркнуть их как члены предложения.

3.Выписать по два слова с орфограммой – гласной в корне, объяснить их написание.

4. В третьем абзаце найти слова с чередующимися гласными в корне, графически обозначить орфограмму.

5. Выполнить морфемный разбор слов:

1 вариант – синеющего, рассказывая.

2 вариант – поющая, вливаясь.

Контрольная работа

по теме «Сложносочиненное предложение»

1. Какое из следующих утверждений неверно?

1) Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.

2) Сложносочиненные предложения относятся к союзным сложным предложениям.

3) Простые предложения могут соединяться в сложные с помощью союзов, союзных слов и интонации.

4) Сложноподчиненные предложения бывают союзными и бессоюзными.

2. Союз, связывающий части сложного предложения:

Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в январе. …является 1) подчинительным, 2) соединительным, 3) разделительным 4) противительным.

3. Определите вид предложения.

Солнце стояло высоко, и было светло и жарко, как днём.

1) сложноподчиненное предложение, 2) сложносочиненное предложение,

3) простое предложение с обособленными членами,

4) простое предложение с однородными членами и сравнительным оборотом.

4. Два простых предложения соединены в сложное словом ТАКЖЕ. Какое это предложение?

1) бессоюзное 2) сложносочиненное 3) сложноподчиненное.

5. Найдите среди предложений сложносочиненное:

1) Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и бессмысленно смотрел в сторону уходящего человека.

2) Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли, мутные и неясные, как сон.

3) Собрав последние остатки сил, мы добирались до станции, но, не дойдя до неё нескольких метров, устало сели на шпалы.

6. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Улыбка у неё была слабая, еле заметная, и строгое выражение глаз изменилось.

2) В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.

3) Подпочвенная вода лежит глубоко и колодцы к лету пересыхают.

7. Вставьте в предложение общий второстепенный член и запишите полученное предложение:

Деревья сбросили листву, и не слышно птичьих голосов.

8. Продолжите предложение ВЫПАЛ СНЕГ И…. дважды, добавив в него:

1) однородное сказуемое, 2) простое предложение.

9. Запишите предложение, вставив обособленный оборот после союза И:

Надвинулась туча, и подул сильный ветер.

10. Спишите предложения, расставляя знаки препинания:

1) Он стоял передо мной неподвижно и я начал рассматривать черты его лица.

2) Солнце едва показалось из – за зеленых вершин и сияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое – то сладкое томление.

3) С крыши капала вода и унылый звук её падения странно сливался со стуком часов.

Контрольная работа

по теме «Сложносочиненное предложение»

1. Какое из следующих утверждений неверно?

1) Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.

2) Сложноподчиненные предложения без союза или союзного слова невозможны.

3) Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации.

4) Сложносочиненные предложения относятся к бессоюзным сложным предложениям.

2. Союз, связывающий части сложного предложения:

Исследователи доказывают наличие жизни не только на суше, но и в воздухе.

…является 1) подчинительным 2) соединительным

3) разделительным 4) противительным.

3. Определите вид предложения:

Небо было голубое, и оттого озёрная вода, тронутая зыбью, была синяя.

1) сложносочиненное предложение ,

2) сложноподчиненное предложение,

3) простое предложение с обособленными членами,

4) простое предложение с однородными членами.

4. Два простых предложения соединены в сложное словом ЛИБО. Какое это предложение?

1) бессоюзное, 2) сложноподчиненное, 3) сложносочиненное.

5. Найдите среди предложений сложносочиненное:

1) Более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись, как говорится, с пустыми корзинами.

2) Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в хорошем расположении духа.

3) Белые медведи, возможно, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них.

6. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Допевают свои весенние песни соловьи и белеет совсем рядом ландыш.

2) С лугов и от леса тянул теплый ветер, и колыхались на березах молодые нежные листочки.

3) Он вернулся домой и сразу лёг спать.

7. Опустите в предложении общий второстепенный член и запишите полученное предложение:

Днём дул лёгкий ветерок и перепадал снежок.

8. Продолжите предложение ОТЕЦ ЗАПРАВИЛ МАШИНУ И…..

дважды, добавив в него:

1) однородное сказуемое, 2) простое предложение.

9. Запишите предложение, вставив обособленный оборот после союза И:

К вечеру небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной.

10. Спишите предложения, расставляя знаки препинания:

1) Месяц бледнел на западе и готов был погрузиться в черные свои тучи висящие на дальних вершинах как клочки разорванного занавеса.

2) Ночь уже ложилась на горы и туман начинал бродить по ущельям.

3) Прощаясь с сестрой Николай крепко пожал ей руку и мать еще раз отметила простоту и спокойствие их отношений.

Контрольная работа

по теме «Сложноподчиненное предложение»

1. Найдите сложноподчиненные предложения, запишите их номера (знаки препинания не проставлены).

1) Как ни тихо разговаривали ребята они все же разбудили родителей.

2) Весь июль стояла солнечная погода август тоже ожидается теплым.

3) На севере в начале мая еще холодно и деревья стоят голые.

4) Темнеют кусты неодетого леса будто это сам лес собирает к ночи свои думы.

2. Есть ли среди этих предложений такие, структура которых соответствует схеме:

безличное , союз безличное .

А) 2,3. Б) 2. В) нет. Г) 3,4.

3. Найдите СПП, в котором главное с придаточным связано союзным словом.

А) 1 Б) 2 В) нет Г) 3,4.

4. Укажите СПП с придаточным уступки.

А) 1 Б) нет В) 4 Г) 2,4.

5. Определите тип четвертого предложения.

А) Простое с однородными членами.

Г) Сложное с сочинением и подчинением.

6. Запишите предложения из первого задания, расставьте знаки препинания.

7. Оттенок какого стиля высказывания придает предложению союз НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО?

Даже в самое засушливое лето здесь было сыро, несмотря на то что ни ручья, ни ключика не было рядом.

А) разговорный Б) деловой

В) публицистический Г) книжный.

8. Замените сложносочиненное предложение сложноподчиненным с придаточным уступительным.

На севере суровый климат, но и там растет много редких растений.

9. Составьте из данных частей СПП в двух вариантах:

1) чтобы в главном предложении содержалось указание на причину, а в придаточном – на следствие;

2) чтобы в главном предложении содержалось указание на следствие, а в придаточном – на причину.

Окно было открыто. Ночная свежесть вливалась в комнату.

10. Спишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания. Составьте схемы СПП, укажите тип придаточного в них.

За придорожным кустарником поднимался смешанный лес. Мы искали тропинку чтобы устремиться по ней в глубину леса и узнать что там.

Не успели мы сделать по ней двухсот шагов как заливистое злое тявканье собачонки остановило нас. Невдалеке стояла изба лесника.

Мы свернули с большой дороги единственно затем чтобы узнать что за вода блестит между деревьями.

Вода началась гораздо ниже порога так как дом стоял на самом бугре. Узкая лодка на которую мы сели была такая лёгкая что под тяжестью четырёх человек погрузилась в воду по самые края. Озеро берега которого заросли сплошными дубами и липами было необыкновенной красоты.

Контрольная работа

по теме «Сложноподчиненное предложение»

1. Найдите сложноподчиненные предложения, запишите их номера ( знаки препинания не проставлены).

1) (В) следствие того что в этом году лето знойное и засушливое велика опасность лесных пожаров.

2) За окном ничего нет кроме фонарей.

3) (В) следствие по делу которое вёл новый судья были внесены дополнительные данные.

4) Пожар возникший (в) следствие неосторожного обращения с огнём уничтожил небольшую рощицу возле деревни.

5) Чуть брезжило когда нас разбудили.

6) Бесшумно скользя в темноте он пролез через заборчик в сад и уже собирался выйти на улицу.

2. Найдите предложение, в котором придаточное стоит в середине главного.

А) 1; Б) 4; В) 5; Г) 3.

3. Найдите предложение с придаточным причины.

А) 6; Б) 3; В) 1; Г) 5.

4. Укажите предложение, в котором выделенное слово пишется слитно.

А) 1; Б) 3; В) 5; Г) 1,3.

5. Использование какого союза придает предложению оттенок разговорной речи?

….с моря надвигался шторм, полёты запрещались.

А) благодаря тому что; Б) потому что;

В) когда; Г) ввиду того что.

6. Запишите предложения из первого задания, расставьте знаки препинания.

7. Замените ССП СПП с придаточным уступительным.

8. Составьте из данных частей СПП в двух вариантах:

1) чтобы в главном предложении содержалось указание на причину, а в придаточном – на следствие.

2) чтобы в главном предложении содержалось указание на следствие, а в придаточном – на причину.

9.Замените простое предложение с причастным оборотом синонимичным СПП.

10. Спишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания. Составьте схемы СПП, укажите тип придаточного в них.

По узким и пыльным улицам среди молчаливых домов в каждом из которых подозреваешь фонтаны мы прошли в Святую Софию. Мрачный сторож надел на нас кожаные туфли чтоб наши ноги не осквернили святыни этого места. Еще одна дверь и перед нами сердце Византии. Чудится что архитектор задался целью вылепить воздух. Узкие простенки поддерживают купол, давая впечатление что он лёгок необыкновенно. Маленький седой турок следил чтобы с нас не соскочили туфли. Он же показал нам стену куда, по преданию, вошёл патриарх со святыми дарами при появлении турок.

Контрольный диктант

по теме «Сложноподчиненное предложение»

Как всегда в такие минуты особо трудного пути, Василий чувствовал спиной сидящих в кузове пассажиров. Чувствовал, как они все до единого тянутся со своих мест вперед, как каждый душевным усилием пытается помочь машине. С необъяснимым беспокойством следят они, как открывается внизу тусклая речка в зеленых берегах, поля, деревенька, мутный лес.

У всякой дороги, поднимающейся в гору, есть хорошо знакомая шофёрам критическая полоса. Обычно она расположена недалеко от вершины, там, где основная крутизна кончается и подъем становится положе. На подходе к этой полосе машина должна выжать из себя все, на что способна.

Выщипанные кустики, которые были видны на вершине при подъезде к горе, теперь оказались средней высоты ольховыми деревьями. Среди них белел километровый столб. До него оставалось метров сто семьдесят. Из них добрая половина была исковеркана страшными колдобинами, вкось и вкривь иссечена разными колеями, как поле битвы. Это и есть критическая полоса, тяжелый перевал. Редкая машина не сидела здесь по целым суткам.

Меньше всего был разбит кусок дороги, тянувшийся возле самого ската. Есть слабая надежда, что только здесь можно проползти, не застряв.

(171 слово) (По В.Тендрякову)

1. Озаглавьте текст, определите тип речи.

2. Сделать синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).

3. Сделать морфемный разбор причастий из предпоследнего абзаца текста.

Контрольный диктант

по теме «Бессоюзные сложные предложения»

Работники Воронежского заповедника однажды были удивлены каким – то странным следом. Наблюдения подтвердили: поселились в заповеднике кабаны. И скоро дикие свиньи в бору стали такими же обычными, как и бобры, олени и лоси.

Прежде в этих местах кабанов не было. Северная граница их обитания проходила по реке Кубани. Далее не пускали снега и морозы. Дорогу им открыли малоснежные зимы и обилие корма: на полях, не убранных вовремя, под снег уходили картошка, свёкла и кукуруза. Продвижению на север помогли и охотники. Они стали перевозить кабанов и поселять в тульских, костромских, ярославских лесах. В созданных очагах кабанов подкармливают, но рядом с площадкой на высоких столбах строят вышку, в ней вечером занимает место охотник.

Коварство и хитрость людей животные хорошо знают. Но они находят способы ускользнуть. Однажды я видел, как стрелки сидели на раскладных табуретках на просеке в нескольких шагах друг от друга и ждали – вот – вот загонщики из зарослей выжмут на линию кабанов. Но вот уже слышны голоса загонщиков, а дичи нет. Небольшое стадо диких свиней нашло такой путь из загона, что ни один из охотников не получил шанса выстрелить.

Проникаемся уважением к давнишнему нашему соседу по жизни.

(184 слова) (По В.Пескову)

1. В БСП обозначить грамматические основы, начертить схемы и графически объяснить знаки препинания.

Итоговый контрольный диктант

Канун святок – день развлечений и гаданий, посиделок и вечеринок. Девушки с нетерпением ждали гаданий целый год. Поздним вечером, стоя у калитки, они узнавали у проходящего мужчины имя суженого. Или у кого – нибудь дома раскладывали на полу хлеб, уголь, золотые, серебряные и медные кольца, серьги, ставили воду. Приносили курицу или петуха, пускали на пол и смотрели, что слепая ночью, привыкшая без разбору клевать птица клюнет с пола. Курица воды напьётся – быть мужу пьяницей, хлеб клюнет – жди мужа с достатком, примется за уголь – окажется бедняком.

Гадали и на лошадях: выводили из конюшен лошадей, подставляли под ноги оглоблю или жердь. Зацепит животное оглоблю – муж будет сердитым, ждёт девушку тяжелая жизнь. Перешагнет лошадь, не зацепит – брак предстоит счастливый.

Обычай святочных гаданий и гуляний остается в России еще со времен язычества; в этот день смеялись над кознями «нечистой силы» и просили её приоткрыть покрывало судьбы.

(139 слов) (Из календаря)

1. В сложных предложениях выделить грамматические основы, составить схемы.

Итоговый контрольный диктант

Три года с тоской смотрел я на восток и ждал своего часа; вот когда по – настоящему узнал я цену Родине! Стою, помню, во дворе немецкого концлагеря, где я работал, а кругом весна, пахнет талой землей, и в голове только одно – родимые степи. А над головой, косяк за косяком, летят гуси, перекликаясь, плывут журавли, тянут лебеди. И всё на восток, туда, где лежит милая моя родина. Смотрю я на них, помахиваю вслед им рукой, посылаю привет Родине – матушке. Когда осенью птицы летели обратно, на юг, в их голосах слышался как бы отклик с родной земли. Так три года, с весны до осени, с осени до весны, держал я связь с домом через этих перелетных птиц, так дил мечтой о Родине, и это облегчало мне до некоторой степени тяжесть плена. Родина, друзья, что любимая мать: от неё всё приятно: и ласка, и строгость. Нет у тебя Родины – нет и матери, ты одинок, кругом тебя пустота.

(152 слова) (И.Воропаев)

Изложение «Мой друг»

Познакомились мы на рыбалке, понравились друг другу и стали встречаться примерно раз в неделю.

Это был редчайшей душевной тонкости человек. Его коллеги говорили, что он первоклассный биолог, гордость института.

Друзья считали его необыкновенно доверчивым человеком. Я тоже видел это и никак не мог понять до конца. Что это? Львиная храбрость духа, который не боится ударов жизни и не выставляет никаких сторожевых постов? Обаяние натуры щедрой, доброй, никогда не стремящейся выскочить вперед и отцапать побольше от жизни и поэтому не наживающей себе врагов? Думаю, и то и это.

Вариант лжи и зла просто никогда не приходил ему в голову. Разумеется, бывали люди, которые его обманывали или подводили с низкими, корыстными целями. К таким людям он испытывал потом хроническое отвращение. Он им не мстил, но прощения им не было во веки веков. Это была какая – то музыкальная злопамятность.

Однажды в компании речь зашла об одном известном в городе человеке, который почти насильно запихнул свою мать в дом престарелых.

«А что вы удивляетесь? – сказал мой друг. – Я с ним учился в школе. Этот негодяй в седьмом классе бросил кошку с третьего этажа».

Приходя ко мне домой, он обычно рассказывал забавные истории о самом себе, своих коллегах – чудаках, о должниках – а одалживал он направо и налево. Особенно много рассказывал он о своем профсоюзном боссе.

Однажды мой друг сидел в заполненном автобусе, и шофер уже закрыл дверь, когда он заметил в толпе осаждающих автобус профсоюзного босса. Тот, потрясая высоко поднятым портфелем, давал знать шоферу, что важность содержимого требует немедленной доставки портфеля совместно с его владельцем.

Шофер некоторое время держался, а потом его сердце дрогнуло, и он открыл дверь, куда хлынули люди.

Как только профсоюзный босс очутился в автобусе, он немедленно стал ругать шофера, что тот впускает людей в переполненный транспорт. «Классический пример разорванности сознания», — хохоча заключил он свой рассказ.

Но больше всего я любил наши разговоры с ним после рыбалки. Мы говорили с ним о Средиземноморье, о золотом сне Новгорода, о влиянии мутагенных веществ на наследственные процессы, об искусстве ХХ века, о сочинениях Платона, об интуиции Столыпина.

Как же я любил его в эти часы! «Нет, — думал я, — не может сгинуть страна, в которой есть такие люди!»

Изложение «Чистые пруды»

Чистые пруды…Для иных это просто улица, бульвар, пруд, а для меня – средоточие самого прекрасного, чем было исполнено моё детство, самого радостного и самого печального, ибо печаль детства тоже прекрасна.

Чистые пруды были для нас школой природы. Как волновала желтизна первого одуванчика на зеленом окоёме пруда! Нежности и бережности учили нас их пуховые, непрочные шарики, верности – двухцветное сродство иван-да-марьи. Мы ловили тут рыбу, и бывало, на крючке извивалась не просто черная пиявка, а настоящая серебряная плотичка. И это было чудом – поймать рыбу в центре города. А плаванье на старой, рассохшейся плоскодонке, а смелые броски со свай в холодную майскую воду, а теплота весенней земли под босой ногой, а потаенная жизнь всяких жуков – плавунцов, стрекоз, рачков, открывавшаяся на воде,- это было несметным богатством для городских мальчишек: многие и летом оставались в Москве.

Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, желтой, красной, мраморной, листве берез, осин, кленов, лип. Мы набирали огромные охапки палой листвы и несли домой прекрасные, печальные букеты, и сами пропитывались их горьким запахом…

Чистые пруды были для нас и школой мужества. Мальчишки, жившие на бульваре, отказывали нам, обитателям ближних переулков, в высоком звании «чистопрудных». Они долго не признавали нашего права на пруд со всеми его радостями. Лишь им дано право ловить рыбу, кататься на лодке, лазать зимой по ледяным валунам и строить снежные крепости. Смельчаки, рисковавшие приобщиться к запретным берегам, беспощадно карались. Чистопрудные пытались создать вокруг своих владений мертвую зону. Мы не только не могли приблизиться к пруду, но и просто пересечь бульвар на пути в школу было сопряжено с немалым риском. Разбитый нос, фиолетовый синяк под глазом, сорванная с головы шапка — обычная расплата за дерзость. И все же никто из нас не изменил привычному маршруту, никто не смирился с жестким произволом чистопрудных захватчиков. Это требовало характера и воли: ведь достаточно было сделать маленький крюк, чтобы избежать опасности. Но даже самые слабые из нас не делали уступки страху.

Мы выступили против чистопрудных единым фронтом. Ребята Телеграфного, Мыльникова, поддержанные дружественными соседями с Потаповского, Сверчкова,Златоустинского переулков, наголову разбили чистопрудных в решительной битве возле кинотеатра «Колизей». Отныне пруд и аллеи бульвара стали достоянием всех мальчишек округи, а от былой вражды не осталось со временем и следа. Смотрели твои окна на бульвар или в тишину прилегающих переулков, ты равно считался чистопрудным со всеми высокими правами, какое давало это звание…