Контрольная работа за 3 четверть 4 классучебно-методический материал по математике (4 класс) на тему

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако команда проекта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом на электронную почту службы поддержки сайта.

Контрольная работа по русскому языку за 3 четверть 4 класс «Школа России»

В весенние каникулы ребята отправились путешествовать по окрестности. Удивительно красива ранняя весна в тундре. Мелькнул зверек. На мягком снегу он оставил следы острых коготков. Перелетела с ветки на ветку стайка куропаток. Кругом тишь. Ребята добрались до уютного местечка. Это замерзшее озеро.
Неожиданно появились облака. Закружила снежная мгла. Вьюга обрушила на ребят колючие снежные осколки. Вот крутой подъем. Замелькали огоньки родного поселка. Все тревоги закончились. Ребята надолго запомнили поход по зимней тундре.

Слова для справок: путешественники, неожиданно, надолго.

Ранней весной четверо мальчиков плыли вниз по Днепру. Неожиданно загремел гром, налетел ветер, хлынул дождь. Ребята испугались грозы, быстро бросили лодки и поплыли к берегу. Только один не покинул лодку. Он налег на весла и поплыл. Дождь хлестал по лицу, ладони вспухли, сильно болели руки. Темные круги плыли перед глазами. Мальчику казалось, что он не доберется до пристани. Он напряг все силы. Добравшись до цели, он поставил лодку на место и крепко привязал ее веревкой.

Слова для справок: вниз, неожиданно, доберется.

Летний день

Был ясный летний день. Палило солнце. На длинных хрупких стеблях качались из стороны в сторону синие колокольчики. К земле наклонились рябенькие кукушкины слезы. Возле муравейника лежали цветы. Вокруг них жужжали пчелы. Блестели березовые листья. Молодой осинник притих от жары. Над Енисеем чуть мерцало. Темные леса на скалах стояли неподвижно. Тонким кружевом висела паутина. Вода в реке была еще холодная. Ребята выбежали из воды и грелись на солнце.

(По В.Астафьеву)

Добрый великан

Пойдем со мной на опушку леса, нагнемся и раздвинем руками траву. Вот тонкий стебелек с двумя листочками. Это березка. Она очень маленькая, ей всего один год. А вот из травы выглядывают крохотные иголочки. Это сосна. Рядом с этими деревьями ты стал великаном. Ты можешь сломать сосенку или березку одним пальцем. Но ты встанешь и осторожно перешагнешь через дерево.
Быстро пролетят годы. На этом месте будет шуметь лес. Ты станешь взрослым. Но никогда не забывай быть добрым великаном.

Слова для справок: никогда не забывай.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы: проверить, насколько прочно сформирован навык самоконтроля.

Знаешь ли ты?

Знаешь ли ты, что некоторые птицы получили свое название по цвету оперения или крику? Например, кукушку назвали так, потому что она кричит «ку-ку, ку-ку».
Название птицы «ворон» родственное слову «вороной» – черный. Ворону назвали так потому, что у нее черное оперение. В слове «соловей» выделяют корень «солов», что значит «соловый» – серый, желтоватый. Соловья назвали так по цвету оперения.
У рябчика пестрые, рябые перышки, а вот снегиря назвали так потому, что эта птица прилетает к нам с первым снегом и заморозками.

До колодца надо было идти по скользкой тропинке. Дуняша любила ходить за водой. Она бежала легко и напевала песенку о березке. Ведра позванивали в такт ее шагов. На бревнах колодца висели белые сосульки льда. Они напоминали длинную бороду Деда Мороза. Инеем были покрыты кусты и деревья. В колодце сверкала вода. Дуняша набрала полные ведра и пошла. На снежной скатерти были видны следы. Стайка птиц полетела к деревне. Там всегда есть пища. Около домов развешаны кормушки.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы: проверить умение излагать текст по самостоятельно составленному плану, умение писать тексты-рассуждения.

Жил на свете чудесный певец. Он пел задушевно, искренне, от всего сердца. Его песни были так хороши, что вскоре он стал самым любимым певцом.
Между тем певец не был счастлив. Одни его песни радовали только молодежь, другие – только стариков. Веселые весенние песни нравились детям. Певец хотел спеть одну песню, которая радовала бы всех. Такой песни не было. Он загрустил, даже петь перестал.
Однажды заглянуло к нему солнце. Оно сказало, что у каждого человека должна быть своя любимая песня, иначе все станет тусклым и однообразным.
Певцу понравились слова солнца. Он стал петь самые разные песни. Люди слушали его и радовались. Всем было хорошо.

(По Е.Пермяку)

Слова для справок:

I часть – искренне, вскоре.
II часть – между тем, радовала бы, даже.
III часть – оно сказало, иначе, однообразным.
IV часть – понравились.

Составь план и напиши изложение по плану.

2. Запиши текст-рассуждение.

Почему плачут березы

Все в лесу веселятся, а березы плачут. Под горячими лучами солнца сок быстро течет по всему белому стволу. Через поры коры он выступает наружу.
Люди считают березовый сок полезным и вкусным напитком. Они подрезают кору и собирают сок в бутылку.
Деревья, у которых выпустили много сока, засыхают и гибнут, потому что сок у них – все равно что у нас кровь.

3. Запиши текст-рассуждение.

Умная книга

Почему хорошую книгу называют верным, добрым другом и советчиком? Она раскрывает перед тобой дверь и впускает тебя в новый мир.

Цель работы – проверить умение писать безударные падежные окончания имен прилагательных, предлоги с местоимениями, безударные гласные в корне слова.
Объем диктанта: 70–80 слов.

Отцвела черемуха. Она разбросала свои белые лепестки по всей земле. Под большим лопухом лежала кучка этих лепестков. Они образовали мягкую постель для жука. В болоте поднялась осока. Ярким блеском она светилась на солнце. Утка решила вывести своих утят из болота. Она повела малышей к ближнему озеру. Надо было переходить дорогу. Мать внимательно осмотрела местность. Она очень волновалась и шла с широко раскрытым клювом. Утята цепочкой бежали за ней. Вот и озеро. Над ним кружили стрекозы.

(По М.Пришвину)

Слова для справок: лопух, внимательно.

Охотник долго бродил по еловому лесу. День был знойный. Солнце палило нещадно. Он сел на старый пень. И вдруг около куста охотник увидел маленького хорошенького олененка с желтым пушком и тонкими ножками. Красивая головка была откинута назад. Он вытянул тонкую шейку и схватил губами тонкую веточку.
Охотник прицелился в маленькое животное. Но в этот момент старик вспомнил о матери олененка. Он опустил ружье и тихо свистнул. Маленькое животное скрылось с быстротой молнии. Старик облегченно вздохнул.

Слова для справок: нещадно, увидел.

Быстро падала мгла на теплую землю. На старом дереве еще дрожал последний золотой луч. Дерево в этом месте светилось. Луч погас. На высоком небе находился тонкий серп луны. Он плыл, как быстрый корабль. За ним бежала маленькая отважная звездочка. Иногда они ныряли в белые косматые облака. Под развесистым дубом приютилась на ночлег мышь. Под его корнями была ее нора. Над притихшим лесом громко прокричала птица. Подуло свежим ветром. Огромный лес засыпал. Воцарилась тишина.

(По А.Куприну)

Слово для справки: развесистый.

Ранним утром над притихшим болотом висит густой туман. Большой клен на самом краю болота стоит словно в молоке. Но вот восходит солнце. Туман отступает. Лучи солнца быстро съедают его остатки. Днем печет солнце. По синему небу плывут одинокие тучки. Тихо шуршат тростник да осока. К вечеру с болота тянет теплым ветерком. Он приносит ароматные запахи трав, сонные голоса птиц и целую тучу злых кусачих комаров. Мы идем к костру. Комары чуть отступают. Пахнет вкусной ухой.

Слова для справок: притихший, ароматные.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить, как сформирован у учащихся навык орфографической зоркости и самоконтроля.
Объем работы: 70–80 слов.

После болезни

После болезни я медленно поправлялся и целыми днями лежал в кровати. Ко мне часто прибегала сестренка. Я играл с ней. Игрушки у нас были самые простые. Из гладких шариков и кусочков дерева я мастерил дома, крепости. Сестренка разрушала мои постройки.
Вскоре я стал вставать. Я любил бродить по старому парку. Я любовался могучей сосной, трогал своими худыми длинными пальцами смолистые шишки.
Мое выздоровление врач считал чудом. Я приписываю мое спасение моей матери.

(По С.Аксакову)

Май месяц. Весна всерьез начала одевать лес. Наступила полная победа солнца над стужей и мраком зимы. Зорька вечерняя утренней зорьке руку подает. У нас на Севере начинаются белые ночи. Сияющей зеленью одеваются высокие деревья.
Легкокрылые насекомые поднимаются в воздух. В сумерках на охоту за ними вылетают летучие мыши. Днем реют в воздухе ласточки и стрижи. Парят над полянами, над лесом орлы, коршуны. Как на ниточке подвешены к облакам жаворонки. Все поет, играет, пляшет. Наступила пора света и тепла.

Примечание. Обратить внимание детей на написание слов: поднимаются, подвешены.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы – проверить умение делать письменную речь яркой, живой, выразительной, писать обучающее изложение с включением элементов описания; составлять и записывать текст с предложенными словосочетаниями.

1. Прочитай текст. Сделай текст ярким, выразительным, включи в него имена прилагательные. Озаглавь текст.

Лес просыпается после сна. В эту пору оживает дерево. Почки надуваются, разбухают, вот-вот готовые лопнуть, развернуть зелень листвы.
Мы идем по лесу. Ухо ловит звуки весны. Вот послышалась трель. Это стучал дятел. Он выбрал дерево и барабанит. Музыкант радовался солнцу и теплу.

2. Запиши изложение по самостоятельно составленному плану, включив в текст изложения описание лисы.

Дед Степан ловил рыбу возле маленького островка. По дороге домой он сделал короткую остановку на песчаном берегу. Здесь дед сложил рыбу в корзину и прикрыл ее травой.
Вдруг кусты зашевелились. Из кустов осторожно вышла лиса. Она наблюдала за каждым движением рыбака, ждала его отъезда. Дед столкнул лодку. Лиса подбежала к корзине и начала проворно хватать мелкую рыбешку.
С этого времени между рыбаком и лисою установилась дружба. Дед оставлял ей всю рыбную мелочь. Лиса перестала его бояться. Иногда она ела рыбу около его ног.

Слова для справок: на песчаном берегу, сложил, начала, с этого времени, его бояться, иногда.

3. Используя данные словосочетания, составь текст. Озаглавь его.

Последний луч, над гладким озером, после душного дня, гремучий ручей, на свежем воздухе, в синем сумраке, громким криком.

Цель работы – проверить умение писать безударные падежные окончания имен прилагательных, предлоги с местоимениями, безударные гласные в корне слова.

Летний зной

Я всегда любил жару. Наступал знойный полдень. Природа засыпала. Засыпал и широкий пруд. Водяные растения глубоко корнями ушли в илистое дно.
Рыбе жарко. Она лениво выплывала на чистое пространство. Вот она быстро схватила добычу и поспешила под зеленые навесы из трав.
Я с другом сидел под широким развесистым дубом. Но и он в летний зной опустил свои могучие ветки. Липы, осины, березы росли рядышком. Они составляли одну зеленую массу. С нами был пес Джек. От зноя он спрятался в кусты.

Слово для справки: развесистый.

Сижу я на длинном бревнышке и ем хлеб. А пингвины подошли ко мне и в рот заглядывают. Они очень любопытны.
Утром я вышел, умылся. А там целая толпа пингвинов собралась. Что их заинтересовало? Вода из умывальника капала. Капли стучали по твердому камню. Звон капели притягивал их. Они слушали громкий звон.
Раз я в палатке разжег примус. Примус громко шипел. Я согрел себе чай и вышел из теплой палатки. Пингвины закричали, загалдели. Они хотели слушать таинственные звуки. Я включил примус.

Слова для справок: разжег, примус, вышел.

Наступило раннее утро. Зеленый луг блестит под ярким солнцем. По всей окрестности разливался душистый запах цветов и трав. Вот подняли головки голубые колокольчики. Вился цепкий горошек. Сладким медком пах розовый клевер. Белели крупные ромашки с золотой серединкой. Ползали по былинкам жучки с пестрыми спинками. Порхали над цветами легкие бабочки с красивыми крылышками. А в густой траве сидел большой зеленый кузнечик. Над широким лугом лился звонкий голос птиц. У меня было хорошее настроение.

Снежные узоры на окнах

За ночь сильно похолодало. Наступило морозное утро. На стеклах появились узоры. Лучи солнечного света играли на стекле всеми цветами радуги.
Вот длинная ветвь пальмы. Красив снежный узор и в блеске солнца, и в синеве зимнего вечера.
Откуда появились снежные узоры? Кто и чем их рисует? Они нарисованы прозрачным паром. Он всегда есть в воздухе.
На холодном стекле окна оседают теплые пары воды. Они застывают. К ним прилипают другие капельки. Постепенно вырастает на окне сад изо льда. Сверкает сад на зимнем солнце.

(По М.Гумилевской)

Цель работы – проверить сформированность орфографической зоркости и навык самопроверки у учащихся.

Неизвестный цветок

Однажды упало из ветра одно семечко. Оно приютилось в ямке между камнем и глиной. Семечко напиталось росой и выпустило из себя тонкие волоски-корешки.
Так начал жить на свете маленький цветок. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал. Цветок всю ночь сторожил росу и собирал по каплям на свои листья.
Днем цветок сторожил ветер, а ночью – росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Лишь один раз цветок радовался, когда первый луч утреннего солнца касался его листьев.

(По А. Платонову)

Целый день бродила Эльза по полям и болотам. К вечеру она добралась до темного леса. Эльза легла на мягкий мох и уснула. Она проснулась ранним утром. Поблизости журчал ручей. Она умылась.
В глубь темного леса шла девочка. Сюда не проникал солнечный луч. Высокие стволы деревьев стояли близко друг к другу.
К концу дня Эльза подошла к морю. На берегу она заметила одиннадцать белых лебединых перьев. Она подобрала их. На каждом блестела капелька – может быть, росы, а может быть, слезы. Кто знает?

(По Х.К. Андерсену)

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы – проверить умение писать логически последовательно текст, составлять текст из словосочетаний, продолжить начало текста.

По узенькой тропке шли два путника. Они искали красоту. Один человек был с горячим сердцем, а другой – с холодным.
Подошли путники к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза. Он увидел в сером камне чудный цветок. Другой заметил только трещину.
Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал камень. Его сосед сидел на берегу и смотрел на море.
Вот из камня показался цветок изумительной красоты. Человек освободил из камня красоту! Горы поднялись выше, волны морские затихли. Человек с холодным сердцем не увидел красоты.

(По В.Сухомлинскому)

1. Путники ищут красоту.
2. Путники и серый камень.
3. Красота покорила горы и морскую стихию.

Слова для справок: увидел, освободил, поднялись.

2. Составь рассказ по данному началу.

Весна идет!
Голубой снег, весеннее солнце, звонкие ручьи, теплые лучи, черные проталины, первые цветы.

3. Используй отдельные слова и выражения. Составь текст на эту тему.

Цель работы: проверить умение писать под диктовку текст, включающий орфограммы третьего года обучения.
При диктовке четко проговаривать окончания.
Объем работы: 55–60 слов.

Прошли ненастные дни. Отшумели вьюги и метели. Показалось солнце. Ожила от зимнего плена земля. Радует слух чудное пение птиц. Быстро кружат в воздухе ласточки. На лету они пьют воду, ловят мошек. Удивляет гнездо птицы. Она ловко лепит его из земли и глины. У иволги гнездо сделано из травки, гибких стебельков. Я люблю смотреть на птиц. Грустно жить без них.

Слова для справок: на лету, сделано, без них.

Отъезд в деревню

Стоял теплый день. Вдруг набежала тучка. Заморосил дождь. Дождевые капли тяжело ударяли по земле. В каждой дождинке играл луч солнца.
Отец объявил нам об отъезде. Машина подкатила к подъезду. Мы отъехали от города и подъехали и речке. Дождь кончился. Кругом тишь. Вот и село. Нас встретила тетя Наталья. Мы бросились в ее объятия. Мы любим летом жить в деревне.

Последние дни весны

Я еду по лесу на лыжах. Поляну пересекли следы зайца. Это беляки пробежали к реке. Там они лакомились веточками ив. Тихо шуршал сухой камыш. Промелькнула мышь. Вдруг неожиданно взлетел глухарь. Он поднял крыльями столб снежной пыли. В сильные морозы глухари зарывались в сугроб. Там они и ночевали. Тепло птицам под снегом.
Выплыло из-за леса солнце. Вся окрестность заблестела. Природа ждет весну.

Слово для справки: лакомились.

Мы подъехали к опушке леса. Кругом тишь. Стоит месяц март. Голубое небо, снега голубые. Днем на солнце частая капель. Ночью – звонкий морозец. А вот и первые вестники весны – ручьи. Весенние ручьи говорят, говорят. У каждого ручья свой голос. Один чуть шепчет, другой звонко кричит. Все спешат к реке. Она давно ждет их. Хочешь узнать тайну ручья – сядь у речки, послушай.
Слова для справок: шепчет, хочет.

Цель работы: проверить, как сформированы орфографическая зоркость и навык самопроверки.

Стояло жаркое лето. Мы шли лесом. Пахло сосновой корой и земляникой. На сухих полянах стрекотали кузнечики. Над верхушками сосен вился ястреб. Лес был накален от зноя. Мы отдыхали в тенистой чаще осин и берез. Там дышали запахом трав и корней. К вечеру вышли на берег озера. На небе блеснули первые звездочки. Утки со свистом летели на ночлег.

Пришла ранняя весна. Солнце разбудило лес и растопило снежинки на верхушке сосны. Упали первые капли на снег. Они пробили сугроб и сухую листву. Появились проталинки. То там, то здесь стали показываться зеленые стрелки. А вот и первые подснежники.
Наступает поздняя весна. В тиши леса проснулся ландыш. Он издает тонкий нежный запах. А как красивы его белые колокольчики! Сохрани их!

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы: проверить сформированность умения излагать текст в логической последовательности, записать по памяти описание птицы, изложение по самостоятельно составленному плану.

1. Текст изложения по коллективно составленному плану.

В лесу везде еще лежал снег. У медведицы родился медвежонок. Он был очень маленьким. Шел день за днем. Побежали по полянам ручьи. Сходил снег.
Медвежонок уже подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Малыш стал ходить.
Раз мать с сыном пошли бродить по редкому лесу. На крутом склоне лежал обломок дерева. Малыш схватился за него лапами. Со страшным грохотом обломок полетел вниз, вместе с медвежонком. Затрещали кусты. Малыш от страха и боли завыл.
Медведица быстро бросилась к нему. Мишка тянулся к матери. Он тихо скулил.

(По С.Устинову)

Слова для справок:

I часть – медвежонок, снег.
II часть – обломок, за нею, вниз.
III часть – к нему.

Прочитай текст, запомни по памяти описание птицы.

Алиска шла через поляну. Лесная трава стояла по пояс. Вдруг закачалась еловая ветка. Алиска подняла глаза.
На дереве сидела чудная птичка. Птица была как яркий цветок. Она сидела и глядела на маленькую девочку. Головка у птицы черная, а грудка зеленая. Крылья и хвост красные, как огонь.
Птица тихо скользнула над поляной и скрылась в листве деревьев.

(По Л.Воронковой)

3. Выборочное изложение по самостоятельно составленному плану.

Однажды случилась беда. Овца попала под машину. Остался маленький пушистый ягненок.
За сироткой стала ухаживать Настя. Она назвала его Шустриком. Девочка кормила его молоком, угощала хлебцем. Особенно ягненок любил капусту.
Пришло лето. Шустрик подрос. Теперь это был уже взрослый баран. А какие рога! Они были похожи на два огромных скрученных бублика.
Баран все время ходил за девочкой, как собачка. Он защищал ее от мальчишек. Раз Настя пошла в кино, и баран за ней. Девочка вошла в зал.
А баран уселся у двери и ждал ее. Настоящий друг!

1. Случилась беда.
2. За сироткой ухаживает девочка.
3. …
4. …

Запиши последние части плана (3–4 части).
К этим частям плана напиши текст изложения.

3-й класс ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить сформированность навыков правописания безударных гласных в корне слова, приставок, разделительного твердого знака, мягкого знака на конце имен существительных после шипящих.
Четко проговаривать все неизученные орфограммы.
Объем работы: 50–60 слов.

Экскурсия на завод

К школе подъехал автобус. Мы все дружно выбежали во двор и заняли места в нем. Автобус тронулся. Алла Ивановна тихо запела всем знакомую песню. Все дружно ее поддержали. Машина ехала по ровному шоссе. Но вот дорога пошла в гору.
Мы подъехали к заводу. Крановщик рассказал нам о подъемном кране, о его мощной силе. Много интересного мы увидели на заводе.

Слова для справок: заняли, увидели, крановщик, в нем.

Примечание. Предупредить о постановке запятой.

Солнце растопило остатки снега. С крыш падали последние сосульки. По дорожкам и тропинкам побежали ручьи. Лучи солнца весело играли с воробьями в лужах. Потянулись с теплых краев на родину перелетные птицы. У школьников праздник. Ребята встречают весенних гостей. Прилетели грачи – вестники весны. Группа ребят повесила на березку скворечник. Вот уже пара скворцов влетела в гнездо. Хорошо дома.

Слово для справки: повесила.

Как зима с весной боролась

Зима объявила войну весне. На помощь зиме прилетел ветер. Он собрал грозные облака. Они не пускали на землю солнечный луч. Весна посылала молодой травке теплые капли дождя. Зима их замораживала. На деревьях показались почки. Зима щипала их морозцем. Смешались дождь со снегом, весенний гром с вьюгой. Зима старалась нанести удар в самое сердце, но не смогла. Весна победила!

Слова для справок: солнечный, замораживала, не смогла.

Рисовать природу родного края – мое любимое занятие. Я взял краски, карандаши, альбом и упаковал каждую вещь в рюкзак. Мой путь лежал к Енисею. Его за богатырскую мощь прозвали братом океана. Я восторгался гигантской силой падения воды. Я рисовал ажурные подъемные краны, водопад чистейших голубых брызг. Мне нравилось, как ревел, бушевал Енисей. Он показывал свою мощь и силу.

Слова для справок: упаковал, Енисей, водопад, нравилось.

Примечание. Предупредить о постановке запятых.

Цель работы – проверить орфографическую зоркость у учащихся.
Объем работы: 55–60 слов.

Ходит по дну гавани водолаз. Он чистит дно. Вверху над водолазом – плавучий кран. Вот стальная балка торчит. Не ровен час, заденет корабль днищем – беда.
Подошел водолаз к опасной балке, окутал ее тросом, зацепил крюком. Загудел на кране мотор, пополз крюк вверх, натянул трос – вырвал балку. И снова ходит по дну человек. На дне реки или моря тоже чистота нужна.

(По Т.Снегиреву)

Наступил поздний вечер. Кругом тишина. Мама легла спать. Мы с Игорем за столом занимались рисованием. Я рисовал людей в пещере. Вокруг были разные звери, птицы. На горке стоял олень. Человек из-за кустов стрелял из лука в него. Игорь нахмурился. Он взял у меня карандаш и нарисовал стрелу, которая летела мимо красавца оленя. Ему жалко было оленя. Я с ним согласился.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы – проверить умение излагать готовый текст в логической последовательности, включив в него два-три предложения с описанием животного; составлять текст-повествование, используя начало текста.

1. Текст изложения. Написать изложение, включив в текст описание щенка.

У нас в доме появился щенок. Брат нашел его около подъезда. Малыш лежал на земле и жалобно скулил.
Мы с братом вымыли щенка, покормили его теплым молочком. Я назвал его Шустриком. Щенок быстро рос. Я любил с ним гулять. Раз я пошел с ним в парк и по дороге встретил друга. Он стал рассказывать мне о своей коллекции марок. Я оглянулся. Шустрика не было.
Мы с другом обежали весь парк. Собака пропала. Унылый я шел домой. У подъезда сидел мой Шустрик и ждал меня. Он помнил свой дом!

2. Продолжи текст-повествование, используя начало текста. Озаглавь.

Ясное утро. Проснулся весенний лес. Прокуковала несколько раз вдали пестрая кукушка.

3. Напиши несколько названий тем про весну. На одну из них составь и запиши текст.

Цель работы – проверить сформированность навыков правописания безударных гласных в корне слова, в приставках, разделительного твердого знака, мягкого знака на конце имен существительных после шипящих.

Объем работы: 50–70 слов.

Тишь. Стройные сосны и мохнатые ели закрывали небо. Муравьиные трассы четко просматривались среди травы и мха. Они скрывались под ветвями деревьев. Луч солнца редко проходил сюда. Чувствовалось, что муравьи заняты делом. Один тащил от елки сочную иголку, другой – гибкую веточку. Он медленно двигался со своим грузом. На помощь прибежала группа муравьев. Муравьиная жизнь кипела. Муравейник был двух метров высотой.

Слово для справки: просматривались.

Около изгороди я сделал кормушку. В сугробе на площадку сыпал семечки подсолнуха, крошки сыра и хлеба. Стали прилетать синицы и поползни. Они привыкли ко мне и садились на ладони, брали корм из рук. Первые семечки поползни съедали, а затем стали делать запасы. Возьмут в клюв два семечка с ладони и летят к сосне. Семечки закладывают в щель, забивают их клювом и закрывают кусочком коры.

Примечание: предупредить о постановке запятой.

На высоком холме стоит старинная усадьба. Лестница ведет к длинному дому. Там густой парк. Это село Михайловское.
По аллеям парка любил гулять Александр Сергеевич Пушкин.
В маленьком домике под тесовой крышей жила Арина Родионовна. Это любимая няня поэта.
В Михайловское съезжаются люди. Им дорог уголок, где жил великий русский поэт. В школе у нас был конкурс на лучшее чтение стихотворения. Наш класс занял первое место.

Примечание: предупредить о постановке запятых.

Раннее утро. В теплые прекрасные дни не хочется сидеть дома. Мы выезжаем из города.
Солнечный луч играет на капельках росы. В поле зеленеет молодая рожь. Мы входим в лесную глушь. Звенят радостные песни птиц. В лесу глубокая тишь. Только жужжат жуки и шелестят вершины деревьев. Старую ель окружают пушистые сосны. Белеет в траве ландыш. По тропинке бежит еж. Он торопится.

Слова для справок: не хочется, торопится.

Цель работы – проверить сформированность навыка орфографической зоркости.

Опять морозная ночь. Утром на поле я увидел группу уцелевших голубоватых колокольчиков. На одном из них сидел шмель. Я положил его под горячий луч солнца. Он ожил, оправился и полетел. За ночь оцепенела и стрекоза, но под горячим лучом оправилась и полетела. Кузнечики посыпались из-под ног. Ромашки поникли, опустили головки. Холодно. Это были последние цветы осени.

(По М.Пришвину)

Каждый день мы ждали любимую нашу вестницу весны трясогузку. Она прилетела ночью и села на дуб.
Молодая наша собачка Сват наблюдала за ней. Трясогузка пробегала перед самым носом собаки и делала вид, что не замечает ее. Собака бросалась на изящную птичку, но та отлетала на несколько шагов. Эта игра продолжалась час и больше. Забавно было на них смотреть.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы – проверить умение логически правильно излагать текст, добавлять к плану недостающие части, заканчивать текст по заданному началу, составлять к нему план.

Река была покрыта блестящим льдом, точно зеркалом. На лед выбежал мальчишка и лихо прокатился на ногах. За смельчаком стали бежать и другие.
Но вот один мальчик упал. На него упали остальные. Лед не выдержал. Он треснул. Мальчики очутились по горло в воде. Они громко кричали.
По берегу бегали люди. Появились доски, веревки. По льду с веревкой в зубах ползли рабочие. Мальчики ухватились за веревку. Ребята были спасены.

1. Хорошо кататься по льду!
2.
3.

Слова для справок:

I часть: зеркалом.
II часть: на него.
III часть: спасены.

2. Свободный диктант.

После долгого ненастья выдались яркие дни. Кругом чистое небо и сверкающий снег. Мы стоим на остановке, ждем трамвай. Далеко тянется аллея берез.
Вдруг раздалась самая настоящая весенняя песня. Разве зимой поют весенние песни? Стоит середина января!
Это пела большая синица. В редкие солнечные дни или в зимнюю оттепель синица может так петь. Люди улыбались. Настроение было хорошее.

3. Прочитай текст, продолжи его, составь к нему план.

На полянке Егорушка увидел большие звериные следы. Он объехал поляну на лыжах. Какой-то зверь скрывался в лесной чаще. Мальчик пошел по следам и въехал в ельник. Кругом тишь.