Итоговая контрольная работа по русскому языку 10 класс в форме ЕГЭ с ответами

2) держитесь за поручни;

Контрольная 10 класс русский

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) издАвна 2) намерЕние 3) созвонИмся 4) забрАла домой

А2.В каком предложении вместо слова ДЛИННЫЙ нужно употребить ДЛИТЕЛЬНЫЙ?

1) ДЛИННЫЕ мускулистые руки шимпанзе позволяют им легко передвигаться по деревьям.

  1. После пожара на фабрике несколько человек были отправлены в ДЛИННЫЙ отпуск.
  2. К киоску подошла девушка, одетая в ДЛИННОЕ кожаное пальто.
  3. ДЛИННЫЙ парнишка в спортивном костюме показался мне знакомым.

A3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. менее восьмиста шагов 3) заслуженные доктора наук
  2. пара чулок 4) более медленно

А4 Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Посмотрев новую пьесу в театре ,

  1. было проведено её обсуждение.
  2. мы были поражены мастерством режиссёра.
  3. у меня родилась мысль о мюзикле по её мотивам.
  4. нас поразила сыгранность членов труппы.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Согласно указаниям директора, презентация должна была начаться в 12.00.
  2. Те, кто не попал на рейс, спорили с администратором.
  3. Автор в этом научном труде исследует и рассуждает о природе цвета и особенностях цветовой гаммы.
  4. В знаменитой пушкинской «Осени» ощущение трагичности бытия совмещено с лёгкой иронией.

А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

  1. Отрывок «Пир во время чумы», который в наибольшей полноте раскрывает перед читателем идейный смысл всех «Маленьких трагедий», не случайно является финальным произведением цикла.
  2. Особую роль в этом произведении играет гимн чуме, который исполняет на пиру Вальсингам.
  3. Слова гимна гласят: только перед лицом страдания и гибели, которых никто не может избежать, человек ощущает бессмертие собственной души.
  4. Священник, который пришел к пирующим с гневным укором, видя страдания Вальсингама, преисполняется к нему сочувствием.

Прочитайте текст и выполните задания А7—Al2.

(1) …. (2)При сравнении рисунка и фотографии одного и того же пейзажа становится заметно, что на фотографии зелень получается слишком тёмной и жёсткой, а в рисунке, напротив, цвет и свет отображаются гармонично, что придаёт ему особенное очарование. (З)Если же мы всмотримся в отношения между рисунком и реальной действительностью, то заметим, что рисунок очень часто воспроизводит не готовую, постоянную действительность, а её становление. (4)Из движения и скрещения линий рождаются изменчивые образы: деревья в процессе роста, вода в непрерывном течении. (5)В этом смысле рисунок в какой-то мере родственен музыке, где образы возникают из чередования звуков и ритмов. (6)…можно утверждать, что в рисунке, как и в музыке, мы воспринимаем в известной степени силу и энергию.

А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1)Ни одна художественная техника не способна воплотить столь непосредственно мимолётность впечатления, как рисунок.

2)Средневековый рисунок служил подготовкой для стенной композиции или рукописной миниатюры.

3)Рисунок — это искусство, которое может выражать индивидуальный темперамент художника и настроения целой эпохи.

4)Во все эпохи рисунок был главным орудием изучения натуры и художественного воспитания.

А8 Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом (6) предложении?

  1. Однако 3) Прежде всего
  2. Несмотря на это, 4) Следовательно,

А9. Какие слова являются грамматической основой в одной из частей второго (2) предложения текста?

  1. что получается 3) придаёт очарование
  2. становится заметно 4) зелень получается

А10. Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

  1. сложное с подчинительной и сочинительной связью между частями
  2. сложноподчинённое
  3. сложное с подчинительной и бессоюзной связью между частями
  4. сложное с подчинительной, бессоюзной и сочинительной связью между частями

А11. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПОСТОЯННУЮ из предложения 3.

1)Страдательное причастие 2) имя прилагательное 3) действительное причастие

4) определительное местоимение

А12. Укажите значение слова СВЕТ в предложении 2.

1)освещённое место 3) светлое место на картине

2)приспособление для освещения 4) рассвет, восход солнца

А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН? Среди гружё(1)ых судов сновал по акватории катер ярко-зелё(2)ого цвета, приписа(3)ый к службе пограничного контроля.

А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)Неприм…римость, ч…столюбие, раст…нуться

2)д…лина, шт…мповать, вым…ршие животные

3)т…жёлый, разв…вающиеся флаги, б…тонировать

  1. лучший зап…вала в хоре, подм…сти пол, заж…гание

А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

  1. (В)ТЕЧЕНИЕ следующего года Мария с отличием окончила математические курсы, (НЕ)СМОТРЯ на то что точные науки давались ей не так легко, как гуманитарные.
  2. ЧТО(БЫ) ни сулило нам будущее, останемся верны нашей дружбе, и пусть (НИ)КТО не сможет упрекнуть нас в предательстве!
  3. (В)ПОСЛЕДСТВИИ мы не раз пытались понять, как случилось, что два года научных наблюдений прошли (В)ПУСТУЮ, не дав никаких результатов.
  4. ЧТО(БЫ) нижняя ветвь не сломалась под тяжестью зреющих яблок, под неё подставили длинную рогатину, и теперь ТО(ЖЕ) самое собирались сделать с соседней яблоней.

А30. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

  1. (4) Ни объяснения, ни мольбы взрослых, ни слёзы детей не помогали.
  2. (5) В течение какого-нибудь часа разъярённые палачи хватали подряд жителей, убивали, бросали в горящие хаты.
  3. (13) — На меня, понятно, фрицы всех собак повесят, а как с остальным народом быть?
  4. (23) — Да мы, соколики, сами поколотим друг друга, — ответила та же крестьянка.

В2.Из предложений 28—29 выпишите все причастия . (28)Взрыв состава, гружённого оружием, боеприпасами и другими военными материалами, был произведён блестяще. (29)Шестьдесят вагонов, слетев с пути, разбились и сгорели.

Итоговая контрольная работа по русскому языку 10 класс в форме ЕГЭ с ответами

Новая итоговая контрольная работа по русскому языку 10 класс в форме экзамена ЕГЭ с ответами для проверки 4 четверть 2021-2022 учебный год. Работа по русскому языку состоит из часть 1, содержащей 24 задания.

Среднее время выполнения одного задания 1-2 минуты. Ориентировочное время выполнения контрольной работы – 45 минут.

Ссылка для скачивания работы: скачать в ворде, скачать в пдф

Итоговая контрольная работа по русскому языку 10 класс в форме ЕГЭ

1)(1)Сохранение культурной среды — задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. (2)Утраты в приро де до известных пределов восстановимы, в отличие от потерь культурных. (3) современные учёные (археологи, ис торики, этнографы, философы, писатели, лингвисты и др.) говорят о том, что защита и сохранение культурных осо бенностей народов и наций становятся ключевым моментом человеческого прогресса и самовыражения.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

  • 1) Сохранение окружающей среды — задача не менее важная, чем сохранение культуры народов и наций.
  • 2) Ключевым моментом человеческого прогресса и самовыражения становится защита и сохранение культурной специфики народов и наций.
  • 3) Археологи, историки, этнографы, философы, писатели и лингвисты изучают культурные особенности народов и наций.
  • 4) Учёные считают, что сохранение культурной специфики народов и наций и её защита –это ключевой момент человеческого прогресса и самовыражения.
  • 5) По мнению современных учёных, утраты в природе до известных пределов восстановимы, в отличие от потерь культурных.

Ответ: 24

2)Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово. Однако Поэтому Например, Наоборот В то же время.

Ответ: поэтому

3)Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СРЕДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. СРЕДА́, -ы, вин. среду, мн. среды, сред, средам, жен.

Ответ: 3

4)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. крАны некролОг экспЕрт тортОв Отрочество

Ответ: тортов

5)В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. Мотылёк сейчас только вспомнил, что у него в кармане всего тридцать копеек, а плата за АБОНЕМЕНТ в месяц с залогом превышала эту сумму ровно в семь раз. «До востребования» означало, что АДРЕСАТ сам должен получить письмо на почтамте. Он [Мурзик] прыгал в темноту, ляскал зубами и отскакивал — воевал с НЕПРИГЛЯДНОЙ октябрьской ночью. Мы должны быть БЛАГОДАРНЫМИ сыновьями нашей великой матери — Древней Руси. Под сводами нового храма, выстроенного лет пять назад, в БУДНИЙ день и в час, свободный от службы, искали утешения всего несколько человек.

Ответ: непроглядной

6)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Ответ: дёсны

8)Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. огл..шение б..ланс р..спублика к..талог приск..кать

Ответ: оглашение

9)Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

  • пр..свистывать, пр..мудрый
  • в..кружить, бе..корыстный
  • о..гадать, пре..усмотреть
  • пр..клеить, пр..неприятный
  • о..ключить, по..пустить

Ответ: вскружить бескорыстный

12)Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Во всем его облике Иван не видел теперь ни тени былой враждебности, немец был прост, деятелен, по каким-то признакам в нем чувствовался открытый, (не)злой человек. «Успокойте друга», — сказал он, (не)изменяя голоса и тоном, в котором из-за приличия и участия просвечивало равнодушие и даже насмешка. У него глаза потухли, и в них (не)сверкали отблески вечернего солнца. Мне вовсе (не)интересно схватить насморк. Сам (не)знающий покоя, человек с осатанелым упорством стремится подчинить, заарканить природу.

Ответ: незлой

13)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Я тебя (НЕ)ВСТРЕВОЖУ (НИ)ЧУТЬ. Соседка заметила (ВО)ВСЁМ КАКОЙ(ТО) беспорядок. Доброта для души ТО(ЖЕ), что здоровье для тела, ТАК(ЖЕ) жизненно необходима. Когда (НА)ВСТРЕЧУ гостям вышел старик, я (ТОТ)ЧАС узнал его. (ОТ)ТОГО незнакомого и страшного зверя, который внезапно появился на поляне, надо было срочно спрятаться, ЧТО(БЫ) не попасться ему в лапы.

Ответ: навстречу тот час

14)Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Над детской кроваткой висел тка(1)ый коврик, на котором огне(2)ая лиса волочила в зубах растрепа(3)ого белого петуха, уносила его куда-то за синие лесы, за высокие горы.

Ответ: 23

15)Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1) Все сёстры Головина доили коров и ходили за курами и пряли необыкновенную пряжу. 2) Часто маленький Шопен брал несколько придуманных им же аккордов или короткую мелодию и терзал их изменял. 3) В деревне все сельские мальчишки ни свет ни заря отправлялись рыбачить на Волгу. 4) Гости не видели ни разорванной тетради ни дрожи рук ни слёз маленького Шопена. 5) Дома не сиделось и мы решили проведать наших старых знакомых.

Ответ: 25

16)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Ипполит Матвеевич (1) томясь стыдом (2) стоял под акацией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.

Ответ: 1234

17)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда небо (3) казалось (4) бездонным морем, расстилавшимся перед глазами.

Ответ: 12

18)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(ы), на месте которой(ых) в предложениях должны стоять запятые. Большие (1) светлые здания (2) окна которых (3) отражали первые солнечные лучи (4) бежали по обе стороны дороги.

Ответ: 24

19)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Не бывает скучно в лесу (1) и (2) если вы взгрустнёте (3) повнимательнее взгляните на самую обыкновенную берёзу (4) которая встретится на вашем пути.

Ответ: 1234

24)Рассказывая о сложной, противоречивой судьбе дезертира, В.М. Песков использует различные синтаксические средства. Среди них особо следует отметить _______ (предложения 13, 18, 31), которые делают повествование более динамичным, а также_________(предложения 35, 39, 40, 42), помогающие передать душевное волнение и скованность персонажа. Лексика текста про ста и незамысловата, как скудная событиями жизнь главного героя. Ощущение однообразия, болезненной монотонности помогают передать многочисленные __________ («думал» в предложениях 33, 34, 38; «боялся» в предложениях 35, 36). В свою очередь, умелое использование автором тропов, в частности __________ («жалкая судьба» в предложении 46, «тяжкий час» в предложении 52), добав ляет колорита, оживляет повествование.

Ответ: 6192

Задания и ответы 2 варианта

(1)Грунтовые хранилища жидких радиоактивных продуктов и места захоронения твёрдых отходов могут быть источ никами загрязнения грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод. (2) для предупреждения и предотвращения опасных радиоактивных загрязнений проводится контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения до вы хода грунтовых вод к поверхностному водоисточнику. (3)Этот контроль осуществляется с помощью специальных карт движения грунтовых вод и возможной миграции загрязнений.

1)В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? 1) Контроль за распространением радиоактивных продуктов в грунтовом потоке проводится в наблюдательных скважинах, глубина и распо ложение которых зависят от назначения сооружений, гидрогеологических условий и характеристик грунтов. 2)Контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения радиоактивных отходов до выхода к поверхностному водоисточнику, осу ществляемый при помощи специальных карт, позволяет избежать опасных радиоактивных загрязнений. 3) Во избежание опасных радиоактивных загрязнений с помощью специальных карт осуществляется контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения радиоактивных отходов до выхода к поверхностному водоисточнику. 4) Жидкие и твёрдые радиоактивные отходы являются источниками загрязнения грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод. 5) Направление движения и скорость грунтовых и подземных (глубинных) вод требует жёсткого контроля, поэтому необходимо создавать специальные гидрогеологические карты разных районов России.

Ответ: 23

2)Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово. Однако Поэтому Например, Наоборот В то же время

Ответ: поэтому

3)Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВЫХОД. Определите значение, в котором это слово упо треблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной ста тьи. ВЫ́ ХОД, -а, муж.

Ответ: 3

4)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. обеспЕчение сорИт дозвонИмся крАлась дОговор

Ответ: договор

5)В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. Вера только тогда согласилась ехать домой, когда удостоверилась, что дёрн около кустов совершенно нельзя ОТЛИЧИТЬ от травы, покрывавшей всю седловинку. Птица же — создание очень умное, наблюдательное; она чрезвычайно ПАМЯТЛИВА и признательна за всякую доброту. Человека можно искалечить, но искусство всё ПЕРЕТЕРПИТ и всё победит. И прошло с тех пор целых шесть лет, протекло, как песок в корабельных ПЕСЧАНЫХ часах. Огонь-ребята и все, как на ПОДБОР, отличники.

Ответ: песочных

6)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. вместе с ДЕТЬМИ НАИЛУЧШИЙ снимок много АПЕЛЬСИН ИСКОМЫЙ ответ пара ЧУЛОК

Ответ: апельсинов

12)Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. «Скажите, Нечаев, — (не)подымая головы, сказала Зоя. — Где вы взяли этот альбом?» А вы, Давлатян, совсем (не)боитесь умереть? Такой представилась Францу столица,— призрачно-окрашенной, расплывчатой, словно бескостной, ничуть (не)похожей на его грубую провинциальную мечту. Однажды он слышал даже, как покойный прадед нынешних графов выехал на середину острова и (не)истово ругался. На околице пылало несколько исковерканных осколками автомашин, (не)успевших уйти в укрытие.

Ответ: неистово

13)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. (ИЗ)ДАЛЕКА, всё КАК(БЫ) пригибая на своём пути, покатился гром. Цветущая сирень распространяла (ВО)КРУГ свой (НЕ)ПОВТОРИМЫЙ аромат. Мы так часто ищем смысл жизни, забывая о близких людях, (ПО)ЭТОМУ ТАК(ЖЕ), как и смысла в жизни, не находим взаимопонимания. Бывают любимые женщины, чьи глаза воздействуют на нас не (В)ПРЯМУЮ, а позже, КАК(ТО) неожиданно. Отец ТАК(ЖЕ) страстно, как и все его друзья, болел за свою футбольную команду. Его сын ТО(ЖЕ) был азартным болельщиком.

Ответ: вокруг неповторимый

14)Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н. Мы видим, что в костя(1)ых коньках, найде(2)ых археологами на севере Европы, продела(3)ы отверстия для кожа(4)ых тесёмок. 15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1) Ролевое чтение или инсценировка фрагментов из изучаемых произведений особенно нравились нашему классу. 2) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия. 3) Молодые великаны-сосны устремлены в голубое небо и от этого ещё шире кажутся просторы золотой нивы. 4) Мишка принёс и букет цветов и конфеты и торт. 5) Люди в толпе начали доставать мелочь из карманов и сумок и бросать их в шляпу фокусника.

Ответ: 134

16)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Степной воздух (1) наполненный тысячью разных птичьих свистов (2) был жарким, а в высоком небе неподвижно стояли ястребы (3) распластав свои крылья ( 4) и неподвижно устремив глаза свои в траву…

Ответ: 213

17)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Иногда Ивану Петровичу Аргунову (1) всё-таки (2) удавалось целиком отдаться вдохновению. В такой радостный час (3) наверное (4) и создал он портрет неизвестной молодой женщины в праздничном крестьянском платье.

Ответ: 34

18)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(ы), на месте которой(ых) в предложениях должны стоять запятые. Для понимания вашего конспекта (1) необходимо иметь перед глазами ту книгу (2) по поводу (3) которой (4) сделаны заметки.

Ответ: 2

19)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния (1) и (2) пока она светила (3) я увидел (4) как мерцает какая-то белая точка на берегу.

Ответ: 1234

24)«Вспоминая прошедшую войну и своё «военное» поколение, Юрий Бондарев использует такой приём, как _______ (например, «Мы узнали, что…» в предложении 11, 12, 14). Показывая довоенное мироощущение молодых людей, писатель использует такие тропы, как _______ («все улыбки в том времени предназначались тебе» в предложении 7), _______ («мир, прозрачно-лучезарный» в предложении 8). А такой приём, как _______ (предложение 10) помогает автору ярко и лаконично рассказать о драматичной судьбе военного поколения».