Контрольная работа по биологии в 10 классетест по биологии (10 класс) на тему

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 10 класса

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 10 класса (профильный уровень). Работа включает в себя 2 варианта в каждом варианте 3 части (Часть А, Часть В, и Часть С).

Часть А. Содержит 15 заданий (А1-А15) с выбором одного верного ответа из четырех базового уровня сложности (1 задание-1 балл).
Часть В. Содержит 3 задания с выбором нескольких верных ответов, на установление соответствия и определение последовательности биологических объектов, процессов и явлений. Эти задания повышенного уровня сложности (1 задание — 2 балла).
Часть С. Содержит 2 задания с развернутым ответом (1 задание — 2 балла).

Максимальное количество баллов — 25
Критерии оценивания
22-25 баллов – оценка 5
17-21 баллов – оценка 4
10-16 баллов – оценка 3
менее 10 – оценка 2

1 Вариант

А1. При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно. Чем это объясняется?

1) все особи имеют одинаковый генотип
2) все особи имеют одинаковый фенотип
3) все особи имеют сходство с одним из родителей
4)все особи живут в одинаковых условиях

А2. Главный признак живого –

1) движение
2) увеличение массы
3) обмен веществ
4) распад на молекулы

А3. В пробирке с раствором хлорофилла фотосинтез не происходит, так как для этого процесса необходим набор ферментов, расположенных на

1) кристах митохондрий
2) гранах хлоропластов
3) эндоплазматической сети
4) плазматической мембране

А4. Информационную функцию в клетке выполняют

1) белки
2) липиды
3) углеводы
4) нуклеиновые кислоты

А5. При геномных мутациях происходят изменения

1) числа хромосом в генотипе особи
2) структуры ядерных хромосом
3) сочетания нуклеотидов в молекуле ДНК
4) механизма кроссинговера в профазе мейоза

А6. Какое из перечисленных заболеваний человека вызвано неклеточными формами жизни?

1) СПИД
2) туберкулез
3) дизентерия
4) холера

А7. Какая наука изучает влияние загрязнений на окружающую среду?

1) анатомия
2) генетика
3) ботаника
4) экология

А8. Растение поглощает из окружающей среды воду и углекислый газ, которые в процессе фотосинтеза используются в качестве

1) катализаторов химических реакций
2) конечных продуктов дыхания
3) исходных продуктов обмена
4) источников энергии

А9. Обмен веществ между клеткой и окружающей средой регулируется

1) плазматической мембраной
2) эндоплазматической сетью
3) ядерной оболочкой
4) цитоплазмой

А10. Энергетические станции клетки – это

1) рибосомы
2) хлоропласты
3) митохондрии
4) лизосомы

А11. Пластический обмен не может идти без энергетического, так как энергетический обмен поставляет для пластического

1) богатые энергией молекулы АТФ
2) ферменты для ускорения реакций
3) кислород для реакций расщепления
4) неорганические соли и кислоты

А12. Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и неживой природы?

1) вирусы
2) бактерии
3) лишайники
4) грибы

А13. Какой вирус нарушает работу иммунной системы человека?

1) полиомиелита
2) оспы
3) гриппа
4) ВИЧ

А14. Каковы особенности модификационной изменчивости?

1) проявляется у каждой особи индивидуально, так как изменяется генотип
2) носит приспособительный характер, генотип при этом не изменяется
3) не имеет приспособительного характера, вызвана изменением генотипа
4) подчиняется законам наследственности, генотип при этом не изменяется

А15. Удвоение ДНК происходит

1) в профазе митоза
2) в анафазе митоза
3) в интерфазе митоза
4) в метафазе митоза

В1. Выберите три верных ответа из шести
Половое размножение, в отличие от бесполого,

1) свойственно как растениям, так и позвоночным животным
2) ведет к появлению новых комбинаций генов в потомстве
3) является эволюционно более древним
4) сопровождается гаметогенезом
5) способствует развитию большого числа дочерних особей
6) характерно только для прокариотических организмов

В2. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов

признаки гаметогенезавиды гаметогенеза
1) образуются яйцеклетки
2) образуются сперматозоиды
3) образуются четыре одинаковые гаплоидные клетки
4) образуются одна крупная клетка и три мелкие (направительные тельца)
5) образовавшиеся клетки подвижны
6) образовавшиеся клетки неподвижны
А. Овогенез
В. Сперматогенез

В3. Установите последовательность процессов в первом делении мейоза

A. спирализация хромосом
B. образование веретена деления
C. конъюгация гомологичных хромосом
D. расхождение гомологичных хромосом
E. кроссинговер – обмен генами
F. удвоение ДНК

Дайте полный свободный ответ на вопрос:

С1. Объясните, почему при нанесении пероксида водорода на срез сырого картофеля активно выделяется кислород, а при нанесении на срез вареного картофеля выделения кислорода не наблюдается.

С2. Как вы считаете, в чем заключается опасность близкородственных браков?

Вариант 2

А1. При скрещивании двух морских свинок с черной шерстью (доминантный признак) получено потомство, среди которого особи с белой шерстью составили 25%. Каковы генотипы родителей?

1) АА х аа;
2) Аа х АА;
3) Аа х Аа;
4) АА х АА.

А2. Без митоза невозможен процесс

1) обмена веществ
2) роста организма
3) оплодотворения
4) кроссинговера

А3. О сходстве клеток эукариот свидетельствует наличие в них

1) ядра
2) пластид
3) оболочки из клетчатки
4) вакуолей с клеточным соком

А4. Что является мономером белка?

1) гликоген
2) глюкоза
3) аминокислоты
4) нуклеотиды

А5. Источником углерода, используемого растениями в процессе фотосинтеза, служит молекула

1) угольной кислоты
2) углеводорода
3) полисахарида
4) углекислого газа

А6. Световая стадия фотосинтеза протекает

1) в цитоплазме
2) в гранах хлоропласта
3) в рибосомах
4) в митохондриях

А7. Молекулы АТФ выполняют в клетке функцию

1) защитную
2) каталитическую
3) аккумулятора энергии
4) транспорта веществ

А8. Гидролитическое расщепление высокомолекулярных веществ в клетке происходит в

1) лизосомах
2) рибосомах
3) хлоропластах
4) эндоплазматической сети

А9. Строение и функции плазматической мембраны обусловлены входящими в её состав молекулами

1) гликогена и крахмала
2) ДНК и АТФ
3) белков и липидов
4) клетчатки и глюкозы

А10. Организмы, которым для нормальной жизнедеятельности необходимо наличие кислорода в среде обитания, называют

1) аэробами
2) анаэробами
3) гетеротрофами
4) автотрофами

А11. К основным причинам комбинативной изменчивости не относят

1) рекомбинацию генов в процессе кроссинговера
2) независимое расхождение гомологичных хромосом в мейозе
3) воздействие условий внешней среды
4) случайную встречу гамет при оплодотворении

А12. Количество групп сцепления генов у организмов зависит от числа

1) пар гомологичных хромосом
2) аллельных генов
3) доминантных генов
4) молекул ДНК в ядре клетки

А13. В условиях тропической Африки у капусты не образуются кочаны. Какая форма изменчивости проявляется в данном случае?

1) мутационная
2) комбинативная
3) модификационная
4) цитоплазматическая

А14. Синтез белка относится к реакциям

1) фотосинтеза
2) дыхания
3) ассимиляции
4) диссимиляции

А15. В анафазе митоза происходит

1) удвоение хромосом
2) деспирализация хромосом
3) расхождение хроматид
4) спирализация хромосом

В1. Выберите три верных ответа из шести
Для прокариотной клетки характерно наличие

1) рибосом
2) митохондрий
3) оформленного ядра
4) плазматической мембраны
5) эндоплазматической сети
6) одной кольцевой ДНК

В2. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов

характеристика размноженияспособ
1)происходит с помощью органов, их частей и отдельных клеток
2)осуществляется при участии гамет
3)новые организмы сохраняют большое сходство с материнским
4)используется человеком для сохранения у потомства ценных исходных признаков
5)новые организмы развиваются из зиготы
6)потомство сочетает в себе признаки материнского и отцовского организмов
А. Бесполое
В. Половое

В3. Установите последовательность этапов энергетического обмена

A. расщепление биополимеров до мономеров
B. поступление органических веществ в клетку
C. окисление пировиноградной кислоты до углекислого газа и воды
D. расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты
E. синтез двух молекул АТФ
F. синтез 36 молекул АТФ

Дайте полный свободный ответ на вопрос:

С1. Чем клетка животных отличается от растительной клетки по строению?

С2. Предположите, что произойдет, если на Земле исчезнут все бактерии.

Ответы на итоговую контрольную работу по биологии за курс 10 класса
1 вариант
А1-1, А2-3, А3-2, А4-4, А5-1, А6-1, А7-4, А8-3, А9-1, А10-3, А11-1, А12-1, А13-4, А14-2, А15-3
В1-124
В2-А-146, В-235
В3-FABCED
2 вариант
А1-3, А2-2, А3-1, А4-3, А5-4, А6-2, А7-3, А8-1, А9-3, А10-1, А11-3, А12-1, А13-3, А14-3, А15-3
В1-146
В2-А-134, В-256
В3-BADECF

Контрольная работа по биологии в 10 классе
тест по биологии (10 класс) на тему

Контрольная работа по биологии для учащихся 10 классов составлена в двух вариантах в виде тестовых заданий, соответствующих темам, изучаемым в 1 полугодии 10 класса. В пояснительной записке к контрольной работе указываются критерии оценивания, проверяемые элементы содержания с уровнем сложности.

Скачать:

ВложениеРазмер
kontrolnaya_rabota_po_biologii_v_10_klasse.docx 30.33 КБ

Предварительный просмотр:

(промежуточный срез знаний за I полугодие)

Контрольная работа рассчитана на 40 мин.

Составитель_Исакова Мария Львовна

высшей квалификационной категории

к промежуточной контрольной работе по биологии

Контрольная работа в двух вариантах составлена в виде тестовых заданий, соответствующих темам, изучаемым в 1 полугодии 10 класса:

— Органические вещества клетки;

— Основные положения клеточной теории;

— Энергетический обмен в клетке;

В тестах представлены разнообразные задания по темам:

Часть А содержит 18 заданий с выбором одного верного ответа из четырех базового уровня сложности.

Часть В содержит 3 задания с выбором нескольких верных ответов, на установление соответствия и определение последовательности биологических объектов, процессов и явлений. Эти задания повышенного уровня сложности.

В1, В2, В3- умение проводить множественный выбор и устанавливать соответствие;

Часть С содержит вопрос, подразумевающий ответ из 3 правильных элементов.

Контрольная работа по биологии по теме «Клетка» (10 класс)

ВАРИАНТ Ι Часть 1. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

1. Какую функцию в клетке выполняют липиды?

А) информационную Б) энергетическую В) каталитическую Г) транспортную

2. Какую группу химических элементов относят к макроэлементам?

А) углерод, кислород, кобальт, марганец Б) углерод, кислород, железо, сера

В) цинк, медь, фтор, йод Г) ртуть, селен, серебро, золото

3. Какое из перечисленных веществ является гидрофильным (растворимым в воде)?

А) гликоген Б) хитин В) крахмал Г) фибриноген

4. Молекулы ДНК находятся в хромосомах, митохондриях, хлоропластах клеток

А) бактерий Б) эукариот В) прокариот Г) бактериофагов

5. Процесс биологического окисления и дыхания осуществляется в

А) хлоропластах Б) комплексе Гольджи В) митохондриях Г) клеточном центре

6. Что из перечисленного является мономером и – РНК?

А) рибоза Б) азотистое основание В) нуклеотид Г) аминокислоты

7. какое из перечисленных соединений НЕ входит в состав АТФ?

А) аденин Б) урацил В) рибоза Г) остаток фосфорной кислоты

8. Какой процент нуклеотидов с аденином и тимином в сумме содержит молекула ДНК, если доля ее нуклеотидов с цитозином составляет 16 % от общего числа?

А) 16 % Б) 32 % В) 34 % Г) 68 %

9. Какому триплету в молекуле ДНК соответствует антикодон т – РНК ГУА?

А) ГУТ Б) ЦТУ В) ЦАУ Г) ГТА

10. Какие вещества являются конечными продуктами гликолиза одной молекулы глюкозы?

А) аминокислоты, глюкоза, глицерин, жирные кислоты Б) СО2 , Н2О, 38 молекул АТФ

В) СО2 , Н2О, 36 молекул АТФ Г) 2 молекулы молочной кислоты, 2 молекулы АТФ

Часть 2.1. Выберите три верных ответа из шести предложенных. Каковы особенности строения и функционирования рибосом?

1. немембранные органоиды

2. участвуют в процессе синтеза АТФ

3. участвуют в процессе формирования веретена деления

4. участвуют в процессе синтеза белка

5. состоят из белка и РНК

6. состоят из пучков микротрубочек

2. Установите соответствие между особенностями и молекулами, для которых эти особенности характерны.

А) полимер, состоящий из аминокислот 1) ДНК

Б) в состав входит пентоза – рибоза 2) РНК

В) мономеры соединены ковалентными пептидными связями 3) белок

Г) полимер, состоящий из нуклеотидов, которые содержат

азотистые основания – аденин, тимин, гуанин, цитозин

Д) полимер, состоящий из нуклеотидов, которые содержат

азотистые основания – аденин, урацил, гуанин, цитозин

Е) характеризуется первичной, вторичной, третичной структурами

3. Установите последовательность процессов, происходящих при катаболизме.

А) гликолиз Б) расщепление сложных органических соединений

В) образование 36 – ти молекул АТФ Г) образование только тепловой энергии

Д) гидролиз Е) образование 2 – х молекул АТФ

Часть 3. 1. Найдите ошибки в приведенном ниже тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они допущены, запишите эти предложения без ошибок.

1. Молекула ДНК состоит из двух спирально закрученных цепей. 2. При этом аденин образует три водородные связи с тимином, а гуанин – две водородные связи с цитозином. 3. Молекулы ДНК прокариот линейные, а эукариот – кольцевые. 4. Функции ДНК: хранение и передача наследственной информации. 5. Молекула ДНК, в отличие от молекулы РНК, не способна к репликации.

2. В состав белка входят 415 аминокислотных остатков. Сколько нуклеотидов молекулы ДНК кодирует данный белок, триплетов и – РНК переносят информацию о структуре этого белка к месту трансляции, молекул т – РНК необходимо для переноса этих аминокислот? Ответ поясните.

Контрольная работа по теме: «Клетка: химический состав, строение и метаболизм»

ВАРИАНТ ΙΙ Часть 1. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

1. Какую функцию в клетке выполняют углеводы?

А) транспортную Б) двигательную В) каталитическую Г) структурную

2. Какое из перечисленных веществ является биополимером?

А) АТФ Б) ДНК В) глюкоза Г) глицерин

3. Какая из перечисленных клеточных структур является двухмембранным органоидом растительных клеток?

А) центриоли Б) рибосомы В) хлоропласты Г) вакуоли

4. Какое из перечисленных соединений способно к самоудвоению?

А) и – РНК Б) т – РНК В) р – РНК Г) ДНК

5. В результате подготовительного этапа диссимиляции образуется … молекул АТФ?

А) 0 Б) 2 В) 36 Г) 38

6. При фотосинтезе кислород образуется в результате

А) фотолиза воды Б) разложения углекислого газа

В) восстановления углекислого газа до глюкозы Г) синтеза АТФ

7. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 10 % от общего числа. Сколько нуклеотидов с аденином содержится в этой молекуле?

А) 10 % Б) 20 % В) 40 % Г) 90 %

8. Три рядом расположенных нуклеотида в молекуле ДНК, кодирующий одну аминокислоту, называют

А) триплетом Б) генетическим кодом В) геном Г) генотипом

9. В основе каких реакций обмена лежит матричный принцип?

А) синтеза молекул АТФ Б) сборки молекул белка из аминокислот

В) синтеза глюкозы из углекислого газа и воды Г) образования липидов

10. Какой кодон и – РНК соответствует триплету ААТ в молекуле ДНК?

А) УУА Б) ААУ В) УУТ Г) ТТА

1. Выберите три верных ответа из шести предложенных

Каково строение и функции митохондрий?

1. расщепляют биополимеры до мономеров

2. характеризуются анаэробным способом получения энергии

3. содержат соединенные между собою граны

4. имеют ферментативные комплексы, расположенные на кристах

5. окисляют органические вещества с образованием АТФ

6. имеют наружную и внутреннюю мембраны

2. Установите соответствие между функциями и органоидами клетки.

ФУНКЦИИ ОРГАНОИДЫ КЛЕТКИ

А) синтез глюкозы 1) аппарат Гольджи

Б) сборка комплексных органических веществ 2) лизосома

В) разрушение временных органов у эмбрионов 3) хлоропласт

Г) поглощение и преобразование солнечной энергии

Д) химическая модификация органических веществ

Е) расщепление биополимеров

2. Установите последовательность реализации генетической информации.

А) и – РНК Б) признак В) белок Г) ген Д) ДНК

1. Найдите ошибки в приведенном ниже тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они допущены, запишите эти предложения без ошибок.

1. Биосинтез белка осуществляется в три этапа: гликолиз, транскрипция и трансляция. 2. Транскрипция – это синтез и – РНК, который осуществляется в ядре. 3. В процессе транскрипции ДНК подвергается сплайсингу. 4. В цитоплазме на рибосомах идет сборка белковой молекулы – трансляция. 5. При трансляции энергия АТФ не используется.

2. Сколько молекул АТФ будет синтезировано в клетках молочнокислых бактерий и клетках мышечной ткани при окислении 30 молекул глюкозы?

Ответы Ι Вариант

1 часть. Б, Б, В, Б, В, В, Б, Г, Г ,Г

2 часть. 1. 1, 4, 5 2. 3, 2, 3, 1, 2, 3

3. Б Г А Е Д В

3 часть. 1) 2 – между аденином и тимином образуется две водородные связи, а между гуанином и цитозином – три водородные связи;

2) 3 – у прокариот – кольцевая ДНК, у эукариот – линейная;

3) 5 – молекула ДНК способна к самоудвоению, т. е. к репликации.

2. 1) одну аминокислоту кодирует три нуклеотида, следовательно, число нуклеотидов 415 * 3 = 1245

2) три нуклеотида = 1 триплет, следовательно, число триплетов в молекуле и – РНК равно числу аминокислот = 415

3) одна т – РНК транспортирует одну аминокислоту, следовательно, для синтеза белка необходимо 415 т – РНК.

Ответы ΙΙ Вариант

1 часть Г , Б, В, Г , А, А, В, А , Б , А

3 часть. 1) 1 – биосинтез белка осуществляется в 2 этапа: транскрипция и трансляция

2) 3 – сплайсингу подвергается и – РНК

3) 5 – трансляция идет за счет энергии АТФ

2. 1) в клетках молочнокислых бактерий происходит только гликолиз, а в клетках мышечной ткани – гликолиз и гидролиз.

2) при гликолизе из одной молекулы глюкозы образуется 2 молекулы АТФ, следовательно, в клетках молочнокислых бактерий образуется

30 * 2 = 60 молекул АТФ.

3) при полном окислении одной молекулы глюкозы образуется 38 молекул АТФ, следовательно, в клетках мышечной ткани образуется 30 * 38 = 1140 молекул АТФ.

Контрольная работа по биологии 10 класс

2) Строительная функция углеводов состоит в том, что они:

а) образуют целлюлозную клеточную стенку у растений

б) способны растворяться в воде

в) являются биополимерами

г) служат запасным веществом животной клетки

3) Основная функция жиров в клетке:

а) транспорт веществ в) входят в состав биологических мембран

б) ускорение химических реакций г) двигательная функция

4) Основной функцией углеводов в сравнении с белками является:

а) строительная б) защитная в) каталитическая г) энергетическая

5) Какой углевод входит в состав нуклеотидов РНК?

а) рибоза б) глюкоза в) урацил г) дезоксирибоза

6) К полимерам относятся:

а) крахмал, белок, целлюлоза в) целлюлоза, сахароза, крахмал

б) белок, гликоген, жир г) глюкоза, аминокислота, нуклеотид.

7) Какую функцию выполняют рибосомы ?

а) фотосинтез б) синтез белков в) синтез жиров г) синтез АТФ

8) Генетическая информация бактериальной клетки содержится в :

а) белке б) цитоплазме в) нуклеотиде г)ядре

9). Хлоропласты есть в клетках:

а) корня дуба б) печени орла в) плодового тела трутовика г) листа садовой земляники

10). Зрелые эритроциты человека живут ограниченный срок в связи с отсутствием :

а )митохондрий б) цитоплазмы в) ядра; г) рибосом

11). Какие органеллы цитоплазмы имеют двухмембранное строение?

а) ЭПС б) митохондрии в) рибосомы г) комплекс Гольджи

12) Главные отличия клеток прокариот от эукариот:

а) наличие ядерной оболочки б) отсутствие ядерной оболочки, в) наличие яд­рышка г) способ питания

13) Углеводы при фотосинтезе синтезируются из:

а) О2 и Н2О; б) СО2 Н2; в) СО2 и Н2О; г) СО2 и Н2СО3.

14). Разрушение природной структуры белка называется:

а) ренатурацией; б) репарацией; в) дегенерацией; г) денатурацией.

15). Исключите лишнее понятие:

а) радикал; б) аминогруппа; в)карбоксильная группа; г) глюкоза

1.Задание с выбором нескольких правильных ответов

В состав молекулы ДНК входит

А) фосфорная кислота Б) аденин В) рибоза Г) дезоксирибоза Д) урацил Е) катион железа

2. Установите соответствие между функцией соединения и биополимером, для которого она характерна. В нижеприведенной таблице под каждым номером, определяющим позиции первого столбца, запишите букву, соответствующей позиции второго столбца.

1) образование клеточных стенок А) полисахарид

2) транспортировка аминокислот Б) нуклеиновая кислота

3) хранение наследственной информации

4) служит запасным питательным веществом

5) обеспечивает клетку энергией

В чем проявляется сходство хлоропластов и митохондрий?

Ответы к контрольной работе. 10 класс 1 вариант

В1: а,б,г В2: А: 1,4,5 Б: 2,3

1.В чем проявляется сходство хлоропластов и митохондрий?

Ответ: 1) двумембранные органоиды; 2) содержат собственную ДНК; 3)имеют рибосомы

Задания контрольной работы

А1. Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?

А2. Немецкие ученые М. Шлейден и Т. Шванн, обобщив идеи разных ученых, сформулировали

1) закон зародышевого сходства

2) хромосомную теорию наследственности

3) клеточную теорию

4) закон гомологических рядов

А3. Мономерами белка являются

3) жирные кислоты

А4. Фаза деления клетки, в которой хроматиды расходятся к полюсам

А5. Организмы, клетки которых не имеют обособленного ядра, — это

А6. У растений, полученных путем вегетативного размножения,

повышается адаптация к новым условиям

набор генов идентичен родительскому

проявляется комбинативная изменчивость

появляется много новых признаков

А7 Сколько хромосом будет содержаться в клетках кожи четвертого поколения обезьян, если у самца в этих клетках 48 хромосом:

А8. Носителями наследственной информации в клетке являются

А9. Заражение вирусом СПИДа может происходить при:

1) использовании одежды больного

2) нахождении с больным в одном помещении

3) использовании шприца, которым пользовался больной

4) использовании плохо вымытой посуды, которой пользовался больной

А10. Конъюгация и кроссинговер в клетках животных происходит:

В процессе митоза

А11. Грибы отличаются от растений, тем, что они

1) растут в течении всей жизни

2) не имеют митохондрий в клетках

3) по способу питания гетеротрофные организмы

4) участвуют в круговороте веществ в природе.

А12. Укажите признак, характерный только для царства растений

имеют клеточное строение

дышат, питаются, растут, размножаются

имеют фотосинтезирующую ткань

питаются готовыми органическими веществами

А13. Основная функция митохондрий:

А14. В процессе энергетического обмена в клетке идет

1) образование органических веществ

2) расходование АТФ

3) синтез неорганических веществ

4) расщепление органических веществ

А15. Хлоропласты в растительной клетке

1) выполняют защитную функцию

2) осуществляют связь между частями клетки

3) обеспечивают накопление воды

4) осуществляют синтез органических веществ из неорганических

А16. В основе каких реакций обмена лежит матричный принцип?

Синтеза молекул АТФ

Сборки молекул белка из аминокислот

Синтеза глюкозы из углекислого газа и воды

А17. В основе бесполого размножения животных лежит процесс

А18. Первый закон Г. Менделя называется законом

3) сцепленного наследования

4) независимого наследования

А19. Индивидуальное развитие организмов начинается при половом размножении с:

1) отделения части клеток организма, их дальнейшего роста и развития

2) момента образования почки на теле родительского организма

3) момента образования споры и её прорастания

4)момента образования зиготы и до смерти

А20. Теплокровным животным является

1) африканский слон

3) прыткая ящерица

4) обыкновенный тритон

В задании В1 и В2 выберите 3 верных ответа из 6, обведите выбранные цифры и запишите их в таблицу.

В1. Какие структуры характерны только растительной клетке?

1) клеточная стенка из хитина

2) клеточная стенка из целлюлозы

3) эндоплазматическая сеть

4) вакуоли с клеточным соком

6) лейкопласты и хлоропласты

В2 Какие общие свойства характерны для митохондрий и пластид?

не делятся в течение жизни клетки

имеют собственный генетический материал

имеют двойную мембрану

участвуют в синтезе АТФ

В3. Установите соответствие между особенностями и видами размножения

А) У потомства один родитель

Б) Потомство генетически уникально

В) Репродуктивные клетки образуются в результате мейоза

Г) Потомство развивается из соматических клеток

Д) Потомство может развиваться из неоплодотворенных гамет

Е) Основной механизм деления клетки — мейоз

1) Бесполое размножение

2) Половое размножение

В4. Постройте последовательность реакций трансляции

А) Присоединение кислоты к тРНК

Б) Окончание синтеза белка

В) Соединение кодона с антикодоном

Г) Начало синтеза полипептидной цепи на рибосоме

Д) Удлинение полипептидной цепи

Е) Присоединение иРНК к рибосоме

С1.Растения в течение жизни поглощают значительное количество воды. На какие два основных процесса жизнедеятельности расходуется большая часть потребляемой воды? Ответ поясните.

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. Объясните их.

Все присутствующие в организме белки – ферменты.

Каждый фермент ускоряет течение нескольких химических реакций.

Активный центр фермента строго соответствует конфигурации субстрата, с которым он взаимодействует.

Активность ферментов не зависит от таких факторов, как температура, рН среды, и других факторов.

С3. Приведите не менее трех наиболее распространенных отрицательных воздействий никотина на организм человека.

С4. Фрагмент нуклеотидной цепи ДНК имеет последовательность А-А-Г-Т-Г-А-Ц. Определите нуклеотидную последовательность второй цепи и общее число водородных связей, которые образуются между двумя цепями. Объясните полученные результаты.

Ответы на задания контрольной работы:

В3. Установите соответствие между особенностями и видами размножения

С1 Растения в течение жизни поглощают значительное количество воды. На какие два основных процесса жизнедеятельности расходуется большая часть потребляемой воды? Ответ поясните.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Испарение, обеспечивающее передвижение воды и растворенных веществ и защиту от перегрева

Фотосинтез, в процессе которого образуются органические вещества;

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

С2 Ошибки допущены в предложениях 1, 2, 4.

1 – не все белки ферменты;

2 – ферменты специфичны;

4 – активность ферментов зависит от этих и других факторов.

С3. Приведите не менее трех наиболее распространенных отрицательных воздействий никотина на организм человека.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Это ядовитое вещество может способствовать возникновению раковых клеток;

Оказывает вредное влияние на органы дыхательной системы;

Способствует сужению кровеносных сосудов, нарушает ритм сердечных сокращений.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

С4. Фрагмент нуклеотидной цепи ДНК имеет последовательность А-А-Г-Т-Г-А-Ц. Определите нуклеотидную последовательность второй цепи и общее число водородных связей, которые образуются между двумя цепями. Объясните полученные результаты.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

А комплементарен Т, а Г – Ц, следовательно, последовательность нуклеотидов во 2-от цепи ДНК будет: Т-Т-Ц-А-Ц-Т-Г;

Между нуклеотидами А и Т образуются 2 водородные связи, всего водородных связей 2х4=8;

Между нуклеотидами Г и Ц три водородные связи, всего связей 3х3=9, общее число связей между цепями 8+9=17

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

Контрольная работа за год 10 класс.

Часть А. Выберите один правильный ответ.

Какие химические элементы называются макроэлементами?

А. кислород В. азот

Б. водород Г. все ответы верны

Какое из представленных веществ относится к моносахаридам?

А. крахмал В. хитин

Б. глюкоза Г. сахароза

Какая функция НЕ относится к функциям углеводов?

А. запасающая В. защитная

Б. строительная Г. регуляторная

Что собой представляет третичная структура белка?

А. полипептидная цепь В. глобула

Б. спирально закрученная цепь Г. комплекс глобул

Какое строение имеет нуклеотид молекулы РНК:

А. глюкоза, азотистое основание, остаток фосфорной кислоты

Б. рибоза, азотистое основание, остаток фосфорной кислоты

В. дезоксирибоза, азотистое основание, остаток фосфорной кислоты

Г. рибоза, азотистое основание.

Какое азотистое основание не входит в состав молекулы ДНК:

А. аденин В. цитозин

Б. гуанин Г. урацил

Процесс поглощения растворенных веществ клеточной стенкой называется:

А. фотосинтез В. фагоцитоз

Б. пиноцитоз Г. хемосинтез

Какая часть клетки осуществляет транспорт веществ по клетке:

А. комплекс Гольджи В. рибосомы

Б. ЭПС Г. митохондрии

Как называются клетки, не имеющие оформленного ядра?

А. прокариоты В. анаэробы

Б. эукариоты Г. аэробы

Какой участок одной из цепочек ДНК будет комплементарен другой цепочке ДНК – ТАТЦЦГТАГГТ:

А. ТТАГГТТЦЦАТ В. АТТГГТАТЦЦА

Б. АТАГГЦАТЦЦА Г. ЦТАГГЦАТЦЦА

Как называется молекула РНК, которая отвечает за транскрипцию информации с молекулы ДНК:

Чем отличаются клетки грибов от клеток растений?

А. толстая клеточная стенка В. наличие вакуолей

Б. запасает гликоген Г. наличие ядра

Какой вид размножения характерен для размножения дрожжей:

А. вегетативное В. почкование

Б. половое Г. спорообразование

Какой вид оплодотворения характерен для растений?

А. наружное В. двойное

На каком этапе энергетического обмена образуется молочная кислота?

А. подготовительный В. спиртовое брожение

Б. гликолиз Г. клеточное дыхание

Каким способом питаются растения:

А. гетеротрофы В. паразиты

Б. автотрофы Г. сапрофиты

При какой фазе митоза хромосомы расходятся к полюсам клетки?

А. интерфаза В. метафаза

Б. анафаза Г. телофаза

В результате дробления зиготы:

а. увеличивается размер зародыша в. происходит дифференциация клеток

б. увеличивается числа клеток г. происходит перемещение клеток

Наружный слой клеток гаструлы называется

а. эктодерма в. мезодерма

б. энтодерма г. бластула

Наружное оплодотворение характерно для:

а. прыткой ящерицы в. прудовой лягушки

б. белой куропатки г. обыкновенного ежа

Выберите три правильных ответа из шести. В процессе овогенеза:

а. образуются яйцеклетки

б. образуются четыре зрелые половые клетки из одной

в. образуются сперматозоиды

г. образуется одна зрелая гамета

д. число хромосом уменьшается вдвое

е. образуются клетки с диплоидным набором хромосом

Установите соответствие между законами Г. Менделя и их характеристиками.

Характеристика

I закон Менделя

II закон Менделя

Родительские формы – чистые линии

Родительские формы взяты из F1

В F1 100% гетерозигот

Расщепление по фенотипу 3:1

Какие преимущества дало животным появление в ходе эволюции внутреннего оплодотворения? Приведите примеры.

Какие типы постэмбрионального развития существуют? Какие преимущества имеет каждый из них?

3. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки. Объясните их.

Углеводы представляют собой соединения углерода и водорода.

Различают три основных класса углеводов – моносахариды, дисахариды и полисахариды.

Наиболее распространенные моносахариды – сахароза и лактоза

Они растворимы в воде и обладают сладким вкусом

При расщеплении 1 г глюкозы выделяется 35,2 кДж энергии.

Контрольная работа за год 10 класс.

Часть А. Выберите один правильный ответ.

Какой из перечисленных элементов относится к микроэлементам?

А. кислород В. азот

Б. водород Г. цинк

Какие из представленных веществ является гидрофобным?

Б. спирт Г. аминокислоты

Какие из веществ относятся к олигосахаридам?

А. крахмал В. фруктоза

Б. глюкоза Г. сахароза

Какие функции выполняют в организме липиды?

А. энергетическая В. защитная

Б. запасающая Г. все ответы верны

Какое строение имеет первичная структура белка?

А. полипептидная цепь В. глобула

Б. спирально закрученная цепь Г. комплекс глобул

Какое строение имеет нуклеотид молекулы ДНК:

А. глюкоза, азотистое основание, остаток фосфорной кислоты

Б. рибоза, азотистое основание, остаток фосфорной кислоты

В. дезоксирибоза, азотистое основание, остаток фосфорной кислоты

Г. рибоза, азотистое основание, урацил

Какое азотистое основание не входит в состав молекулы РНК:

А. аденин В. цитозин

Б. гуанин Г. тимин

Какие из витаминов относятся к жирорастворимым?

А. витамины А и В В. витамины А и Д

Б. витамины А и С Г. витамины В и С

Какое заболевание вызывается вирусами:

А. дизентерия В. грипп

Б. ангина Г. туберкулез

Какая часть клетки обеспечивает её энергией:

А. ядро В. митохондрии

Б. комплекс Гольджи Г. рибосомы

Процесс поглощения твердых веществ клеточной стенкой называется:

А. фотосинтез В. фагоцитоз

Б. пиноцитоз Г. хемосинтез

Дан фрагмент молекулы ДНК А-Т-Г-Г-Ц-Ц-Т-А-Т-А. Используя принцип комплементарности, определите вторую цепочку ДНК.

А. А-Т-Ц-Ц-А-Т-А-Т-Т-Т В. Т-А-Ц-Г-Ц-Г-А-Т-А-Т

Б. Т-А-Ц-Ц-Г-Г-А-Т-А-Т Г. Г-А-Ц-Ц-Г-Г-А-Т-А-Т

Чем отличается клетка прокариот от клетки эукариот?

А. наличием ядра В. отсутствие ядра

Б. клеточная стенка Г. рибосомы

На какой стадии энергетического обмена происходит образование воды, углекислого газа и 36 молекул АТФ?

А. подготовительный В. спиртовое брожение

Б. гликолиз Г. клеточное дыхание

Каким способом питаются грибы:

А. гетеротрофы В. голозои

Б. автотрофы Г. сапрофиты

При какой фазе митоза происходит удвоение молекул ДНК?

А. интерфаза В. метафаза

Б. анафаза Г. телофаза

17. Индивидуальное развитие организма – это:

а. филогенез в. онтогенез

б. гаметогенез г. овогенез

18. Формирование гаструлы связано с:

а. активным ростом клеток в. впячиванием зародыша

б. дроблением г. образованием тканей и органов

19. Кроссинговер – это:

а. обмен участками гомологичных хромосом в. независимое расхождение хромосом

б. слипание гомологичных хромосом г. разновидность митоза

20. При благоприятных условиях бесполое размножение происходит у:

а. прыткой ящерицы в. пресноводной гидры

б. кукушки г. прудовой лягушки

Выберите три правильных ответа из шести. В отличие от митоза при мейозе:

а. происходит кроссинговер

б. удваивается ДНК

в. образуется гаплоидные клетки

г. получаются клетки идентичные материнской

д. из одной материнской клетки образуются четыре дочерних

е. происходит разрушение ядерной оболочки в профазе

Установите соответствие между законами Г. Менделя и их характеристиками.

Характеристика

II закон Менделя

III закон Менделя

Закон расщепления признаков

Расщепление по фенотипу 9:3:3:1

Расщепление по фенотипу 3:1

Закон независимого распределения признаков

Сравните митоз и мейоз. Назовите черты сходства и различия в этих процессах.

Перечислите основные причины разнообразия потомства при половом размножении.

3. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки. Объясните их.

1. Нуклеиновые кислоты, как и белки, являются биополимерами.

2. В клетках содержатся нуклеиновые кислоты двух видов – ДНК и АТФ.

3. Мономерами нуклеиновых кислот служат аминокислоты.

4. В состав ДНК входит четыре азотистых основания: аденин, лизин, тимин, цитозин.

5. ДНК обеспечивает хранение наследственной информации и её передачу от материнской клетки к дочерней.

6. В середине двадцатого столетия было установлено, что молекула ДНК состоит из двух спирально закрученных цепей.

Ответы на контрольную работу.

Часть А. Выбор ответа из 4 предложенных ответов. Количество баллов 20.

Выбор 3 ответов из 6 предложенных. 3 балла.

Установите соответствие. Количество баллов 0,5 за правильный ответ. Всего 3 балла.

Внутреннее оплодотворение более молодой способ оплодотворения появившийся эволюционно на Земле. Прогрессивность внутреннего оплодотворения заключает в том, что оплодотворенная зигота развивается внутри специализированных половых органов (матка, клоака и дт.). при этом образуется яйцо, которое защищено от неблагоприятных внешних условий оболочками, или развивается плод похожий на родительскую форму. Таким образом данный способ оплодотворения позволяет увеличить способность живых организмов приспособится к различным внешним условиям среды. 5 баллов.

Различают два способа развития в постэмбриональный период: прямое и непрямое (с превращением). Прямое – личинка похожа на взрослую особь, но не половозрелое. С превращением – личинка не похожа на взрослую особь. Примеры животных с прямым развитием – пресмыкающиеся, млекопитающие, прямокрылые насекомые и дт. Примеры животных с не прямым превращением – земноводные (лягушка), чешуекрылые, жесткокрылые, моллюски.

При прямом виде развития появляется более приспособленная особь к окружающей среде, время ее роста и развития значительно меньше после появления яйца или плода, чем при непрямом развитии. Непрямое развитие позволяет появиться личинке, не похожей на взрослое животное, которое может быть более подвижно, чем родительская форма, что позволяет этому виду занимать новые территории. Или способ питания отличается от взрослого животного, что позволяет занимать разные пищевые ниши и повышает их выживаемость в среде обитания. 5 баллов.

Предложения с ошибками:

Углеводы представляют собой соединения углерода и воды.

3. Наиболее распространенные моносахариды – глюкоза и фруктоза.

5. При расщеплении 1 г глюкозы выделяется 17, 6 кДж энергии. – 3 балла

Часть А. Выбор ответа из 4 предложенных ответов. Количество баллов 20.