Контрольная работа по курсу «русский язык и культура речи»

Контрольная работа « Язык и речь. Функциональные стили речи»
материал по теме

Контрольная работа по разделу « Язык и речь. Функциональные стили речи». 2 варианта по 15 вопросов.

Скачать:

ВложениеРазмер
kontrolnaya_rabota1.docx 23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа № 1 « Язык и речь. Функциональные стили речи»

1.Выберите правильное определение

А. Текст – это произведение речи, состоящее из предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой.

Б. Текст – это предложения, объединенные общей темой.

В. Текст – это произведение речи, состоящее из нескольких абзацев, объединенных единым смысловым типом речи повествованием.

2. Выберите правильное определение.

А. Научный стиль – это стиль газет, журналов, который призван быстро откликаться на события, происходящие в обществе.

Б. Научный стиль – эти стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т.д., который определяется их содержанием и целями – по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности.

В. Научный стиль – это стиль художественных произведений, научно-фантастических романов и рассказов, позволяющих заглянуть в будущее.

3. Какой пласт лексики используется во всех функциональных стилях?

А. общеупотребительная лексика

Б. разговорная лексика

В. терминологическая лексика

4. Для какого стиля речи характерна стандартизованность?

5. В каком стиле речи уместно употребление междометий?

6. Какому стилю речи присуща эстетическая функция?

7. Для какого стиля речи характерны осложненные предложения, сложноподчиненные конструкции?

8. Какой стиль речи используется на собраниях и митингах?

9.Какое это средство выразительности: «золото волос»?

10. Какое это средство выразительности: «горит восток зарею»

11. Определите, к каким стилям речи относятся приведённые отрывки:

1) Почти 11% всей земной суши скрыто подо льдом. Объем льда оценивается в 30 000 000 км 3 . Сюда входят и айсберги, и льды Северного полюса, и материковые льды Антарктиды, и ледяные пики горных хребтов. Ученые предполагают, что период общего сокращения оледенения, наблюдавшийся с начала прошлого века, заканчивается.

2) Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, всё думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не даёт, со свету сживает. А, сохрани Господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошёл разговор, что свекровь заела совсем.

3) Это был человек лет тридцать двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворённые губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всём лице теплился ровный свет бесконечности.

4) Внутренней движущей силой русской классической литературы было понятие «счастье». Достоевский видел счастье в очищении души. Толстой – в полноте и естественности чувства. У Чехова счастья нет, однако же ни у кого другого герой так настойчиво и глубоко не осмысливает понятие счастья, так не страдает от того, что его нет.

12. Определите, какие жанры не относятся к художественному стилю.

13. Определите, какое словосочетание не соответствует словам художественной речи

А. в лазоревой воде

Б. под сенью дружных муз

В. взять на баланс

Г. перлы дождевые

Д. сладкий трепет

14. Определите, к какому типу речи относится отрывок:

По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта-белые, как запоздалый весенний снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса. Их узорчатые края, пушистые и легкие, медленно изменялись и таяли

15. Дайте толкование стилевым чертам

А. Объективность – это …

Б. Конкретность – это …

В. Логичность – это …

1. Выберите правильное определение.

А. Стилистка – это наука, изучающая различные стили языка, а также нормы и способы их употребления в условиях языкового общения.

Б. Стилистка – это наука, изучающая словарный состав языка.

В. Стилистка – это наука о текстах произведений художественной литературы, устанавливающая подлинность того или иного текста

2. Выберите правильное определение.

А. Публицистический стиль – это стиль художественных произведений, романов, повестей, рассказов, которые воздействуют на общественное мнение.

Б. Публицистический стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, которые точно и полно объясняют закономерности развития природы и общества.

В. Публицистический стиль – это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи. Он призван воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать информацию.

3. Какой из стилей речи не относится к книжному стилю?

4. Для какого стиля речи важнейшая функция – не передача информации, а общение?

5. К какому стилю речи относятся эти жанры речи: законы, приказы, заявления?

6. Что характерно для художественного стиля речи?

А. объективность в изображении

Б. использование в сфере науки и техники

В. использование всех пластов стилей речи

7. Какому стилю речи присуща призывность?

8. Какой стиль речи используется в СМИ?

9. Какое это средство выразительности: «передо мной явилась ты, как мимолетное виденье»?

10. Какое это средство выразительности: «Веселый ветер»?

11. Определите, к каким стилям речи относятся приведённые отрывки:

1) Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти два слова. Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертью, называть великим. Человек, который своим именем означал эпоху в истории нашей литературы; человек, которым мы гордимся, как одной из слав наших! Он умер, поражённый в самом цвете лет, в разгар сил своих, не окончив начатого дела, подобно благороднейшим из его предшественников.

2) Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве, на Немецкой улице (ныне улица Баумана) в доме И. В. Скворцова, сослуживца отца Пушкина по Московскому военному комиссариату. Сейчас на месте бывшего владения Скворцова стоит здание школы №353 (улица Баумана, 10), построенной к столетию со дня гибели поэта (1837 г.) и тогда же получившей его имя. На стене школы – мемориальная доска.

3) Это была крошечная сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы её были жирно смазаны маслом. На её тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпьё, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрёпанная и пожелтелая меховая кацавейка. Старушонка поминутно кашляла и кряхтела.

4) Один раз я даже управлял департаментом. И странно: директор уехал,- куда уехал, неизвестно. Ну, натурально, пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало,- нет, мудрено. Кажется, и легко на вид, а рассмотришь – просто черт возьми!

12. Определите, какие жанры не относятся к публицистическому стилю.

Б. устное выступление

В. юмористический рассказ

13. Определите, какое словосочетание не соответствует научной лексике

А. ядерная физика

Б. смежные отрасли

В. красный сарафан

Г. промышленная нагрузка

Д. выдвинутая гипотеза

14. Определите, к какому типу речи относится отрывок:

Каким образом уловить тайну личности поэта в его творениях? Изучить поэта, значит не только ознакомиться с его произв е дениями, но и перечувствовать, пережить их. Всякий истинный поэт никогда и ничего не выдумывает – он отражает реальную жизнь.

15. Дайте толкование стилевым чертам

А. Обобщенность – это …

Б. Субъективность – это …

В. Образность – это …

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме «Функциональные стили речи»

Это открытый урок по «Культуре речи», «Русскому языку» и «стилистике» по теме «Функциональные стили речи», включающий в себя план, лекцию и приложения с презентацией, тестом, таблицей. Цели и зад.

Проверочная работа «Функциональные стили речи»

Проверочная работа по русскому языку по теме «Понятие о функциональных стилях речи». Три варианта. В каждом варианте по 10 отрывков на разные стили речи. Задача студентов — оп.

Тесты по основным темам программы по дисциплине «Русский язык»: «Язык и речь», «Морфологические нормы», «Синтаксис», «Орфография», «Стили речи».

Тесты по основным темам программы.

Тест по разделу «Язык и речь. Функциональные стили речи»

Тест по разделу «Язык и речь. Функциональные стили речи».

Конспект урока «Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей, языка художественной литературы»

Конспект урока развития речи.

Презентация к уроку русского языка по теме «Художественный стиль речи. Виды тропов и стилистических фигур»

Презентация может быть использована в качестве сопровождения к уроку русского языка по теме «Художественный стиль речи. Виды тропов и стилистических фигур» для студентов 1 курса.

14.09.2020.Задание для самостоятельной работы по русскому языку и культуре речи по теме «Функциональные стили литературного языка, сфера их использования, языковые признаки. Официально- деловой стиль»

Задание по теме «Функциональные стили литературного языка, сфера их использования, языковые признаки. Официально- деловой стиль» предназначено для самостоятельной работы в рамках дистанционн.

Контрольная работа по курсу «русский язык и культура речи»

Арьергард, бестселлер, визави, дегустация, инспирировать.

2.Устраните речевую избыточность (тавтологию или плеоназм).

1. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание. 2. К тому же право подписи под документом – исключительная прерогатива префекта, что исключает возможность сделки. 3. Реформа ведется при одновременном сосуществовании старых и новых структур управления.

3.Составьте словосочетания с паронимам (при необходимости меняйте форму слова).

Комический – комичный, явный – явственный, злой – злостный, понятный – понятливый.

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

Тяжелый труд механизатора раньше времени уводит его в могилу.

2. Что тут греха скрывать, деньги, посланные по почте, идут долго. 3. Услышав неожиданную весть, мы не знали, как реагировать, у нас буквально глаза полезли на затылок.

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Покрывало Исиды. 2. Восстать, как Феникс, из пепла. 3. Перейти Рубикон. 4. Кровь с молоком.

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый) какао – теплое какао.

(Коварный) Миссури, дорогой (тюль), (дорогой) боа, (знойный) сирокко, (роскошный) барокко.

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Окошко, помидор, якут, лезвие, наволочка.

3. Напишите количественные числительные прописью, составьте с ними предложения.

Над 7, перед 73, около 347, с 2543.

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) – упрекать в бездеятельности.

Заведующий (кафедра),Уверенность (победа), вера (победа), благодаря (помощь), согласно (предписание).

2. Замените придаточные предложения причастными оборотами.

1. Он не тревожился о семье, которую оставил без всяких средств к существованию. 2. Руководитель не обращает внимания на статью, которая указывает на беспорядки, которые царят в сварочном цеху. 3. Режиссеру передали видеофильм, который был снят его студентами.

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Второй этаж сост…ял из (не)скольких пом…щений разной величины. Самое крупное большая гости(н, нн)ая. Она имела овальную форму. Гр…мадная в…тая бронзовая люстра нав…сала над ее центром. Четыре потускневших зерк…ла а(к, кк)уратно распол…гались по стенам (в)переме…ку со сливоч(?)ными коло(н,нн)ами д…ван м…нувшего ст…летия обитые вишневым француз…ким барх…том оп…ясывали гости(н, нн)ую вел…колепный п…ркет бл…стал буд(то) вчера натертый. Гости(н, нн)ая к…залась пустой лиш…(н, нн)ая рояля и кресел за (то) она открывала теперь свое пр…странство годное для фехтования и одиночества

Контрольная работа по русскому языку и культуре речи

Работа предназначена для студентов второго курса среднеспециальных образовательных учреждений, изучающих предмет «Русский язык и культура речи» в объеме 64 часов. Материал контрольной работы, предназначенный для закрепления навыков устной и письменной речи, поможет студентам лучше подготовиться к экзамену по учеебной дисциплине.

Описание разработки

1. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ И ПУНКТУАЦИОННЫЕ НОРМЫ.

В тексте вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. В случае затруднения справьтесь в орфографическом словаре.

Язык…знание изуча…т все виды все изм…нения языка. Его инт…р…сует всё что связа (нн, н) о с уд…вит…льной сп…собност…ю г…ворить при пом…щи звуков передавать другому свои мысли. Эта сп…собность во всем мире свойстве (н, нн) а только ч…л…веку.

Язык…веды хотят д…знат…ся как люди овл…ели такой сп…собност…ю как создали они свои языки как эти языки живут изм…няются ум…рают.

(На) ряду с «живыми» языками их зан…мают и языки «мертвые» на которых се…одня уже (не, ни) г…ворит (не, ни) кто. Мы знаем (не, ни) мало таких. Одни и…чезли на памяти людей но о них с…хранилась б…гатая л…тература до нас д…шли их гра (м, мм) атики и словари. Нет только (не, ни) кого кто (бы) считал се…час их св…ими р…дными языками. Такова латынь язык древнего (Р, р) има таков (древн…) греческий язык и (древн…) индийский санскрит. Таков среди более близких к нам языков (церковн…) сл…вянский или (древн…) б…лгарский. Изучение их (не, ни) так (уж) сложно.

Но ведь есть и другие скажем египетский вавилонский или хеттский. Еще два века назад (не, ни) кто (не, ни) знал (не, ни) единого слова на этих языках. Люди с (не) доумением вз…рали на таинстве (н, нн) ые (не, ни) кому (не, ни) понятные на…писи на скалах на стенах древних р…звалин на глиня (н, нн) ых плитках и (полу) и…тлевших папирусах сдела (н, нн) ые тыс…чи лет назад (не, ни) ведомо кем и (не, ни) и…вестно по каким пр…чинам. Но терпение и остр…умие человека (не, ни) имеет границ. Ученые язык…веды ра…гадали тайны многих пис…мен.

Благ…даря этому мат…матики п…знакомились с мл…денчеством ар…фметики и г…ометрии медики узнали как л…чили б…лезни во времена царя Хаммурапи астр…номы смогли заглянуть в обс…рватории (В, в) авилона. Но больше всех к…нечно т…ржествовали историки перед ними открылся целый (до) селе (не) ведомый мир с именами ж…стоких владык и подвигами (вольно) любивых народных вождей с датами грозных битв и (крово) пролитных во…станий с л…гендами и пес…нями со всеми его давно забытыми обыч…ями законами вер…ваниями бытом.

(Л. В. Успенский «Слово о словах»)

2. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1. Расставьте ударения в словах.

Квашение, пригубить, кладовая, костюмированный, ломота, позвонит, исчерпать, щавель, пиала, плато, обеспечение, подбодрить, премировать, послушник, сгрудиться, осужденный, дрофа, феномен, христианин, начался.

2. Установите особенности произношения выделенных частей данных слов, обращаясь к словарям.

Вето, барокко, сливочный, лавочник, конечно, тендер, реликвия, регби, реквием, одессит, орхидея, сумасшедший, гренадер, желчь, острие, недоуменный, опека, сессия, брызжет.

3. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1. Объясните значение иноязычных слов. Составьте с каждым из них предложения.

Рафинированный, трансформация, хиппи, эмбарго, чартер, реквизиты, слоган, тендер, мануальный, дотация.

2. Объясните значение паронимов, укажите, чем отличаются эти значения. Составьте с каждым из них словосочетания.

Явный – явственный, будний – будничный, поддержание – поддержка, экономный – экономичный, признание – признательность.

3. Найдите и устраните речевую избыточность.

1. Квартал будет застроен так, чтобы можно было сохранить существующий парк. 2. В регионах начала развиваться промышленная индустрия. 3. В конечном итоге все согласились с докладчиком. 4. Комплекс нерешенных проблем надо решать комплексно. 5. В нашем ресторане посетители могут попробовать вкусные деликатесы. 6. Строителям приходится работать в ледяную стужу. 7. Команда противников перешла в ответную контратаку. 8. Наша наука всегда была передовым авангардом научно — технической революции.

4. Найдите и исправьте речевые ошибки.

1. В работе коллектива больницы обнаружились серьезные пороки. 2. Когда наступила зима, его демобилизовали на фронт. 3. Писатель высмеивает людей с маленьким умом. 4. Главное для писателя — душевный мир человека. 5. Он посмотрел на её задумчивыми глазами. 6. Еще живы предки А. С. Пушкина. 7. Эти функции поручаются отделам рекламы. 8. Он был владыкой большого имения. 9. На всех придворных Плюшкина были всего одни сапоги. 10. Девочка от волнения закраснелась.

4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1. Определите род имен существительных, составьте с ними словосочетания.

Арго, антраша, банджо, виски, рантье, салями, бра, мокко, Килиманджаро, Миссисипи, АТС, ВГИК, ВТО, вуаль, забияка.

2. Образуйте форму именительного падежа множественного числа данных имен существительных. Расставьте ударения.

Бант, торт, кран, аэропорт, уголь, гребень, сирота, средство, клешня, герб, тормоз, корпус, шофер, инспектор, пропуск.

3. Образуйте форму повелительного наклонения 1 лица ед. ч. глагола. Отдельно выпишите глаголы, не образующие такой формы.

Отъехать, течь, ездить, засахариться, знобить, сесть, съесть, порадоваться, толпиться, лазить.

4. Раскройте скобки, выбрав правильный вариант личного местоимения. Укажите возможность использования обоих вариантов.

Внутри (их — них), сзади (их — них), между нами и (ими — ними), при помощи (ее — нее), около (их — них), наперекор (ему — нему), за всеми (ими — ними), без (его — него), по поводу (ее — нее), за исключением (их — них), соответственно (им — ним), лучше (их — них).

5. Образуйте простую форму сравнительной степени от следующих имен прилагательных. Отдельно выпишите имена прилагательные, не образующие такой формы.

Терпкий, тряский, кофейный, тугой, боевой, тяжкий, хваткий, хлесткий, хрусткий, цепкий, шаткий, юркий, гадкий, гладкий, отсталый, жидкий.

5. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1. Объясните значение и происхождение фразеологизмов. Составьте с ними предложени

Козел отпущения, кондрашка хватил, король — то голый, крокодиловы слезы, яблоко раздора, лошадиная фамилия, запретный плод, дамоклов меч.

2. Найдите и исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов

1. В его выступлении не было ни грамма правды. 2. Каждый из этих авторов внес свою бесценную лепту в сокровищницу театрального искусства. 3. Рабочие занимались сизифовым делом, разгружая и перекладывая кирпич вручную, снова нагружая и поднимая наверх, к лесам. 4. В плановых отделах и бухгалтериях сводят последние счеты с ушедшим годом. 5. На ветер выбрасываются не слова, а ценные материалы. 6. Здесь есть к чему приложить свои способности. 7. «Не красна хата углами, а красна пирогами», — сказал мне мой товарищ.

6. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1. Найдите и исправьте ошибки в согласовании главных и второстепенных членов предложения. Объясните, в чем заключаются ошибки.

1. Веселый котенок Мурка смешила нас каждый день. 2. Традиционный вечер — встреча выпускников проводится в первую субботу февраля. 3. Два высокие дома построили недавно. 4. В нашей стране черная и цветная металлургии активно развиваются. 5. Создание новых оперы, балета, музыкальной комедии требует недюжинных творческих сил. 6. Педагогу особенно интересно работать со своим способным учеником и ученицей. 7. Он командирован в город Москва.

2. Найдите и исправьте ошибки в построении параллельных синтаксических конструкций (причастных и деепричастных оборотов).

1. Проснувшись, ему сказали, что завтрак уже подан. 2. Лицам, приобретшим путевки и не выехавшим в срок, путевки продлятся не будут. 3. Заявление, сделанное председателем комитета, занимающимся этими вопросами. 4. Поступившие рукописи в редакцию не возвращаются. 5. Я стоял на большом мосту, тянущемся через реку. 6. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и верно.

Содержимое разработки

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

1. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ И ПУНКТУАЦИОННЫЕ НОРМЫ.

В тексте вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. В случае затруднения справьтесь в орфографическом словаре.

Язык…знание изуча…т все виды все изм…нения языка. Его инт…р…сует всё что связа (нн, н) о с уд…вит…льной сп…собност…ю г…ворить при пом…щи звуков передавать другому свои мысли. Эта сп…собность во всем мире свойстве (н, нн) а только ч…л…веку.

Язык…веды хотят д…знат…ся как люди овл…ели такой сп…собност…ю как создали они свои языки как эти языки живут изм…няются ум…рают.

(На) ряду с «живыми» языками их зан…мают и языки «мертвые» на которых се…одня уже (не, ни) г…ворит (не, ни) кто. Мы знаем (не, ни) мало таких. Одни и…чезли на памяти людей но о них с…хранилась б…гатая л…тература до нас д…шли их гра (м, мм) атики и словари. Нет только (не, ни) кого кто (бы) считал се…час их св…ими р…дными языками. Такова латынь язык древнего (Р, р) има таков (древн…) греческий язык и (древн…) индийский санскрит. Таков среди более близких к нам языков (церковн…) сл…вянский или (древн…) б…лгарский. Изучение их (не, ни) так (уж) сложно.

Но ведь есть и другие скажем египетский вавилонский или хеттский. Еще два века назад (не, ни) кто (не, ни) знал (не, ни) единого слова на этих языках. Люди с (не) доумением вз…рали на таинстве (н, нн) ые (не, ни) кому (не, ни) понятные на…писи на скалах на стенах древних р…звалин на глиня (н, нн) ых плитках и (полу) и…тлевших папирусах сдела (н, нн) ые тыс…чи лет назад (не, ни) ведомо кем и (не, ни) и…вестно по каким пр…чинам. Но терпение и остр…умие человека (не, ни) имеет границ. Ученые язык…веды ра…гадали тайны многих пис…мен.

Благ…даря этому мат…матики п…знакомились с мл…денчеством ар…фметики и г…ометрии медики узнали как л…чили б…лезни во времена царя Хаммурапи астр…номы смогли заглянуть в обс…рватории (В, в) авилона. Но больше всех к…нечно т…ржествовали историки перед ними открылся целый (до) селе (не) ведомый мир с именами ж…стоких владык и подвигами (вольно) любивых народных вождей с датами грозных битв и (крово) пролитных во…станий с л…гендами и пес…нями со всеми его давно забытыми обыч…ями законами вер…ваниями бытом.

(Л.В. Успенский «Слово о словах»)

2. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1. Расставьте ударения в словах.

Квашение, пригубить, кладовая, костюмированный, ломота, позвонит, исчерпать, щавель, пиала, плато, обеспечение, подбодрить, премировать, послушник, сгрудиться, осужденный, дрофа, феномен, христианин, начался.

2. Установите особенности произношения выделенных частей данных слов, обращаясь к словарям.

Вето, барокко, сливочный, лавочник, конечно, тендер, реликвия, регби, реквием, одессит, орхидея, сумасшедший, гренадер, желчь, острие, недоуменный, опека, сессия, брызжет.

3. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1. Объясните значение иноязычных слов. Составьте с каждым из них предложения.

Рафинированный, трансформация, хиппи, эмбарго, чартер, реквизиты, слоган, тендер, мануальный, дотация.

2. Объясните значение паронимов, укажите, чем отличаются эти значения. Составьте с каждым из них словосочетания.

Явный – явственный, будний – будничный, поддержание – поддержка, экономный – экономичный, признание – признательность.

3. Найдите и устраните речевую избыточность.

1. Квартал будет застроен так, чтобы можно было сохранить существующий парк. 2. В регионах начала развиваться промышленная индустрия. 3. В конечном итоге все согласились с докладчиком. 4. Комплекс нерешенных проблем надо решать комплексно. 5. В нашем ресторане посетители могут попробовать вкусные деликатесы. 6. Строителям приходится работать в ледяную стужу. 7. Команда противников перешла в ответную контратаку. 8. Наша наука всегда была передовым авангардом научно-технической революции.

4. Найдите и исправьте речевые ошибки.

1. В работе коллектива больницы обнаружились серьезные пороки. 2. Когда наступила зима, его демобилизовали на фронт. 3. Писатель высмеивает людей с маленьким умом. 4. Главное для писателя — душевный мир человека. 5. Он посмотрел на её задумчивыми глазами. 6. Еще живы предки А.С. Пушкина. 7. Эти функции поручаются отделам рекламы. 8. Он был владыкой большого имения. 9. На всех придворных Плюшкина были всего одни сапоги. 10. Девочка от волнения закраснелась.

4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1. Определите род имен существительных, составьте с ними словосочетания.

Арго, антраша, банджо, виски, рантье, салями, бра, мокко, Килиманджаро, Миссисипи, АТС, ВГИК, ВТО, вуаль, забияка.

2. Образуйте форму именительного падежа множественного числа данных имен существительных. Расставьте ударения.

Бант, торт, кран, аэропорт, уголь, гребень, сирота, средство, клешня, герб, тормоз, корпус, шофер, инспектор, пропуск.

3. Образуйте форму повелительного наклонения 1 лица ед. ч. глагола. Отдельно выпишите глаголы, не образующие такой формы.

Отъехать, течь, ездить, засахариться, знобить, сесть, съесть, порадоваться, толпиться, лазить.

4. Раскройте скобки, выбрав правильный вариант личного местоимения. Укажите возможность использования обоих вариантов.

Внутри (их — них), сзади (их — них), между нами и (ими — ними), при помощи (ее — нее), около (их — них), наперекор (ему — нему), за всеми (ими — ними), без (его — него), по поводу (ее — нее), за исключением (их — них), соответственно (им — ним), лучше (их — них).

5. Образуйте простую форму сравнительной степени от следующих имен прилагательных. Отдельно выпишите имена прилагательные, не образующие такой формы.

Терпкий, тряский, кофейный, тугой, боевой, тяжкий, хваткий, хлесткий, хрусткий, цепкий, шаткий, юркий, гадкий, гладкий, отсталый, жидкий.

5. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1. Объясните значение и происхождение фразеологизмов. Составьте с ними предложени

Козел отпущения, кондрашка хватил, король-то голый, крокодиловы слезы, яблоко раздора, лошадиная фамилия, запретный плод, дамоклов меч.

2. Найдите и исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов

1. В его выступлении не было ни грамма правды. 2. Каждый из этих авторов внес свою бесценную лепту в сокровищницу театрального искусства. 3. Рабочие занимались сизифовым делом, разгружая и перекладывая кирпич вручную, снова нагружая и поднимая наверх, к лесам. 4. В плановых отделах и бухгалтериях сводят последние счеты с ушедшим годом. 5. На ветер выбрасываются не слова, а ценные материалы. 6. Здесь есть к чему приложить свои способности. 7. «Не красна хата углами, а красна пирогами», — сказал мне мой товарищ.

6. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1. Найдите и исправьте ошибки в согласовании главных и второстепенных членов предложения. Объясните, в чем заключаются ошибки.

1. Веселый котенок Мурка смешила нас каждый день. 2. Традиционный вечер-встреча выпускников проводится в первую субботу февраля. 3. Два высокие дома построили недавно. 4. В нашей стране черная и цветная металлургии активно развиваются. 5. Создание новых оперы, балета, музыкальной комедии требует недюжинных творческих сил. 6. Педагогу особенно интересно работать со своим способным учеником и ученицей. 7. Он командирован в город Москва.

2. Найдите и исправьте ошибки в построении параллельных синтаксических конструкций (причастных и деепричастных оборотов).

1. Проснувшись, ему сказали, что завтрак уже подан.2. Лицам, приобретшим путевки и не выехавшим в срок, путевки продлятся не будут.3. Заявление, сделанное председателем комитета, занимающимся этими вопросами.4. Поступившие рукописи в редакцию не возвращаются.5. Я стоял на большом мосту, тянущемся через реку.6. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и верно.