Русский 9 Итоговая контрольная

Вдоль(1) леса росли красивые(2) молодые ели и берёзы, выбежавшие(3) на край, как будто покрасоваться.

Итоговая контрольная работа по русскому языку

(1)Знаете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор? (2)Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики – вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.

(3)Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегают к нечестным приёмам и уловкам, не допускают резкого тона. (4)Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию. (5)Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах.

(6)Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать, как на войне, поэтому они применяют непозволительные уловки. (7)Главное – наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их точки зрения, положение. (8)Значит, и вам нужно находиться в боевой готовности.

(9)Наконец, есть и такие горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. (10)Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выпадами, говорят пренебрежительным или презрительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди.

(11)Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить изменения в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре. (По Л. Павловой)

А) В каком предложении выражена основная мысль текста?

Б) Какое утверждение противоречит позиции автора?

1) Поведение участников спора влияет на успех обсуждения проблемы.

2) Чтобы лучше определить тактику поведения в споре, нужно учитывать поведение оппонента.

3) Плодотворным бывает только такой спор, в котором оппоненты проявляют внимание и уважительное отношение друг к другу.

4) Главное в дискуссии – одержать верх над противником, используя любые способы.

В) Определите стиль и тип речи текста.

1) научный стиль; описание

2) публицистический стиль; рассуждение

3) художественный стиль; описание

4) научный стиль; рассуждение

Г) В каком предложении автор использует синонимы?

1) 5 2) 2 3) 7 4) 11

Д)Какое предложение связано с предыдущим с помощью личного местоимения?

1) 7 2) 2 3) 6 4) 4

Е)Назовите часть речи, к которой принадлежит слово УВАЖИТЕЛЬНО (предложение 3).

Ж)Из предложений первого абзаца выпишите частицу.

З)Какой тип связи используется в словосочетании(в) боевой готовности (предл. 8)?

И)Среди предложений 3 – 10 найдите простые предложения с однородными сказуемыми. Напишите номера предложений.

К)Среди предложений 6 – 11 найдите предложение(-я) с обособленным обстоятельством. Напишите номер(-а) предложения(-й).

Л)Среди предложений 1 – 5 найдите сложное предложение с разными видами связи. Напишите номер предложения.

2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Пользуясь фразеологическим словарём,

1) меня поразило богатство языка.

2) сначала читается вступительная статья.

3) объясните значение этого выражения.

4) некоторые примеры вам покажутся знакомыми.

3. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите эти слова и поставьте ударения правильно.

4. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Интерьер в картине И. Репина «Не ждали» пронизан зыбким светом солнца, которое едва проглядывает сквозь грозовые облака.

2) Знакомство с зарубежной художественной жизнью было неизбежным этапом почти для всех отечественных мастеров, которые вступили в профессиональную жизнь в конце XIX – начале XX века.

3) С начала 1919 года в Витебске работало Народное художественное училище, которое организовал Марк Шагал.

4) Судьба сохранила холсты Малевича в войну: угол подвала, в котором они были спрятаны, чудом уцелел.

5. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

1) Те, кто интересовался литературными течениями начала ХХ века, читал стихотворения футуриста Маяковского, символиста Бальмонта, акмеиста Мандельштама.

2) По результатам научного исследования будет опубликована статья в журнале «Науке и жизни».

3) Лирический герой М.Ю.Лермонтова – это человек, презирающий раба и рабство и который дышит свободой.

4) Ведущий поинтересовался у первой пары участников, известны ли вам правила игры.

5) Будучи машинистом электропоезда, оставалось не так много времени для чтения.

6) Никто, даже лучшие специалисты, не мог вначале поставить правильный диагноз.

7) Комендантша спросила, что за человек этот Пугачёв.

8) А.С. Пушкин нам дорог и «Медным всадником» – непревзойдённым шедевром в жанре поэмы.

9) Нужно не только делать природу более красивой, но и беречь её.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Встречи с искусством живописи дарят радость открытия (1) исключительно (2) внимательному и терпеливому зрителю. Посещение художественного музея (3) например (4) требует от нас способности

и готовности воспринимать и переживать увиденное.

7. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Воздух совершенно прозрачен ( ) и простым глазом заметны его переливы в ярком утреннем свете солнца.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

8. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Кустики брусники усыпаны ещё (НЕ)СОЗРЕВШИМИ ягодами.

Даже запах бензина (НЕ)МОГ заглушить луговой аромат.

В (НЕ)БОЛЬШОМ, но просторном зале было светло и тихо.

Картошка на огородах до сих пор (НЕ)ВЫКОПАНА.

(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век механически.

9. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Светлые стены изыска(1)ых пропорций, отдела(2)ые керамической плиткой, увенча(3)ы декоративным майоликовым поясом с причудливым изображением орхидей.

Итоговая контрольная работа по русскому языку за 11 класс. (Вариант№2)

Прочитать текст и выполнить задания.

(1)Надо быть храбрым, верным данному слову, сильным, трудолюбивым.

(2)Почему надо? (3)А потому. (4)Вот так принято. (5)Иначе накажут, или выгонят, или будут презирать…

(6)С одной стороны, это хорошо и правильно. (7)Культивировалось поведение, которое позволило выстоять и подняться в борьбе с природой и врагами. (8)То, что способствует выживанию и процветанию общества, то есть большинства людей, и есть истинно, иначе все погибнем. (9)Тут критерием истины выступает практика, всё выясняется через опыт поколений.

(10)С другой стороны, эти практические предписания отбивали у людей необходимость думать и решать самим. (11)Большинство всегда и не хотело (и не могло) думать и решать самостоятельно. (12)Но некоторые умственно непоседливые всегда хотели докопаться до всех первопричин сами…

(13)Дети всегда спрашивают: «Почему?». (14)И получают ответ: «Потому». (15)В юности этот вопрос приобретает всё более общий характер, а ответ становится всё менее вразумительным: «Потому что есть такой закон природы», или «Потому что надо поступать хорошо, а не плохо», или «Потому что за это накажут, а за это поощрят»…

(16)Естественно, что именно в юности, при выборе пути, человек пытается осознать своё предназначение: зачем он явился на этот свет? (17)Потом эти мысли и движения души обычно исчезают, сглаживаются – некогда: работать надо, семью кормить, карьеру строить, купить то-сё.

(18)А потом в старости сидит человек и думает: и зачем мне нужны были все эти мои труды и мучения? (19)На тот свет ничего с собой не возьмёшь…

(20)И кто поумней отвечает ему: человек должен делать в жизни самое большее, на что он способен. (21)Большому кораблю – большое плавание. (22)Кому полмира покорить, кому сад посадить, кому детей поднять – каждому своё. (23)Мог ты сделать то-то и то-то, а вот не сделал. (24)Не угадал своё предназначение. (25)Глуп был и слаб, отвечает старик, да и на кой чёрт оно всё, мир не переделаешь, всё суета сует, все помрём. (26)Во, отвечает другой, поэтому не надо вообще дёргаться и напрягаться, а надо жить в святости и размышлять о вечном и бренности бытия, раз конец всё равно один.

(27)Тамерлан говорил так: «Миру нужен владыка, и этим владыкой должен быть я». (28)Тут с местом и ролью человека всё понятно. (29)По крайней мере ему самому и всему окружению…

(30)Однако большинству людей их место не нравится, и своей ролью они не удовлетворены. (31)И почему судьба их сложилась так, а не иначе, они объясняют двумя словами: «характер» и «обстоятельства». (32)Что есть одна из форм старого родительского ответа «а потому что так». (33)А почему такой характер? (34)А почему такие обстоятельства? (35)Потому что генетика и уровень развития общественно-экономических отношений. (36)А почему? (37)И зачем? (По М. Веллеру*)

А)Какое высказывание не соответствует содержанию текста?

1) Взрослые дети должны заботиться о своих родителях.

2) Родители редко дают вразумительные ответы на вопросы детей.

3) В старости у людей возникают сомнения в целесообразности постоянного интенсивного труда.

4) Дети всегда интересуются, почему они должны вести себя так, а не иначе.

Б) Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) В предложении 1 содержится рассуждение.

2) В предложениях 6–9 содержится рассуждение.

3) В предложениях 23–24 представлено описание.

4) В предложениях 30–37 представлено рассуждение.

В) В каком предложении используются синонимы?

1) 1 2) 53) 9 4) 31

Г) Из предложений 6–7 выпишите слово, образованное приставочным способом.

Д) Из предложений 8–12 выпишите краткое прилагательное.

Е) Из предложений 1–5 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Ж) Среди предложений 20–26 найдите сложные, в состав которых входят односоставные безличные предложения. Напишите номера этих сложных предложений.

З) Среди предложений 10–16 найдите предложение с уточняющим обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

И)Среди предложений 17–21 найдите сложное предложение, в котором есть бессоюзная и союзная подчинительная связь. Напишите номер этого предложения.

К) Среди предложений 27–30 найдите такое, которое связано с предыдущими при помощи сочинительного союза. Напишите номер этого предложения.

2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Потребляя небольшое количество топлива,

1) сберегаются энергоресурсы.

2) машина может развивать высокую скорость.

3) решается задача энергосбережения.

4) одно из достоинств машины – экономичность.

3. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите эти слова и поставьте ударения правильно.

4. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) При подлёте к комете космический аппарат напоминал готового к сражению рыцаря, который закован в прочные латы.

2) Из холма, который природа склеила из громадных уродливых камней, сквозь трубочку тонкой струйкой бежала вода.

3) Получение продуктов питания из воды и минеральных солей, которые можно извлекать из земли, навсегда решит проблему голода.

4) Утром за всполохом ромашек не видно ни телёнка, который пасётся на лугу, ни гусей.

5. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

В эмиграции Марина Цветаева часто вспоминала и восхищалась поэзией Бориса Пастернака.

Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.

В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.

С. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игры актёров.

В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.

неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

нарушение связи между подлежащим и сказуемым

нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

ошибка в построении предложения с однородными членами

неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

нарушение в построении предложения с причастным оборотом

неправильное построение предложения с косвенной речью

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Пойманные скворцы быстро привыкают к людям (1) и (2) если живут в доме (3) летают по комнатам (4) радуются своему хозяину и доверчиво садятся ему плечо.

7. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

На небе появились сизые тучи ( ) и в воздухе повеяло сыростью.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

8. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Сидя в автомобиле, (НЕ)ВОЛЬНО наблюдаешь за тем, что происходит вокруг.

Купленное недавно дорогое оборудование так и оставалось (НЕ)РАСПЕЧАТАННЫМ специалистами лаборатории.

Эта деревня находилась (НЕ)ДАЛЕКО от Москвы, а совсем рядом, в двух милях.

Чистое небо над головой – это (НЕ)ТАК уж и мало!

(НЕ)ПРЕКРАЩАЮЩАЯСЯ в течение суток пурга замела весь город.

9. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В ярко освещё(1)ых витринах выставле(2)ы украшения из драгоце(3)ых камней, сдела(4)ые на местной фабрике.

Итоговая контрольная работа по русскому языку за 11 класс. (Вариант№3)

1. Прочитать текст и выполнить задания.

(1)Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить о своих думах весь мир, в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. (2)Особенно здесь не повезло почему-то Суворову. (3)Нет-нет да и услышишь из уст телеобозревателя: мол, как говорил Суворов: тяжело в учении – легко в бою!

(4)Но ведь Суворов – великий человек, он в принципе не мог сказать такой глупости! (5)Уж кто-кто, а он-то понимал: в бою, где убивают твоих соратников, где на тебя с оружием в руках идёт твой смертельный враг, не может быть легко! (6)Суворов же говорил нечто иное, а именно: тяжело в учении – легко в походе! (7)В походе, а не в бою! (8)Ибо нет ничего страшнее и тяжелее боя!

(9)Еще более нелепо широко ныне распространившееся толкование суворовских слов, будто война не кончена, пока не похоронен последний солдат. (10)Поняв слово «похоронен» в буквальном смысле, доброволь¬ные могильщики, присвоив себе ничем не оправданную миссию завершителей Великой Отечественной войны, убеждают нас с телеви¬зионных экранов: похоронены не все солдаты; война не окончена; героические подвиги русского воинства могут быть признаны лишь в тот момент, когда они, похоронщики, закопают в землю останки последнего русского солдата! (11)Да задумайтесь, что вы говорите! (12)Десятки тысяч солдат исчезли без следа, от них не осталось ни клочка плоти, они действительно пропали без вести. (13)Их невозможно похоронить! (14)И что же? (15)Не считать законченной ни одну войну в истории? (16)Да не проще ли предположить: вы не поняли, что сказал Суворов! (17)Он сказал: война, боевые действия не окончены, пока не похоронен, то есть пока не убит, пока жив, пока держит в руках оружие и пока ведёт бой последний солдат! (18)Это ведь и есть воинский долг: драться до последнего бойца. (19)И пока этот последний солдат не убит, образно говоря, не похоронен, война не закончена! (Г.Смирнов)

А) Как, по мнению автора, надо понимать слова Суворова: «Война не закончена, пока не похоронен последний солдат»?

1) Нужно предать земле всех убитых на войне.

2) Войну можно закончить только тогда, когда все неприятельские солдаты уничтожены.

3) Армия не должна сдаваться врагам, пока жив хоть один солдат.

4) Войны не будет, когда не будет армий.

Б) Какая мысль в этом тексте основная?

1) В наше время многие люди, получившие возможность публично выступать, не продумывают свои выступления.

2) Многие изречения великих людей со временем искажаются.

3) Изречения Суворова искажались и неверно понимались до последнего времени.

4) Неточное цитирование и поверхностное толкование высказываний известных людей – признак недостаточного образования.

В) Определите стиль и тип речи текста.

1) научный стиль, описание

2) публицистический стиль, рассуждение-размышление

3) художественный стиль, описание

4) научный стиль, рассуждение-размышление

Г) В каком значении употребляется слово ОБРАЗÓВАНЩИНА (предложение 1)?

2) лжепросвещение, лжеобразованность

3) получение систематизированных знаний и навыков

4) совокупность знаний, полученных в результате обучения

Д) Какое предложение связано с предыдущим с помощью указательного местоимения?

1) 5 2) 8 3) 14 4) 18

Е) Назовите часть речи, к которой принадлежит слово нелепо (предложение 9).

Ж) Из предложений 7 – 8 выпишите подчинительный союз.

З) Укажите тип связи в словосочетании ТОЛКОВАНИЕ СЛОВ (предложение 9).

И) Среди предложений 1 – 2 абзацев найдите сложное предложение, состоящее из четырёх частей, среди которых два односоставных предложения. Напишите номер этого сложного предложения.

К) Среди предложений 4 – 10 найдите бессоюзное сложное, одна часть которого выражает условие. Напишите номер этого предложения.

Л) Среди предложений 9 – 12 найдите сложное предложение с разными видами связи. Напишите номер этого предложения.

2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Изображая любой предмет,

1) на картине запечатлевается мироощущение художника.

2) художником создаётся точная его копия.

3) художник передаёт своё представление о мире.

4) для художника важно его собственное мироощущение.

3. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите эти слова и поставьте ударения правильно.

Русский 9 Итоговая контрольная

Итоговая контрольная работа по русскому языку в 9 классе с ответами. Цитаты из пособия «КИМ ВПР. Русский язык 9 класс. Контрольно-измерительные материалы. Всероссийская проверочная работа. ФГОС / Е.Н. Скрипка — М.:Издательство Экзамен» использованы исключительно в учебных и информационных целях. Диагностическая работа позволяет определить уровень усвоения учащимися предметного содержания всего курса. Русский 9 Итоговая контрольная работа. Ответы адресованы родителям.

Русский язык 9 класс
Итоговая контрольная работа

Часть I. Задания по тексту

  1. Спишите текст, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

Наскальная ж__вопись это и(с, сс)ку(с, сс)тво древнекаме(н, нн)ого века. Наши предки (н__) умевшие (н__) писать (н__) читать жившие в т__мноте п__щер созд__вали тем (не) менее подли(н, нн)ые произв__дения и(с, сс)ку(с, сс)тва. Первобытные художники очень верно перед__вали ф__гуры животных их дв__жения и повадки. Р__сунки древних были (с, з)дела(н, нн)ы углём и красной охрой добывавш__йся из земли. Долгое время об этих р__сунках (н__) кто (н__) чего (н__) знал 3 . Обнаруже(н, нн)ы они были случайно.

Однажды испанский арх__олог Марселино де Саутуола повёл свою доч(__) в (не) давно обнаруже(н, нн)ую пещеру Альтамира. (Н__) кто (н__) знал что это за пещера и что в ней находит(__)ся. Де Саутуола р__шил обслед__вать её. Они долго шли какими (то) ко(р, рр)идорами закоулками проходили через большие подземные залы разгляд__вая их с любопытством. И вдруг девоч(__)ка подн__ла голову и закр__чала от испуга прямо над ней был изображ__н огромный зверь. Крепко уп__ршись ногами в землю красный бизон подн__л (в) верх голову как (будто) соб__раясь издать победный рёв.

Пр__глядевшись 2 вн__мательно арх__олог увид__л что (не) только потолок но и все стены пещеры покрыты изобр__жениями зверей. 4

Потом подобные р__сунки стали находить в пещерах Франци__ на скалах Северной Африк__ и в других местах.

В 1933 году на горном плато Тассили в Африк__ были обнаружен, нн)ы тыс__чи красоч(__)ных наскальных изобр__жений животных (с, з)дела(н, нн)ых рукой первобытного художника.

На Урале на реке Чусовой есть гранд__озная пещера которую называют Каповой. На стенах пещеры ок__зались изобр__жения мамонтов нос__рогов лош__дей. Р__сунки эти говорят о (не) обыкнове(н, нн)ой зоркост__ и наблюдательност__ наших предков 1 . (219 слов)

  1. Выполните фонетический разбор слова 1 .
  2. Выполните морфемный разбор слова 2 . Определите способ образования данного слова.
  3. Выполните морфологический разбор слова 3 .
  4. Выполните синтаксический разбор предложения 4 .

Часть II. Задания по теме «Сложное предложение»

  1. Выпишите простое предложение с обособленным определением. Подчеркните его основу, укажите тип сказуемого. Объясните знаки препинания.

1) Эскиз может быть выполнен и карандашом, и красками.
2) Стекло, вода, фон — всё написано М. Врубелем в серебристо-серых, жемчужных тонах.
3) Картины, написанные темперой, имеют не блестящую, а матовую поверхность.
4) В нишах наружных стен, у входа и внутри средневековых соборов, стояло множество статуй.

  1. Найдите сложное предложение, запишите его номер и выпишите его основы.

1) Археологи возвратили к жизни античные храмы, статуи и другие произведения искусства.
2) Все цвета принято делить на тёплые и холодные.
3) Русское крестьянство испокон веков славилось замечательными народными мастерами — резчиками по дереву.
4) Ветви берёзки раскидистые, плакучие, а пирамидальный тополь, как свеча, устремлён вверх.

  1. Прочитайте текст. Найдите в нём сложное бессоюзное предложение, запишите его номер, подчеркните его основы.

(1)Когда архитектор проектирует дом, он думает не только о его внешнем виде. (2)Не менее важно, каким дом будет внутри. (З)Архитектурное оформление внутренних помещений получило название «интерьер». (4)Слово это французское и значит «внутренний». (5)Но у слова есть и другое значение: изображение комнаты с её убранством, мебелью и разными вещами также называется интерьером. (6)В XVII веке в Голландии многие художники увлекались интерьером. (7)Среди русских художников большим мастером интерьера был Павел Федотов.

  1. Расставьте знаки препинания в предложениях. Запишите номер предложения, в котором стоит одна запятая.

1) Художнику-анималисту приходится усердно наблюдать за животными и изучать их повадки и характер.
2) Художнику необходима наблюдательность и её можно развить.
3) Сочетание светлых и тёмных тонов называется светотенью.
4) Контрасты света и тени придают картинам движение и трепет.

  1. Расставьте знаки препинания в предложениях. Запишите номер предложения, в котором перед союзом И не стоит запятая. Объясните отсутствие запятой.

1) Для создания литографии специальный камень шлифуют и после этого мастер наносит на него рисунок жирным литографским карандашом или тушью.
2) Камень с рисунком на нём обрабатывается специальными составами и рисунок как бы «закрепляется».
3) На суперобложке книги обычно нарисован какой-нибудь рисунок и написаны имя автора и название книги.
4) Горлышко древнегреческой вазы и её низ покрывались узорами и в середине изображали какую-нибудь сцену из греческих мифов.

  1. В данном предложении пронумерованы все знаки препинания. Запишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) знак(-и) препинания между частями сложного предложения, соединёнными подчинительной связью.

Статуя Зевса из золота и слоновой кости, (1) которую изваял древнегреческий скульптор Фидий, (2) живший в V веке до нашей эры, (3) не сохранилась, (4) но остались книги современников Фидия, (5) где она описана.

  1. Расставьте знаки препинания в предложениях. Запишите номер сложноподчинённого предложения с придаточным определительным.

1) Язык живописцев краски сочетания которых радуют наш глаз помогают почувствовать красочное богатство мира.
2) Когда через семнадцать столетий начались раскопки Помпей перед исследователями и учёными открылся как бы оживший античный мир дома вещи утварь произведения искусства.
3) Первобытные охотники верили что изображения зверей имеют магическую силу и могут принести хорошую добычу.
4) Перед пещерными рисунками охотники совершали обряды для того чтобы охота была удачной.

  1. Расставьте знаки препинания в предложениях. Запишите номер сложноподчинённого предложения с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных.

1) Нужно научиться внимательно смотреть вокруг себя чтобы разобраться в цветовом богатстве которое рассыпала перед нами природа.
2) Художники-анималисты наблюдают животных и на воле и в зоопарке потому что не все звери водятся там где мы живём.
3) Когда присмотришься к деревянной гравюре то начинаешь понимать её особый язык и уже не замечаешь что в ней только белый и чёрный цвета.
4) Не всем бывает понятно почему для того чтобы посмотреть подлинник какой-либо картины любители живописи едут в другой город или даже в другую страну.

  1. Объясните постановку знаков препинания в указанных местах в предложении.

Умение наслаждаться искусством приходит не сразу, (1) и, (2) для того чтобы лучше почувствовать произведение живописи, (3) надо научиться понимать язык красок и линий.

  1. Расставьте знаки препинания в предложениях. Запишите номер сложного бессоюзного предложения с запятой между частями.

1) Открытие законов перспективы было очень важно для художников в их картинах появились глубина и пространство.
2) Как ярко окрашены перья многих птиц сколькими красками сверкают крылья бабочек!
3) Портреты рассказывают нам многое о характере изображённых людей добры они были или жестоки беспечны или мрачно подозрительны.
4) Покрывая лаком поверхность какой-то особенной вещи китайские и японские мастера часто выезжают в море в море нет пыли.

  1. Выпишите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями. Подчеркните основы, выделите союзы/союзные слова, соединяющие эти части.

1) Ходил медвежонок по лесу и посматривал вокруг: не растут ли где ягоды, которыми можно полакомиться.
2) В тяжёлые дни войны или каких-нибудь бедствий жители средневековых городов собирались в главном соборе, чтобы обсудить важные дела, там же хранились запасы оружия и продовольствия.
3) Известно, что древние греки, у которых было горе, приходили к статуе Зевса, созданной скульптором Фидием, и находили утешение, глядя на лицо бога — таким оно было добрым и прекрасным.
4) Законы перспективы не изменились и сейчас, спустя почти пять веков со времени их открытия, и все художники неизменно пользуются ими, когда пишут картины или рисуют.

ОТВЕТЫ на итоговую контрольную работу

Вы смотрели: Итоговая контрольная работа по русскому языку в 9 классе с ответами. Русский 9 Итоговая контрольная. Ответы адресованы родителям. Цитаты из пособия «КИМ ВПР. Русский язык 9 класс. Контрольно-измерительные материалы. Всероссийская проверочная работа. ФГОС / Е.Н. Скрипка — М.:Издательство Экзамен» использованы в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ). Диагностическая работа позволяет определить уровень усвоения учащимися предметного содержания всего курса.