Контрольная работа по русскому языку 7 класс
В1. Выпишите из предложения (5) причастный оборот и подчеркните его как член предложения.
____________________________________________________________________________
Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 7 класса
Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 7 класса составлена в формате ЕГЭ-2015; содержит 15 заданий с кратким ответом и творческое задание — сочинение по предложенному тексту. Работа позволяет определить уровень освоения знаний за пройденный курс, степень готовности к итоговой аттестации по предмету.
Просмотр содержимого документа
«Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 7 класса »
Итоговая контрольная работа русскому языку. 7 класс
1. В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный?
киломЕтр красивЕе баловАть дОсуха тОрты
2. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
наиболее удачный / идя по улице / десять килограммов апельсинов / пять яблок /
3. Выпишите причастие, в котором на месте пропуска в суффиксе пишется буква Я.
ла. щий / бор..щийся / бел..щий / беспоко…щий / поспева. щий
4. Выпишите причастие, в котором на месте пропуска в суффиксе пишется буква И.
выздоров..вший / обожа..мый / ненавид. щий / нянч. вший / обид. вший
5. Выпишите причастие, в котором на месте пропуска в суффиксе пишется буква Е.
стрел. ный воробей / засе. нное поле / замеш..нный в преступлении/ заброш. нный дом / выслуш..нный доклад
6. Выпишите наречие, в котором на месте пропуска в суффиксе пишется буква А.
затемн. / сначал. / влев. / нагол. / занов.
7. Выпишите слова, которые пишутся через дефис.
(по)вашему мнению / (по)перек / (в)обнимку / мало(по)малу / (в)восьмых
8. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
В Наташином пении уже (не)было детской старательности.
Солнце, ещё (не)скрытое облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.
Эта (не)приятная история надолго осталась в моей памяти.
Ученье без уменья — (не)польза, а беда.
В лёгкой синеве неба, ещё (не)потеплевшей после ночи, розовели облака.
9. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
Роспись глиня(1)ых сосудов для зерна была приостановле(2)а в связи с повыше(3)ой влажностью воздуха в зале.
10. Найдите предложение, в котором все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Выпишите эти слова.
В разговоре люди ведут себя (ПО)РАЗНОМУ – в зависимости от темы, а ТАК(ЖЕ) мотива и цели общения.
В ТО(ЖЕ) время он понимал, что (ПО)ЭТОМУ предмету стыдно иметь плохие оценки.
Он пришёл (ВО)ВРЕМЯ, и мы все (В)МЕСТЕ пошли смотреть салют на набережную.
(ПО)ЧЕМУ вы поставили запятую (В)НАЧАЛЕ предложения?
Прочитайте текст и выполните задания 11-16.
(1) Маленький желтый утенок, смешно припадая к молодой траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек, бегает передо мной и пищит: «Где моя мама? Где мои все?»
(2) А у него не мама вовсе, а курица: ей подложили утиных яиц, она их высидела между своими, грела равно всех. (3) Сейчас перед непогодой их домик – перевернутую корзину без дна, отнесли под навес, накрыли мешковиной. (4) Все там, а этот затерялся. (5) А ну-ка, маленький, иди ко мне в ладони.
(6) И в чем тут держится душа? (7)Не весит нисколько, глазки черные – как бусинки, ножки – воробьиные, чуть-чуть его сжать – и нет. (8) А между тем – тепленький. (9) И клювик его бледно-розовый, как наманикюренный, уже разлапист. (10) И лапки уже перепончатые и желт в свою масть, и крыльца пушистые уже выпирают. (11) И вот даже от братьев отличился характером.
(12) А мы – мы на Венеру скоро полетим. (13) Мы теперь, если все дружно возьмемся, — за двадцать минут целый мир перепашем.
(14) Но никогда! – никогда, со всем нашим атомным могуществом, мы не составим в колбе, и — даже если перья и косточки нам дать – не смонтируем вот этого невесомого жалкенького желтенького утенка… (А.И. Солженицын)
11. Из предложений 6-11 выпишите страдательное причастие.
12. Из предложений 1-4 выпишите производные предлоги.
13. Из предложений 12-14 выпишите все частицы.
14. Среди предложений 1- 4 найдите то, которое содержит прямую речь. Напишите номер этого предложения.
15. Среди предложений 2-5 найдите простое с однородными сказуемыми. Напишите номер этого предложения.
16. Как вы понимаете последнее предложение текста? Отвечая на этот вопрос, напишите небольшой (5–7 предложений) текст-рассуждение. Свои мысли подтвердите примерами из прочитанного текста и / или из жизни.
Итоговая контрольная работа русскому языку. 7 класс
1. В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный слог?
слИвовый шАрфы дОсыта позвонИт диспАнсер
2. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ящик макаронов / более точный ответ / в трёхстах экземплярах / приобретя /
менее семиста метров
3. Выпишите причастие, в котором на месте пропуска в суффиксе пишется буква Я.
трепещ. щий/ бре…щий / кле. щий / пряч. щийся / стел..щий
4. Выпишите причастие, в котором на месте пропуска в суффиксе пишется буква Е.
засе..нный / завис. вший / крас. вшийся / расчист. вший / утрат. вший
5. Выпишите причастие, в котором на месте пропуска в суффиксе пишется буква А.
выкач..нная бочка / замеш..нное тесто / выкач..нный газ / взвеш..нный / постро..нный
6. Выпишите наречие, в котором на месте пропуска в суффиксе пишется буква А.
засветл. / доверчив… / снов. / наскор. / воедин.
7. Выпишите слова, которые пишутся через дефис.
(по)моему мнению / (по)двое / (по)дружески / (в)третьих / крепко(на)крепко
8. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Отдыхающие лежали в шезлонгах, (не)глядя на облачное небо.
В ожесточённом пении ветров душа (не)чует стройных голосов.
Воздух, ещё (не)накалённый знойными лучами солнца, доносит ароматы раннего утра.
План сочинения (не)продуман.
(Не)смотря на сложность изучаемой темы, мы постараемся разобраться в ней как можно лучше.
Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
На картине «Кермесса» Рубенс изобразил толпу разгорячё(1)ых горожан, отчая(2)о отплясывающих беше(3)ый танец.
10. Найдите предложение, в котором все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Выпишите эти слова. (ОТ)ЧЕГО следует отказаться, ЧТО(БЫ) успеть подготовиться к экзаменам? Дорогу, (С) ВЕРХ нашего ожидания, закрыли (В) СВЯЗИ с ремонтом на целые сутки. (В) ТЕЧЕНИЕ недели продолжалось извержение вулкана, клубы огня крутились (НА) ПОДОБИЕ вихря. Берёзки (КАК) БУДТО застыли в задумчивости, любуясь уносящей свои воды (В) ДАЛЬ рекой. ТАК(ЖЕ) открытым остаётся вопрос, (НА)СКОЛЬКО вредны для живых объектов мобильные телефоны.
Прочитайте текст и выполните задания 11-16.
(1) Увы, мы не знаем родной язык – мы только им пользуемся. (2) Говорим, как птицы поют, – естественно и свободно, как придется. (3) Знать же язык, языком владеть – значит охватить сознанием не одну лишь пользу слов и грамматики, но проникнуть в изначальную суть, в красоту и в высокую правду речи, понять не ощущением только или чувством, но и разумом, волей. (4) Понять, что именно язык – начало всех начал, что, приступая к делу и совершая дело, мы осмысляем все это словом, передавая открытое для себя – другим.
(5) Все чаще мы говорим об экологии среды и природы. (6) Среда же, созданная самим человеком, не природа, это его культура. (7) Можно даже сказать, что природа современного человека во многом объясняется его средой, его культурой. (8) Язык – важнейший компонент культуры. (9) И родной язык нуждается в охране и защите от всего, что грозит ему уничтожением. (10) «Нужная работа, необходимая, — как бы откликаясь на это, сказал писатель Сергей Залыгин. – Без памяти на свой собственный родной язык он очень быстро перестанет быть самим собою, станет только по внешности русским, так как утеряет свою историю и в целом, и в отдельном слове, в фразе, в обороте, в идиоме.
(11) А нация, которая утеряет свой подлинный, свой исторический язык, утеряет, вероятно, и свою собственную психологию, порвет со своими великими произведениями искусства».
(12) «Отречется от предков – забудет себя», — добавим мы. (По В.В. Колесову)
11. Из предложений 4-6 выпишите причастие.
12. Из предложений 8-10 выпишите деепричастие.
13. Из предложений 1- 3 выпишите междометие.
14. Из предложения 4 выпишите частицу.
15. Среди предложений 5- 12 найдите те, которые содержит прямую речь. Напишите номера этих предложений.
16. Как вы понимаете выражение «экология языка»? Отвечая на этот вопрос, напишите небольшой (5–7 предложений) текст-рассуждение. Свои мысли подтвердите примерами из прочитанного текста и / или из жизни.
Контрольная работа по русскому языку 7 класс
5. Выберите правильную характеристику каждого причастия (Рядом с цифрой, соответствующей виду причастия, напишите букву подходящего слова)
а) смотрящим б) нарисованное в) колотый
1. Это причастие действительное, т.к. оно обозначает признак того предмета, который сам производит действие;
2. Это причастие страдательное, т.к. оно обозначает признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета.
6. В каком предложении причастный оборот надо выделить запятыми?
а) Человек услышавший шорох насторожился.
б) Мы почувствовали даже дыхание лаявшей на нас собаки.
в) От оттаявшей земли поднимался пар.
г) Распускающиеся под теплыми лучами солнца листочки радовали глаз.
7. В суффиксах каких страдательных причастий пишется е?
а) Слыш_мого;
б) вид_мый;
в) огражда_мый;
г) оберега_мый;
д) движ_мый.
8. Найдите словосочетание с деепричастием:
а) закутанный в тулуп;
б) проложенный геологами;
в) укрепил болт;
г) вырастив урожай;
д) запереть на замок.
9. Найдите предложение с деепричастным оборотом:
а) Блеснула яркая молния, и раздался удар грома.
б) Много тайн хранят леса, опаленные войной.
в) Озеро, взволнованное ветром, шумело у берегов.
г) Не узнав горя, не узнаешь и радости.
д) Мальчик быстро шел по лесной дороге
10. Найдите словосочетание, в котором НЕ с деепричастиями пишется слитно:
а) (не) торопясь;
б) (не)доумевая по поводу случившегося
в) (не)отпуская от себя; )
11, (1)От города, по-видимому, ничего уже не осталось. (2)Немцы бомбят его с утра до вечера, над ним непроходящее облако дыма и пыли. (3)Горят нефтехранилища. (4)Чёрный, как копоть, дым застилает солнце, так что на него можно смотреть не щурясь, как смотрят сквозь сильно закопчённое стекло во время затмения.
(5)В нашем овраге, как говорится, без перемен. (6)Как-то ночью прошли две наши дивизии. (7)Шли долго, беспрерывно, всю ночь напролёт, батальон за батальоном. (8)Раза два немцы пытались сгоряча перебраться через овраг, и тогда начиналась автоматная трескотня.
(9)Георгий Акимович как-то сказал:
— (10)Мы будем воевать до последнего солдата. (11)Русские всегда так воюют. (12)Но шансов у нас всё-таки мало. (13)Нас может спасти только чудо, иначе нас задавят. (14)Задавят организованностью и танками.
(16)Вот недавно ночью шли мимо солдаты. (17)Я дежурил у телефона и вышел покурить. (18)Они шли и пели, тихо, вполголоса. (19)Я даже не видел их, я только слышал их шаги по асфальту и тихую, немного даже грустную песню. (20)Я подошёл. (21)Бойцы расположились на отдых вдоль дороги, на примятой траве. (22)Мигали огоньки цигарок. (23)И чей-то молодой, негромкий голос доносился откуда-то из-под деревьев.
— (24)Нет, Вась… (25)Ты уж не говори… (26)Лучше нашей нигде не сыщешь. (27)Как масло, земля — жирная, настоящая. — (28)Он даже причмокнул как-то по-особенному. — (29)А хлеб взойдёт — с головой закроет…
(30)А город пылал, и красные отсветы прыгали по стенам цехов, и где-то совсем недалеко трещали автоматы, то чаще, то реже, и взлетали ракеты, и впереди были неизвестность и почти неминуемая смерть.
(31)Я так и не увидел того, кто это сказал. (32)Раздался чей-то крик: «(33)Приготовиться к движению!» (34)Все зашевелились, загремели котелками. (35)И пошли. (36)Пошли медленным, размеренным, тяжёлым солдатским шагом. (37)Пошли к тому неизвестному месту, которое на карте их командира отмечено, должно быть, обыкновенным красным крестиком.
(38)Я долго стоял ещё и прислушивался к удалявшимся и затихшим потом совсем шагам солдат.
(39)Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь. (40)И не только запоминаются. (41)Маленькие, как будто незначительные, они въедаются, впитываются как-то в тебя, начинают прорастать, вырастают во что-то большое, значительное, вбирают в себя всю сущность происходящего, становятся как бы символом.
* Некрасов Виктор Платонович — русский писатель. С 1941 по 1944 годы был на фронте, участвовал в Сталинградской битве. Некрасов — автор повестей, рассказов, путевых заметок: «В окопах Сталинграда», «Первое знакомство» и др. По его сценариям сняты кинофильмы.
Из предложений 6—8 выпишите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении происходит озвончение.
12,Из предложений 4—7 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
13,Замените просторечное выражение «не сыщешь» в предложении 26 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
14,Замените словосочетание «(к) шагам солдат» (предложение 38), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
15,Выпишите грамматическую основу предложения 26.
16,Среди предложений 9−14 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения
17,Укажите количество грамматических основ в предложении 30. Ответ запишите цифрой.
18,В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Шли долго,(1) беспрерывно,(2) всю ночь напролёт,(3) батальон за батальоном. Раза два немцы пытались сгоряча перебраться через овраг,(4) и тогда начиналась автоматная трескотня.
19,Среди предложений 1−5 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
20,Среди предложений 16−23 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
1.Решение:
В, так как это причастный оборот.
3.Решение: В, так как причастие отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?
4.Решение: В, Г, З, так как это формы глагола, слова, имеющие наряду с признаками глагола признаки прилагательного
5.Решение: А-1, так как действие совершает сам субъект, Б-2, В-2, так как действие совершается на объект
6.Решение: А, так как только в этом предложении определяемое слово стоит перед причастным оборотом.
7.Решение: В, Г, так как эти причастия созданы от глаголов 1 спряжения.
8.Решение: Г, так как только в этом слове есть суффикс -в.
9.Решение: Г, так как в слове «узнав» есть суффикс -в
10.Решение: Б, так как слова «доумевая».
13,Ответ: не найдёшь.
14,Ответ: солдатским шагам.
Вариант 2
1.На месте какой цифры должна стоять запятая в предложении: Возле дома выстроились(1) деревья(2) увешанные(3) созревшими апельсинами.
а) 1 б) 2 в) 3
Закончите формулировку:
Причастный оборот – это ……..
а ) причастие с определяемым словом;
б ) причастие с зависимыми от него словами;
в) несколько причастий в предложении.
3. Завершите утверждение:
В предложении причастный оборот является……
а) дополнением;
б) подлежащим;
в) обстоятельством
г) ) сказуемым
д) определением
4. Найдите в приведенных примерах причастия и укажите их буквы:
а) Добрый б) Рычать в) Свирепствующий г) Висевший д) Любить е) Сиреневый ж) Осень з) Разбитый
5. Выберите правильную характеристику каждого причастия (Рядом с цифрой, соответствующей виду причастия, напишите букву подходящего слова)
а ) собранный б) задумавшийся в) распиленный
1. это причастие действительное, т.к. оно обозначает признак того предмета, который сам производит действие;
2.это причастие страдательное, т.к. оно обозначает признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета
6. В каком предложении причастный оборот надо выделить запятыми?
а) От оттаявшей земли поднимался пар.
б) Мы почувствовали даже дыхание лаявшей на нас собаки.
в) Человек услышавший шорох насторожился.
г) Распускающиеся под теплыми лучами солнца листочки радовали глаз.
7. В суффиксах каких действительных причастий пишется ю?
а) бор..щийся
б) вид..щий
в) бре..щий
г) движ..щийся
д) кле..щий
8. Найдите словосочетание с деепричастием:
а) искупавшаяся в снегу;
б) распахнутое ветром;
в) открыл ранец;
г) пересчитав утят;
д) перепилить дрова
9. Найдите словосочетание, в котором НЕ с деепричастиями пишется слитно:
а) (не)зная ничего;
б) (не)чувствуя опасности;
в) (не)доумевая по поводу случившегося
10. Найдите предложение с деепричастным оборотом:
а) Маша сидела в своей комнате и вышивала на пяльцах
б) Кибитка тихо продвигалась, то въезжая в сугроб, то обрушиваясь в овраг
в) Громко кричащие дети наконец угомонились.
г) Озеро, взволнованное ветром, шумело у берегов.
д) Оглянувшись, он быстро подошёл ко мне
11,(1)В дверь позвонили. (2)Из прихожей донеслись оживлённые голоса и смех. (3)Появились гости. (4)Солидные, хорошо одетые люди здоровались с хозяевами, подходили к столу, накладывали в тарелки закуску. (5)Дамы располагались в удобных мягких креслах; мужчины, образовав группки, беседовали друг с другом. (6)Семён Петрович поднял меня с места и представил гостям:
– (7)Вот Иван, самый большой оригинал из всех друзей моей дочери.
(8)Неожиданно попав в центр внимания, я был сильно смущён и, кажется, покраснел. (9)Гости заулыбались, с любопытством оглядывая меня, словно ожидая, что я немедленно докажу справедливость слов профессора.
(10)Он хлопнул меня по плечу:
– (11)Да, молодёжь нынче любопытная. (12)С ней надо говорить, надо общаться!
(13)Одна интересная дама повернулась ко мне:
– (14)Вот скажите мне, Ваня. (15)У меня дочь пятнадцати лет, и она целыми днями слушает какой-то визг. (16)У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет. (17)Придёт из школы, кое-как уроки сделает, включит магнитофон и слушает до вечера.
– (18)Это у них называется «балдеет», — радостно сообщил один из гостей.
– (19)Дух противоречия, — убеждённо сказал другой.
– (20)А по-моему, — заявил подтянутый мужчина, — всё дело в избалованности. (21)Нынешние молодые люди живут как-то слишком легко, без трудностей.
– (22)О-о, это старая песня, — засмеялась дама. — (23)Получается, что если нам было тяжело, то пусть и им будет так же? (24)Глупо!
– (25)Наверное, глупо, — согласился подтянутый. (26)Он хотел что-то добавить, но замешкался.
(27)Семён Петрович решил переменить тему:
– (28)Я надеюсь, что вы не будете против, если моя дочь что-нибудь споёт?
– (29)Это будет прекрасно, — томно сказала пожилая дама.
(30)Семён Петрович повернулся к Кате, не замечая её угрюмого взгляда:
– (31)Катюша, давай-ка «Соловья» алябьевского…
– (32)3начит, «Соловья»? — спросила Катя.
(33)Она мягко коснулась пальцами клавиш — нежно зазвучало вступление. (34)Катя запела тоненьким голоском:
– (35)Соловей мой, соловей,
Чтоб ты сдох, Бармалей.
– (36)Что? — растерянно пробормотала мама.
(37)Катя перестала играть и повернула к нам разгорячённое лицо:
– (38)Я этого «Соловья» с пяти лет пою. (39)К нам гости — тут я со своим «Соловьём»! (40)Я, если б он мне попался, этот соловей, его на медленном огне изжарила бы.
(41)Оторопевшие гости не могли вымолвить ни слова.
* Шахназаров Карен Георгиевич (род. в 1952 г.) — советский и российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер.
Из предложений 18—21 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
12,Из предложений 36—40 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».
13,Замените разговорное слово «нынешние» в предложении 21 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
14,Замените словосочетание «радостно сообщил» (предложение 18), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
15,Выпишите грамматическую основу предложения 14.
16,Среди предложений 1—7 найдите предложение с обособленным распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.
17,Укажите количество грамматических основ в предложении 23. Ответ запишите цифрой.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
У меня дочь пятнадцати лет,(1) и она целыми днями слушает какой-то визг. У нас роскошная библиотека,(2) большая,(3) с редкими книгами,(4) но она ничегошеньки не хочет. Придёт из школы,(5) кое-как уроки сделает,(6) включит магнитофон и слушает до вечера.
19,Среди предложений 27—35 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
20,Среди предложений 37—40 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
1.Решение: Б, так как это причастный оборот.
3.Решение: Д, так как отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?
4.Решение: В, Г, З, так как это формы глагола, слова, имеющие наряду с признаками глагола признаки прилагательного
5.Решение: Б-1, так как действие совершает сам субъект, А-2, В-2, так как действие совершается на объект.
6.Решение: В, так как только в этом предложении определяемое слово стоит перед причастным оборотом
7.Решение: А, В, так как эти причастия образованы от глаголов 1 спряжения.
8.Решение: Г, так как слово «пересчитав» образована с суффиксом -в.
9.Решение: В, так как нет слова «доумевая».
10.Решение: Б, так как слова «въезжая» и «обрущиваясь» отвечают на вопрос: что делая?