Контрольная работа по русскому языку 7 класс

В1. Выпишите из предложения (5) причастный оборот и подчеркните его как член предложения.
____________________________________________________________________________

Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 7 класса

Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 7 класса составлена в формате ЕГЭ-2015; содержит 15 заданий с кратким ответом и творческое задание — сочинение по предложенному тексту. Работа позволяет определить уровень освоения знаний за пройденный курс, степень готовности к итоговой аттестации по предмету.

Просмотр содержимого документа
«Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 7 класса »

Итоговая контрольная работа русскому языку. 7 класс

1. В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный глас­ный?

киломЕтр красивЕе баловАть дОсуха тОрты

2. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

наиболее удачный / идя по улице / десять килограммов апельсинов / пять яблок /

3. Выпишите причастие, в котором на месте пропуска в суффиксе пишется буква Я.

ла. щий / бор..щийся / бел..щий / беспоко…щий / поспева. щий

4. Выпишите причастие, в котором на месте пропуска в суффиксе пишется буква И.

выздоров..вший / обожа..мый / ненавид. щий / нянч. вший / обид. вший

5. Выпишите причастие, в котором на месте пропуска в суффиксе пишется буква Е.

стрел. ный воробей / засе. нное поле / замеш..нный в преступлении/ заброш. нный дом / выслуш..нный доклад

6. Выпишите наречие, в котором на месте пропуска в суффиксе пишется буква А.

затемн. / сначал. / влев. / нагол. / занов.

7. Выпишите слова, которые пишутся через дефис.

(по)вашему мнению / (по)перек / (в)обнимку / мало(по)малу / (в)восьмых

8. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

В Наташином пении уже (не)было детской старательности.

Солнце, ещё (не)скрытое облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.

Эта (не)приятная история надолго осталась в моей памяти.

Ученье без уменья — (не)польза, а беда.

В лёгкой синеве неба, ещё (не)потеплевшей после ночи, розовели облака.

9. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Роспись глиня(1)ых сосудов для зерна была приостановле(2)а в связи с повыше(3)ой влажностью воздуха в зале.

10. Найдите предложение, в котором все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Выпишите эти слова.

В разговоре люди ведут себя (ПО)РАЗНОМУ – в зависимости от темы, а ТАК(ЖЕ) мотива и цели общения.

В ТО(ЖЕ) время он понимал, что (ПО)ЭТОМУ предмету стыдно иметь плохие оценки.

Он пришёл (ВО)ВРЕМЯ, и мы все (В)МЕСТЕ пошли смотреть салют на набережную.

(ПО)ЧЕМУ вы поставили запятую (В)НАЧАЛЕ предложения?

Прочитайте текст и выполните задания 11-16.

(1) Маленький желтый утенок, смешно припадая к молодой траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек, бегает передо мной и пищит: «Где моя мама? Где мои все?»

(2) А у него не мама вовсе, а курица: ей подложили утиных яиц, она их высидела между своими, грела равно всех. (3) Сейчас перед непогодой их домик – перевернутую корзину без дна, отнесли под навес, накрыли мешковиной. (4) Все там, а этот затерялся. (5) А ну-ка, маленький, иди ко мне в ладони.

(6) И в чем тут держится душа? (7)Не весит нисколько, глазки черные – как бусинки, ножки – воробьиные, чуть-чуть его сжать – и нет. (8) А между тем – тепленький. (9) И клювик его бледно-розовый, как наманикюренный, уже разлапист. (10) И лапки уже перепончатые и желт в свою масть, и крыльца пушистые уже выпирают. (11) И вот даже от братьев отличился характером.

(12) А мы – мы на Венеру скоро полетим. (13) Мы теперь, если все дружно возьмемся, — за двадцать минут целый мир перепашем.

(14) Но никогда! – никогда, со всем нашим атомным могуществом, мы не составим в колбе, и — даже если перья и косточки нам дать – не смонтируем вот этого невесомого жалкенького желтенького утенка… (А.И. Солженицын)

11. Из предложений 6-11 выпишите страдательное причастие.

12. Из предложений 1-4 выпишите производные предлоги.

13. Из предложений 12-14 выпишите все частицы.

14. Среди предложений 1- 4 найдите то, которое содержит прямую речь. Напишите номер этого предложения.

15. Среди предложений 2-5 найдите простое с однородными сказуемыми. Напишите номер этого предложения.

16. Как вы понимаете последнее предложение текста? Отвечая на этот вопрос, напишите небольшой (5–7 предложений) текст-рассуж­дение. Свои мысли подтвердите примерами из прочитанного текста и / или из жизни.

Итоговая контрольная работа русскому языку. 7 класс

1. В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный слог?

слИвовый шАрфы дОсыта позвонИт диспАнсер

2. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ящик макаронов / более точный ответ / в трёхстах экземплярах / приобретя /

менее семиста метров

3. Выпишите причастие, в котором на месте пропуска в суффиксе пишется буква Я.

трепещ. щий/ бре…щий / кле. щий / пряч. щийся / стел..щий

4. Выпишите причастие, в котором на месте пропуска в суффиксе пишется буква Е.

засе..нный / завис. вший / крас. вшийся / расчист. вший / утрат. вший

5. Выпишите причастие, в котором на месте пропуска в суффиксе пишется буква А.

выкач..нная бочка / замеш..нное тесто / выкач..нный газ / взвеш..нный / постро..нный

6. Выпишите наречие, в котором на месте пропуска в суффиксе пишется буква А.

засветл. / доверчив… / снов. / наскор. / воедин.

7. Выпишите слова, которые пишутся через дефис.

(по)моему мнению / (по)двое / (по)дружески / (в)третьих / крепко(на)крепко

8. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Отдыхающие лежали в шезлонгах, (не)глядя на облачное небо.

В ожесточённом пении ветров душа (не)чует стройных голосов.

Воздух, ещё (не)накалённый знойными лучами солнца, доносит ароматы раннего утра.

План сочинения (не)продуман.

(Не)смотря на сложность изучаемой темы, мы постараемся разобраться в ней как можно лучше.

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

На картине «Кермесса» Рубенс изобразил толпу разгорячё(1)ых горожан, отчая(2)о отплясывающих беше(3)ый танец.

10. Найдите предложение, в котором все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Выпишите эти слова. (ОТ)ЧЕГО следует отказаться, ЧТО(БЫ) успеть подготовиться к экзаменам? Дорогу, (С) ВЕРХ нашего ожидания, закрыли (В) СВЯЗИ с ремонтом на целые сутки. (В) ТЕЧЕНИЕ недели продолжалось извержение вулкана, клубы огня крутились (НА) ПОДОБИЕ вихря. Берёзки (КАК) БУДТО застыли в задумчивости, любуясь уносящей свои воды (В) ДАЛЬ рекой. ТАК(ЖЕ) открытым остаётся вопрос, (НА)СКОЛЬКО вредны для живых объектов мо­бильные телефоны.

Прочитайте текст и выполните задания 11-16.

(1) Увы, мы не знаем родной язык – мы только им пользуемся. (2) Говорим, как птицы поют, – естественно и свободно, как придется. (3) Знать же язык, языком владеть – значит охватить сознанием не одну лишь пользу слов и грамматики, но проникнуть в изначальную суть, в красоту и в высокую правду речи, понять не ощущением только или чувством, но и разумом, волей. (4) Понять, что именно язык – начало всех начал, что, приступая к делу и совершая дело, мы осмысляем все это словом, передавая открытое для себя – другим.

(5) Все чаще мы говорим об экологии среды и природы. (6) Среда же, созданная самим человеком, не природа, это его культура. (7) Можно даже сказать, что природа современного человека во многом объясняется его средой, его культурой. (8) Язык – важнейший компонент культуры. (9) И родной язык нуждается в охране и защите от всего, что грозит ему уничтожением. (10) «Нужная работа, необходимая, — как бы откликаясь на это, сказал писатель Сергей Залыгин. – Без памяти на свой собственный родной язык он очень быстро перестанет быть самим собою, станет только по внешности русским, так как утеряет свою историю и в целом, и в отдельном слове, в фразе, в обороте, в идиоме.

(11) А нация, которая утеряет свой подлинный, свой исторический язык, утеряет, вероятно, и свою собственную психологию, порвет со своими великими произведениями искусства».

(12) «Отречется от предков – забудет себя», — добавим мы. (По В.В. Колесову)

11. Из предложений 4-6 выпишите причастие.

12. Из предложений 8-10 выпишите деепричастие.

13. Из предложений 1- 3 выпишите междометие.

14. Из предложения 4 выпишите частицу.

15. Среди предложений 5- 12 найдите те, которые содержит прямую речь. Напишите номера этих предложений.

16. Как вы понимаете выражение «экология языка»? Отвечая на этот вопрос, напишите небольшой (5–7 предложений) текст-рассуж­дение. Свои мысли подтвердите примерами из прочитанного текста и / или из жизни.

Контрольная работа по русскому языку 7 класс

5. Выберите правильную характеристику каждого причастия (Рядом с цифрой, соответствующей виду причастия, напишите букву подходящего слова)
а) смотрящим б) нарисованное в) колотый
1. Это причастие действительное, т.к. оно обозначает признак того предмета, который сам производит действие;
2. Это причастие страдательное, т.к. оно обозначает признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета.

6. В каком предложении причастный оборот надо выделить запятыми?
а) Человек услышавший шорох насторожился.
б) Мы почувствовали даже дыхание лаявшей на нас собаки.
в) От оттаявшей земли поднимался пар.
г) Распускающиеся под теплыми лучами солнца листочки радовали глаз.

7. В суффиксах каких страдательных причастий пишется е?
а) Слыш_мого;
б) вид_мый;
в) огражда_мый;
г) оберега_мый;
д) движ_мый.

8. Найдите словосочетание с деепричастием:
а) закутанный в тулуп;
б) проложенный геологами;
в) укрепил болт;
г) вырастив урожай;
д) запереть на замок.

9. Найдите предложение с деепричастным оборотом:
а) Блеснула яркая молния, и раздался удар грома.
б) Много тайн хранят леса, опаленные войной.
в) Озеро, взволнованное ветром, шумело у берегов.
г) Не узнав горя, не узнаешь и радости.
д) Мальчик быстро шел по лесной дороге

10. Найдите словосочетание, в котором НЕ с деепричастиями пишется слитно:
а) (не) торопясь;
б) (не)доумевая по поводу случившегося
в) (не)отпуская от себя; )

11, (1)От го­ро­да, по-ви­ди­мо­му, ни­че­го уже не оста­лось. (2)Немцы бом­бят его с утра до ве­че­ра, над ним не­про­хо­дя­щее об­ла­ко дыма и пыли. (3)Горят неф­те­хра­ни­ли­ща. (4)Чёрный, как ко­поть, дым за­сти­ла­ет солн­це, так что на него можно смот­реть не щу­рясь, как смот­рят сквозь силь­но за­копчённое стек­ло во время за­тме­ния.

(5)В нашем овра­ге, как го­во­рит­ся, без пе­ре­мен. (6)Как-то ночью про­шли две наши ди­ви­зии. (7)Шли долго, бес­пре­рыв­но, всю ночь на­пролёт, ба­та­льон за ба­та­льо­ном. (8)Раза два немцы пы­та­лись сго­ря­ча пе­ре­брать­ся через овраг, и тогда на­чи­на­лась ав­то­мат­ная трес­кот­ня.

(9)Ге­ор­гий Аки­мо­вич как-то ска­зал:

— (10)Мы будем во­е­вать до по­след­не­го сол­да­та. (11)Рус­ские все­гда так воюют. (12)Но шан­сов у нас всё-таки мало. (13)Нас может спа­сти толь­ко чудо, иначе нас за­да­вят. (14)За­да­вят ор­га­ни­зо­ван­но­стью и тан­ка­ми.

(16)Вот не­дав­но ночью шли мимо сол­да­ты. (17)Я де­жу­рил у те­ле­фо­на и вышел по­ку­рить. (18)Они шли и пели, тихо, впол­го­ло­са. (19)Я даже не видел их, я толь­ко слы­шал их шаги по ас­фаль­ту и тихую, не­мно­го даже груст­ную песню. (20)Я подошёл. (21)Бойцы рас­по­ло­жи­лись на отдых вдоль до­ро­ги, на при­мя­той траве. (22)Ми­га­ли огонь­ки ци­га­рок. (23)И чей-то мо­ло­дой, не­гром­кий голос до­но­сил­ся от­ку­да-то из-под де­ре­вьев.

— (24)Нет, Вась… (25)Ты уж не го­во­ри… (26)Лучше нашей нигде не сы­щешь. (27)Как масло, земля — жир­ная, на­сто­я­щая. — (28)Он даже при­чмок­нул как-то по-осо­бен­но­му. — (29)А хлеб взойдёт — с го­ло­вой за­кро­ет…

(30)А город пылал, и крас­ные от­све­ты пры­га­ли по сте­нам цехов, и где-то со­всем не­да­ле­ко тре­ща­ли ав­то­ма­ты, то чаще, то реже, и взле­та­ли ра­ке­ты, и впе­ре­ди были не­из­вест­ность и почти не­ми­ну­е­мая смерть.

(31)Я так и не уви­дел того, кто это ска­зал. (32)Раз­дал­ся чей-то крик: «(33)При­го­то­вить­ся к дви­же­нию!» (34)Все за­ше­ве­ли­лись, за­гре­ме­ли ко­тел­ка­ми. (35)И пошли. (36)Пошли мед­лен­ным, раз­ме­рен­ным, тяжёлым сол­дат­ским шагом. (37)Пошли к тому не­из­вест­но­му месту, ко­то­рое на карте их ко­ман­ди­ра от­ме­че­но, долж­но быть, обык­но­вен­ным крас­ным кре­сти­ком.

(38)Я долго стоял ещё и при­слу­ши­вал­ся к уда­ляв­шим­ся и за­тих­шим потом со­всем шагам сол­дат.

(39)Есть де­та­ли, ко­то­рые за­по­ми­на­ют­ся на всю жизнь. (40)И не толь­ко за­по­ми­на­ют­ся. (41)Ма­лень­кие, как будто не­зна­чи­тель­ные, они въеда­ют­ся, впи­ты­ва­ют­ся как-то в тебя, на­чи­на­ют про­рас­тать, вы­рас­та­ют во что-то боль­шое, зна­чи­тель­ное, вби­ра­ют в себя всю сущ­ность про­ис­хо­дя­ще­го, ста­но­вят­ся как бы сим­во­лом.

* Не­кра­сов Вик­тор Пла­то­но­вич — рус­ский пи­са­тель. С 1941 по 1944 годы был на фрон­те, участ­во­вал в Ста­лин­град­ской битве. Не­кра­сов — автор по­ве­стей, рас­ска­зов, пу­те­вых за­ме­ток: «В око­пах Ста­лин­гра­да», «Пер­вое зна­ком­ство» и др. По его сце­на­ри­ям сняты ки­но­филь­мы.

Из предложений 6—8 выпишите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении происходит озвончение.

12,Из предложений 4—7 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

13,За­ме­ни­те про­сто­реч­ное вы­ра­же­ние «не сы­щешь» в пред­ло­же­нии 26 сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ным си­но­ни­мом. На­пи­ши­те этот си­но­ним.

14,За­ме­ни­те сло­во­со­че­та­ние «(к) шагам сол­дат» (пред­ло­же­ние 38), по­стро­ен­ное на ос­но­ве управ­ле­ния, си­но­ни­мич­ным сло­во­со­че­та­ни­ем со свя­зью со­гла­со­ва­ние. На­пи­ши­те по­лу­чив­ше­е­ся сло­во­со­че­та­ние.

15,Вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву пред­ло­же­ния 26.

16,Среди пред­ло­же­ний 9−14 най­ди­те пред­ло­же­ние с од­но­род­ны­ми чле­на­ми. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния

17,Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 30. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

18,В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Шли долго,(1) бес­пре­рыв­но,(2) всю ночь на­пролёт,(3) ба­та­льон за ба­та­льо­ном. Раза два немцы пы­та­лись сго­ря­ча пе­ре­брать­ся через овраг,(4) и тогда на­чи­на­лась ав­то­мат­ная трес­кот­ня.

19,Среди пред­ло­же­ний 1−5 най­ди­те слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние с по­сле­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ных. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

20,Среди пред­ло­же­ний 16−23 най­ди­те слож­ное бес­со­юз­ное пред­ло­же­ние. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

1.Решение:
В, так как это причастный оборот.

3.Решение: В, так как причастие отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

4.Решение: В, Г, З, так как это формы глагола, слова, имеющие наряду с признаками глагола признаки прилагательного

5.Решение: А-1, так как действие совершает сам субъект, Б-2, В-2, так как действие совершается на объект

6.Решение: А, так как только в этом предложении определяемое слово стоит перед причастным оборотом.

7.Решение: В, Г, так как эти причастия созданы от глаголов 1 спряжения.

8.Решение: Г, так как только в этом слове есть суффикс -в.

9.Решение: Г, так как в слове «узнав» есть суффикс -в

10.Решение: Б, так как слова «доумевая».

13,Ответ: не найдёшь.

14,Ответ: солдатским шагам.

Вариант 2

1.На месте какой цифры должна стоять запятая в предложении: Возле дома выстроились(1) деревья(2) увешанные(3) созревшими апельсинами.
а) 1 б) 2 в) 3

Закончите формулировку:
Причастный оборот – это ……..
а ) причастие с определяемым словом;
б ) причастие с зависимыми от него словами;
в) несколько причастий в предложении.

3. Завершите утверждение:
В предложении причастный оборот является……
а) дополнением;
б) подлежащим;
в) обстоятельством
г) ) сказуемым
д) определением

4. Найдите в приведенных примерах причастия и укажите их буквы:
а) Добрый б) Рычать в) Свирепствующий г) Висевший д) Любить е) Сиреневый ж) Осень з) Разбитый

5. Выберите правильную характеристику каждого причастия (Рядом с цифрой, соответствующей виду причастия, напишите букву подходящего слова)
а ) собранный б) задумавшийся в) распиленный
1. это причастие действительное, т.к. оно обозначает признак того предмета, который сам производит действие;
2.это причастие страдательное, т.к. оно обозначает признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета

6. В каком предложении причастный оборот надо выделить запятыми?

а) От оттаявшей земли поднимался пар.
б) Мы почувствовали даже дыхание лаявшей на нас собаки.
в) Человек услышавший шорох насторожился.
г) Распускающиеся под теплыми лучами солнца листочки радовали глаз.

7. В суффиксах каких действительных причастий пишется ю?
а) бор..щийся
б) вид..щий
в) бре..щий
г) движ..щийся
д) кле..щий

8. Найдите словосочетание с деепричастием:
а) искупавшаяся в снегу;
б) распахнутое ветром;
в) открыл ранец;
г) пересчитав утят;
д) перепилить дрова

9. Найдите словосочетание, в котором НЕ с деепричастиями пишется слитно:
а) (не)зная ничего;
б) (не)чувствуя опасности;
в) (не)доумевая по поводу случившегося

10. Найдите предложение с деепричастным оборотом:
а) Маша сидела в своей комнате и вышивала на пяльцах
б) Кибитка тихо продвигалась, то въезжая в сугроб, то обрушиваясь в овраг
в) Громко кричащие дети наконец угомонились.
г) Озеро, взволнованное ветром, шумело у берегов.
д) Оглянувшись, он быстро подошёл ко мне

11,(1)В дверь по­зво­ни­ли. (2)Из при­хо­жей до­нес­лись оживлённые го­ло­са и смех. (3)По­яви­лись гости. (4)Со­лид­ные, хо­ро­шо оде­тые люди здо­ро­ва­лись с хо­зя­е­ва­ми, под­хо­ди­ли к столу, на­кла­ды­ва­ли в та­рел­ки за­кус­ку. (5)Дамы рас­по­ла­га­лись в удоб­ных мяг­ких крес­лах; муж­чи­ны, об­ра­зо­вав групп­ки, бе­се­до­ва­ли друг с дру­гом. (6)Семён Пет­ро­вич под­нял меня с места и пред­ста­вил го­стям:

– (7)Вот Иван, самый боль­шой ори­ги­нал из всех дру­зей моей до­че­ри.

(8)Не­ожи­дан­но попав в центр вни­ма­ния, я был силь­но смущён и, ка­жет­ся, по­крас­нел. (9)Гости за­улы­ба­лись, с лю­бо­пыт­ством огля­ды­вая меня, слов­но ожи­дая, что я не­мед­лен­но до­ка­жу спра­вед­ли­вость слов про­фес­со­ра.

(10)Он хлоп­нул меня по плечу:

– (11)Да, молодёжь нынче лю­бо­пыт­ная. (12)С ней надо го­во­рить, надо об­щать­ся!

(13)Одна ин­те­рес­ная дама по­вер­ну­лась ко мне:

– (14)Вот ска­жи­те мне, Ваня. (15)У меня дочь пят­на­дца­ти лет, и она це­лы­ми днями слу­ша­ет какой-то визг. (16)У нас рос­кош­ная биб­лио­те­ка, боль­шая, с ред­ки­ми кни­га­ми, но она ни­че­го­шень­ки не хочет. (17)Придёт из школы, кое-как уроки сде­ла­ет, вклю­чит маг­ни­то­фон и слу­ша­ет до ве­че­ра.

– (18)Это у них на­зы­ва­ет­ся «бал­де­ет», — ра­дост­но со­об­щил один из го­стей.

– (19)Дух про­ти­во­ре­чия, — убеждённо ска­зал дру­гой.

– (20)А по-моему, — за­явил под­тя­ну­тый муж­чи­на, — всё дело в из­ба­ло­ван­но­сти. (21)Ны­неш­ние мо­ло­дые люди живут как-то слиш­ком легко, без труд­но­стей.

– (22)О-о, это ста­рая песня, — за­сме­я­лась дама. — (23)По­лу­ча­ет­ся, что если нам было тя­же­ло, то пусть и им будет так же? (24)Глупо!

– (25)На­вер­ное, глупо, — со­гла­сил­ся под­тя­ну­тый. (26)Он хотел что-то до­ба­вить, но за­меш­кал­ся.

(27)Семён Пет­ро­вич решил пе­ре­ме­нить тему:

– (28)Я на­де­юсь, что вы не бу­де­те про­тив, если моя дочь что-ни­будь споёт?

– (29)Это будет пре­крас­но, — томно ска­за­ла по­жи­лая дама.

(30)Семён Пет­ро­вич по­вер­нул­ся к Кате, не за­ме­чая её угрю­мо­го взгля­да:

– (31)Ка­тю­ша, давай-ка «Со­ло­вья» аля­бьев­ско­го…

– (32)3начит, «Со­ло­вья»? — спро­си­ла Катя.

(33)Она мягко кос­ну­лась паль­ца­ми кла­виш — нежно за­зву­ча­ло вступ­ле­ние. (34)Катя за­пе­ла то­нень­ким го­лос­ком:

– (35)Со­ло­вей мой, со­ло­вей,

Чтоб ты сдох­, Бар­ма­лей.

– (36)Что? — рас­те­рян­но про­бор­мо­та­ла мама.

(37)Катя пе­ре­ста­ла иг­рать и по­вер­ну­ла к нам раз­го­рячённое лицо:

– (38)Я этого «Со­ло­вья» с пяти лет пою. (39)К нам гости — тут я со своим «Со­ловьём»! (40)Я, если б он мне по­пал­ся, этот со­ло­вей, его на мед­лен­ном огне из­жа­ри­ла бы.

(41)Ото­ро­пев­шие гости не могли вы­мол­вить ни слова.

* Шах­на­за­ров Карен Ге­ор­ги­е­вич (род. в 1952 г.) — со­вет­ский и рос­сий­ский ки­но­ре­жиссёр, сце­на­рист, про­дю­сер.

Из предложений 18—21 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.

12,Из пред­ло­же­ний 36—40 вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром правописание суф­фик­са определяется правилом: «В на­ре­чии пишется столь­ко Н, сколь­ко в слове, от ко­то­ро­го оно образовано».

13,За­ме­ни­те раз­го­вор­ное слово «ны­неш­ние» в пред­ло­же­нии 21 сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ным си­но­ни­мом. На­пи­ши­те этот си­но­ним.

14,За­ме­ни­те сло­во­со­че­та­ние «ра­дост­но со­об­щил» (пред­ло­же­ние 18), по­стро­ен­ное на ос­но­ве при­мы­ка­ния, си­но­ни­мич­ным сло­во­со­че­та­ни­ем со свя­зью управ­ле­ние. На­пи­ши­те по­лу­чив­ше­е­ся сло­во­со­че­та­ние.

15,Вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву пред­ло­же­ния 14.

16,Среди пред­ло­же­ний 1—7 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным рас­про­странённым при­ло­же­ни­ем. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

17,Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 23. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

У меня дочь пят­на­дца­ти лет,(1) и она це­лы­ми днями слу­ша­ет какой-то визг. У нас рос­кош­ная биб­лио­те­ка,(2) боль­шая,(3) с ред­ки­ми кни­га­ми,(4) но она ни­че­го­шень­ки не хочет. Придёт из школы,(5) кое-как уроки сде­ла­ет,(6) вклю­чит маг­ни­то­фон и слу­ша­ет до ве­че­ра.

19,Среди пред­ло­же­ний 27—35 най­ди­те слож­ное пред­ло­же­ние с по­сле­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ных. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

20,Среди пред­ло­же­ний 37—40 най­ди­те слож­ное бес­со­юз­ное пред­ло­же­ние. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

1.Решение: Б, так как это причастный оборот.

3.Решение: Д, так как отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

4.Решение: В, Г, З, так как это формы глагола, слова, имеющие наряду с признаками глагола признаки прилагательного

5.Решение: Б-1, так как действие совершает сам субъект, А-2, В-2, так как действие совершается на объект.

6.Решение: В, так как только в этом предложении определяемое слово стоит перед причастным оборотом

7.Решение: А, В, так как эти причастия образованы от глаголов 1 спряжения.

8.Решение: Г, так как слово «пересчитав» образована с суффиксом -в.

9.Решение: В, так как нет слова «доумевая».

10.Решение: Б, так как слова «въезжая» и «обрущиваясь» отвечают на вопрос: что делая?