Итоговая контрольная работа по обществознанию 6 класс

Итоговая контрольная работа по обществознанию за курс 11 класса

1. В стра­не Z ин­фор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии яв­ля­ют­ся важ­ней­шим фак­то­ром про­из­вод­ства. Какие иные при­зна­ки сви­де­тель­ству­ют о том, что стра­на Z раз­ви­ва­ет­ся как пост­ин­ду­стри­аль­ное об­ще­ство? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния ре­гу­ли­ру­ют­ся пра­во­вы­ми и мо­раль­ны­ми нор­ма­ми.

2) Боль­шин­ство на­се­ле­ния за­ня­то в сфере услуг.

3) Пре­об­ла­да­ют экс­тен­сив­ные ме­то­ды ве­де­ния хо­зяй­ства.

4) Наи­боль­шее раз­ви­тие по­лу­ча­ют наукоёмкие, ре­сур­со­сбе­ре­га­ю­щие тех­но­ло­гии.

5) Про­ис­хо­дит ши­ро­кое внед­ре­ние ком­пью­тер­ной тех­ни­ки в раз­лич­ные об­ла­сти жизни.

6) При­род­ные фак­то­ры ока­зы­ва­ют вли­я­ние на раз­ви­тие об­ще­ства.

2. Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к фак­то­рам ин­тен­сив­но­го эко­но­ми­че­ско­го роста?

1) рост до­бы­чи по­лез­ных ис­ко­па­е­мых, стро­и­тель­ство новых пред­при­я­тий

2) со­вер­шен­ство­ва­ние управ­ле­ния про­из­вод­ством, по­вы­ше­ние про­из­во­ди­тель­но­сти труда

3) от­кры­тие ме­сто­рож­де­ний, уве­ли­че­ние ра­бо­че­го вре­ме­ни

4) уста­нов­ка до­пол­ни­тель­но­го обо­ру­до­ва­ния, осво­е­ние новых зе­мель

3. Что от­но­сит­ся к до­хо­дам го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та?

1) та­мо­жен­ные по­шли­ны и сборы; 2) со­дер­жа­ние во­оружённых сил

3) ин­ве­сти­ции в раз­ви­тие го­су­дар­ствен­ных пред­приятий

4) вы­пла­ты во­ен­ным пен­си­о­не­рам.

4 На гра­фи­ке от­ра­же­на си­ту­а­ция на рынке ме­бе­ли для Р дома: линия пред­ло­же­ния S пе­ре­ме­сти­лась в новое по­ло­же­ние — SI (Р — цена то­ва­ра, Q — ко­ли­че­ство то­ва­ра). Это пе­ре­ме­ще­ние может быть свя­за­но, пре­жде всего, с (со)

1) за­кры­ти­ем мел­ких фирм — про­из­во­ди­те­лей ме­бе­ли

2) де­фи­ци­том де­ре­ва для про­из­вод­ства ме­бе­ли

3) сни­же­ни­ем до­хо­дов по­тре­би­те­лей

4) при­ме­не­ни­ем тех­но­ло­гий, уде­шев­ля­ю­щих про­из­вод­ство ме­бе­ли

5. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о без­ра­бо­ти­це?

А. Без­ра­бо­ти­ца яв­ля­ет­ся за­ко­но­мер­ным след­стви­ем ры­ноч­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния эко­но­ми­ки.

Б. В каж­дой стра­не уста­нав­ли­ва­ет­ся свой не­из­мен­ный в те­че­ние мно­гих де­ся­ти­ле­тий уро­вень без­ра­бо­ти­цы.

1) верно толь­ко А; 2) верно толь­ко Б; 3) верны оба суж­де­ния; 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

6. Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке опе­ра­ции, ко­то­рые долж­ны учи­ты­вать­ся при под­сче­те ВВП, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны

1) опла­та услуг са­ло­на кра­со­ты2) по­со­бие по без­ра­бо­ти­це3) по­куп­ка «пи­рат­ско­го» из­да­ния
4) го­но­рар ком­по­зи­то­ра5) по­куп­ка кор­по­ра­тив­ных об­ли­га­ций

7. После окон­ча­ния ин­сти­ту­та К. устро­ил­ся на ра­бо­ту про­грам­ми­стом в одну из част­ных фирм. Вско­ре он сумел по­лу­чить такую же ра­бо­ту на пред­при­я­тии, рас­по­ло­жен­ном ближе к его дому. Эту си­ту­а­цию можно рас­смат­ри­вать как при­мер

1) со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции

2) го­ри­зон­таль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти

3) про­фес­си­о­наль­ной диф­фе­рен­ци­а­ции

4) вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти

8. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о со­ци­аль­ных кон­флик­тах?

А.Кон­фликт­ное вза­и­мо­дей­ствие су­ще­ству­ет в любом типе об­ще­ства.

Б.Со­ци­аль­ные кон­флик­ты все­гда ведут к не­га­тив­ным по­след­стви­ям.

. 1) верно толь­ко А; 2) верно толь­ко Б; 3) верны оба суж­де­ния; 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

9. Не­за­ви­си­мый ис­сле­до­ва­тель­ский со­цио­ло­ги­че­ский центр провёл опрос 1500 со­вер­шен­но­лет­них рос­си­ян: муж­чин и жен­щин. Ан­ке­та со­дер­жа­ла блок во­про­сов от­но­си­тель­но не­об­хо­ди­мо­сти вве­де­ния ин­фор­ма­ци­он­но­го кон­тро­ля в рос­сий­ских СМИ. В част­но­сти, за­да­вал­ся во­прос: «Какая тема СМИ, по Ва­ше­му мне­нию, боль­ше всего нуж­да­ет­ся в кон­тро­ле?» По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты (в % от об­ще­го числа от­ве­чав­ших) от­ра­же­ны в ги­сто­грам­ме.

Най­ди­те в при­ведённом спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве ги­сто­грам­мы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Среди опро­шен­ных муж­чин мне­ние, что по­ли­ти­че­ский экс­тре­мизм нуж­да­ет­ся в кон­тро­ле, менее по­пу­ляр­но, чем среди опро­шен­ных жен­щин.

2) По­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство опро­шен­ных обеих групп счи­та­ет, что на­си­лие, же­сто­кость в ка­че­стве темы СМИ боль­ше всего нуж­да­ет­ся в кон­тро­ле.

3) Каж­дый пятый опро­шен­ный муж­чи­на утвер­жда­ет, что про­па­ган­да войны яв­ля­ет­ся той темой СМИ, ко­то­рая боль­ше всего нуж­да­ет­ся в кон­тро­ле.

4) Треть опро­шен­ных муж­чин и жен­щин за кон­троль темы на­си­лия и же­сто­ко­сти в СМИ.

5) Чет­верть опро­шен­ных муж­чин и жен­щин вы­ска­за­ли мне­ние за огра­ни­че­ние по­ка­за в СМИ эро­ти­ки.

10. Одно из прав на­ло­го­пла­тель­щи­ка за­клю­ча­ет­ся в том, чтобы

1) пред­став­лять в на­ло­го­вый орган по месту учёта в уста­нов­лен­ном по­ряд­ке на­ло­го­вые де­кла­ра­ции по тем на­ло­гам, ко­то­рые он обя­зан упла­чи­вать

2) по­лу­чать по месту сво­е­го учёта от на­ло­го­вых ор­га­нов бес­плат­ную ин­фор­ма­цию (в том числе в пись­мен­ной форме) о дей­ству­ю­щих на­ло­гах и сбо­рах

3) не пре­пят­ство­вать за­кон­ной де­я­тель­но­сти долж­ност­ных лиц на­ло­го­вых ор­га­нов при ис­пол­не­нии ими своих слу­жеб­ных обя­зан­но­стей

4) вести в уста­нов­лен­ном по­ряд­ке учёт своих до­хо­дов (рас­хо­дов) и объ­ек­тов на­ло­го­об­ло­же­ния

11. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме.

12. Вы­бе­ри­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

1) ин­ве­сти­ци­он­ный фонд 2) ком­мер­че­ский банк 3) кре­дит­ная ор­га­ни­за­ция
4) стра­хо­вое об­ще­ство 5) сбе­ре­га­тель­ная касса

13. Ниже при­ве­ден ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух яв­ля­ют­ся ха­рак­те­ри­сти­кой по­ли­ти­че­ско­го про­цес­са.

1) де­мо­кра­ти­за­ция2) ре­фор­ми­ро­ва­ние3) бю­ро­кра­ти­за­ция4) пе­ре­рас­пре­де­ле­ние пол­но­мо­чий
5) сред­ства мас­со­вой ин­фор­ма­ции6) цен­тра­ли­за­ция7) го­су­дар­ство8) мо­дер­ни­за­ция

14. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ти­па­ми по­ли­ти­че­ских пар­тий и прин­ци­па­ми их клас­си­фи­ка­ции. К каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ТИПЫ ПАР­ТИЙПРИН­ЦИП КЛАС­СИ­ФИ­КА­ЦИИ ПАР­ТИЙ
А) оп­по­зи­ци­он­ная Б) ли­бе­раль­ная В) кад­ро­вая Г) со­ци­ал-де­мо­кра­ти­че­ская Д) мас­со­вая1) по от­но­ше­нию к вла­сти 2) по по­ли­ти­че­ской идео­ло­гии 3) по со­ста­ву

15. Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов.

Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

Со­ци­аль­ным на­зы­ва­ет­ся го­су­дар­ство, слу­жа­щее ________(А). Такое го­су­дар­ство га­ран­ти­ру­ет ис­пол­не­ние кон­сти­ту­ци­он­но за­креп­лен­ных эко­но­ми­че­ских и со­ци­аль­ных ________(Б) граж­дан. Также га­ран­ти­ру­ют­ся со­ци­аль­ные ________(В) го­су­дар­ства: охра­на труда и здо­ро­вья граж­дан; вы­пла­та ми­ни­маль­ной за­ра­бот­ной платы; под­держ­ка семьи, ин­ва­ли­дов и др. Также за­креп­ле­ны и дру­гие ________(Г) со­ци­аль­ной за­щи­ты. В со­вре­мен­ном об­ще­стве ________(Д) по­ни­ма­ет­ся как ра­вен­ство прав и воз­мож­но­стей. Ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вой ста­тус Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции как со­ци­аль­но­го го­су­дар­ства за­креп­лен дей­ству­ю­щей________(Е).

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз. Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что в спис­ке слов боль­ше, чем вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

1) со­ци­аль­ное не­ра­вен­ство2) Кон­сти­ту­ция РФ3) права и сво­бо­ды
4) со­ци­аль­ные при­ви­ле­гии5) га­ран­тии6) об­ще­ство
7) Де­кла­ра­ция прав че­ло­ве­ка8) обя­зан­но­сти9) со­ци­аль­ное ра­вен­ство

Часть 2

16. В стра­не Н. после при­хо­да к вла­сти пра­ви­тель­ства со­ци­а­ли­стов про­шла мас­штаб­ная на­ло­го­вая ре­фор­ма. Вме­сто еди­ной плос­кой шкалы ис­чис­ле­ния на­ло­га с до­хо­дов фи­зи­че­ских лиц (НДФЛ) была вве­де­на про­грес­сив­но-ре­грес­сив­ная шкала.

В чем суть дан­ной шкалы ис­чис­ле­ния НДФЛ? При­ве­ди­те два обос­но­ва­ния в поль­зу ее вве­де­ния для об­ще­ства.

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 1097 ; Мы поможем в написании вашей работы!

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.013)

Итоговая контрольная работа по обществознанию 6 класс

Понимание человеком того, что он делает, как живет, о чем мечтает:

Эмоции 2) инстинкт 3)деятельность 4) сознание

Индивидуальные особенности личности, условия успешного выполнения определенной деятельности:

способности 2) самооценка 3) самосознание 4) творчество

К социальным потребностям человека относится:

1) потребность в отдыхе 3) потребность в общении

2) стремление познать окружающий мир 4) необходимость в воде и пище

5. Что является главным предназначением семьи как части общества?

1) физическое развитие человека 3) появление новых поколений

2) организация совместного труда 4) получение образования

6. Основной закон государства в нашей стране?

1) в Конституции РФ 3) в Трудовом Кодексе РФ

2) в гражданском Кодексе РФ 4) в Семейном кодексе РФ

7. Время, которое остается после выполнения основных дел:

1) свободное 2) каникулы 3) выходной 4) рабочее

8. Люди, близкие по возрасту:

1) друзья 2) родственники 3) однофамильцы 4) сверстники

9. Что является источником всякого богатства?

1) деньги 2) золото 3) труд 4) серебро

10. Верны ли суждения о понятии «патриот»: а) патриот – человек, который любит свою Родину; б) уважение к другим народам – черта патриота?

1) верно только а 2) верно только б 3) оба ответа верны 4) нет верного ответа

11. В каком символе России есть двуглавый орел?

1) флаг 2) герб 3) гимн 4) знамя

12. Неповторимость и своеобразие каждого человека определяется понятием:

1) талант 2) личность 3) индивидуальность 4) нравственность

1. Выберите неверное утверждение о личности и индивидуальности человека.

А) Личность — сочетание личных качеств человека.

Б) Нельзя сказать «ты не личность!», потому что каждый человек личность с набором неповторимых качеств.

В) Индивидуальность и личность — это одно и то же.

Г) Индивидуальность — черты внешность человека (цвет глаз, волос, фигура человека), которые даются человеку от рождения.

2. Что такое сильная личность? Какими качествами она должна обладать? Назовите человека, которого можно назвать сильной личностью.

3. Соотнесите понятия и их определения.

А) Способность 1) познание самого себя

Б) Самооценка 2) склонность человека к определенному виду деятельности

В) Талант 3) выдающиеся способности в какой либо области

Г) Самопознание 4) бывает заниженной и завышенной

4. Определите, у какого ребенка самооценка завышена, а у какого — занижена. Объясните свой ответ.

А) Перед контрольной все ученики класса усиленно готовились и повторяли, одна Марина ничего не делала. А когда одноклассники поинтересовались, почему она не беспокоится, девочка ответила: «Ну это же я! У меня же все всегда получается! Зачем мне готовиться, и так все будет ОК!»

Б) Ребята пошли гулять и позвали с собой Диму. Но мальчик долго не мог понять, что его действительно пригласили, а когда понял, что это так, не мог нарадоваться. Ведь он считал, что у него нет друзей.__________________________________________________________________________________________

5. Соотнесите понятие и его значение.

А) Потребность 1) несколько суждений, связанных между собой логически

Б) Эмоции 2) то, в чем человек нуждается

В) Суждение 3) настроение человека в определенный момент

Г) Умозаключение 4) внутренние качества человека

5) высказывание, содержащее определенную мысль

6. Приведен пример конфликтной ситуации. Как бы вы посоветовали героям помириться?

А) Витя и Валера вместе ходили на футбольную секцию, но тренер взял на соревнования только Витю. Валера обиделся, ведь он играет не хуже. Друзья перестали общаться.

Б) Рите и Кате нравился один мальчик, поэтому Катя наговорила ему гадостей про подругу. Парень высмеял Катю и сказал, что она просто не умеет дружить. От этого две подруги сильно поругались.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Выберите неверное суждение о гуманизме:

А) Гуманизм — человечное отношение к миру

Б) Важно проявлять человечность к пожилым людям, детям, потому что они слабее.

В) Гуманизм учит человека думать, прежде всего, о себе и о реализации своих способностей.

Итоговая контрольная работа по обществознанию

Прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением на нем эмблемы – это ….

Основной закон государства – это…

Всенародный опрос, выяснение мнения народа – это…

Ответьте на вопрос

Укажите права гражданина РФ.

Перечислите 10 субъектов РФ – 5 республик и 5 краев.

Опишите современный герб РФ.

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Выберите один правильный ответ

Человек, который активно защищает права и свободы других людей, который делает это не по обязанности (должности), а по собственному желанию и убеждению, называется…

а) гражданин; б) патриот;

в) личность; г) правозащитник.

Вид деятельности человека, в процессе которой он создает предметы (продукты), необходимые для удовлетворения своих потребностей – это …

а) общение; б) труд;

в) игра; г) услуга.

Совокупность людей, объединенных для общения, совместной деятельности; в узком смысле определенный этап исторического развития – это …

а) природа; б) общество;

в) население; г) народ.

Приобщение к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями; оно основано на получении и усвоении знаний и навыков – это …

а) добродетель; б) деятельность;

в) мышление; г) образование.

Так говорят о человеке старательном, усердном в исполнении чего-либо, который проявляет разумную бережливость…

а) рачительный; б) порядочный;

в) безнравственный; г) скупой.

Вставьте недостающее слово

Официальная эмблема государства, города, семейного рода, которая изображается на флагах, монетах, печатях – это…

Итоговая контрольная работа по обществознанию

А. Общество является динамической системой, отдельные элементы которой взаимодействуют друг с другом.

Б. Общество вместе с природой образует окружающий человека материальный мир.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А4.Человека от животного отличает

1) физическая активность

2) наличие инстинктов

3) развитая речь

4) наличие разнообразных ощущений

А5. Что свойственно и человеку и животному?

1) приспособление к природным условиям

2) целенаправленная деятельность

3) способность создавать орудия труда

4) развитая членораздельная речь

А6. Верны ли следующие суждения о природе?

А. Исторически природа «старше» общества.

Б. Природа является единственным творцом культуры.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А7. К какой сфере общественной жизни относится работа органов здравоохранения?

А8. Какие из перечисленных отношений связаны с экономической сферой жизни общества?

1) производителя товара и его покупателя

2) учителя и ученика

3) глав соседних государств

4) правонарушителя и адвоката

А9. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?

А. Экономическая сфера включает классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимодействии друг с другом.

Б. Духовная сфера общества – это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А10. Главным рычагом социального прогресса в данном обществе выступает передача знаний от стариков к молодёжи, строгое следование однажды установленным обычаям и традициям. Наука не вмешивается в общественное производство. Всеми общественными и жизненно важными явлениями руководит религия. К какому типу относится данное общество?

А11. Верны ли следующие суждения о типах общества?

А. Индустриальному обществу не свойственен социальный прогресс.

Б. Основным сектором экономики в постиндустриальном обществе является промышленность.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А12.Распространение в современном мире норм и ценностей евро-американской культуры, формирование мировой экономики, создание международных организаций в финансовой сфере являются проявлением тенденции

1) милитаризации современного мира

2) деградации современного общества

3) глобализации современного общества

4) дезинтеграции современного мира

А13. Что из перечисленного относится к глобальным проблемам человечества?

1) рост народонаселения планеты

2) кризис перепроизводства

3) научно-технический прогресс

4) переход к постиндустриальному обществу

А14. Какой признак характеризует человека как личность?

1) активная жизненная позиция

2) физическое и психическое здоровье

3) свойства темперамента

4) особенности внешности

А15. К формам чувственного познания относится

А16. К объектам нематериальной культуры можно отнести

А17. Верны ли следующие суждения о народной культуре?

А. Мы всегда можем установить автора произведения народной культуры.

Б. Народная культура – это результат коллективного творчества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А18. Достижения этого типа культуры доступны немногим высокообразованным людям. Для людей с низким уровнем образования её произведения кажутся непонятными и скучными. О каком типе культуры идёт речь?

1) о массовой культуре

2) о народной культуре

3) об элитарной культуре

4) о поп-культуре

А19. Выражение «муки совести» относится к области

А20. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

А. Высокий социальный статус накладывает на его носителя определённые обязательства, ограничивающие его поведение.

Б. Принадлежность человека к определённой национальности является проявлением его предписанного статуса.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Часть 2.

При выполнении задании с кратким ответом (В1 – В5) ответ необходимо записать в месте, указанном в тексте задания

В1. В приведённом списке указаны черты традиционного общества и черты индустриального общества. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт традиционного, а во вторую колонку – порядковые номера черт индустриального общества.

1) передача знаний непосредственно от стариков к молодёжи

2) развитие сети образовательных учреждений

3) господство религии

4) бурное развитие науки, совершение научных открытий

Черты сходстваЧерты отличия

В2.Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ФАКТЫСФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
А) съёмки нового телесериала1) социальная
Б) открытие приюта для бездомных2) духовная
В) научное открытие
Г) выплата пенсий

Запишите в таблицу выбранные цифры.

АБВГ

В3. В стране Н. был проведён социологический опрос граждан. Им был задан вопрос: «Как вы оцениваете экологическую обстановку в том городе, где живёте»? Результаты опроса приведены в таблице.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВКОЛИЧЕСТВО ГОЛОСОВ ОПРОШЕННЫХ (в %)
Очень хорошая4,8
Скорее хорошая28,1
Скорее плохая37,1
Очень плохая
Затрудняюсь ответить2,2

Проанализируйте данные таблицы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

1) Мнение о том, что экологическая обстановка в их местности плохая, разделяют более четверти опрошенных граждан.

2) Большинство опрошенных граждан считает экологическую обстановку в своём городе очень хорошей.

3) Около 1/3 опрошенных граждан положительно оценивают экологическую обстановку в своём городе.

4) Более половины опрошенных граждан оценили экологическую обстановку в своём городе как очень хорошую.

5) Большинство населения не задумывается о состоянии экологии в своих городах и затрудняется ответить на поставленный вопрос.

В4.Ниже приведён ряд понятий. Все они, за исключением одной, относятся к характеристике индустриального общества. Найдите и выпишите номер характеристики, выпадающей из этого ряда.

1) активное развитие науки, 2) большая роль религии, 3) развитая система промышленного производства, 4) большую часть населения страны составляют промышленные рабочие, 5) широкое развитие системы образовательных учреждений.

В5.Укажите правильную последовательность потребностей человека в соответствии с тем порядком, в котором они представлены в пирамиде А. Маслоу.

Часть 3.

Для ответов на задания это части (С1 – С6) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем ответ к нему
Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6

Социальный статус

Социальный статус — определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он — просто индивид. Учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисцип­линой. Он наделен правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания. Учитель и ученик вступают друг с другом в социальные от­ношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов.

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Например: мужчи­на, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т.д. Один человек может иметь два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.

Совокупность всех статусов, занимаемых одним челове­ком, называется статусным набором. В статусном наборе обя­зательно найдется главный. Главным статусом именуют наи­более характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди или он сам. Для мужчин чаще всего главным является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин — с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные ва­рианты. Это значит, что главный статус относителен — он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Яркий пример — известный российский хозяйственный и политический деятель Юрий Лужков. Несмотря на разнообразие его позиций в обществе (вплоть до сенатора, почетной профессора Российской академии наук и автора популярной книги о Москве), должность мэра столицы России — главный социальный статус этого человека.

По материалам сайта: http://www.anriintern.com

C1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них.

С2. Как автор определяет социальный статус человека? Приведите два примера связи прав и обязанностей носителей разных статусов.

С3. Что автор подразумевает под понятием «статусный набор»? Статусы каких типов можно выделить в статусном наборе?

С4. Автор отмечает, что социальный статус проявляется через систему прав и обязанностей человека одного социального статуса по отношению к человеку иного социального статуса. Каким примером он иллюстрирует этот вывод? При­ведите свой пример, подтверждающий это положение.

С5. Сергею М. несколько дней от роду. В своей жизни он еще не успел ничего сделать. Можно ли говорить о наличии социального статуса у Сергея? Охарактеризуйте его. Ответ аргументируйте.

С6. В тексте приводится точка зрения, согласно которой в статусном наборе обязательно найдется главный статус. Раз­деляете ли вы эту позицию? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.

Ответы на задания итоговой контрольной работы

По обществознанию

Класс

Часть 1

№ заданияОтвет

Часть 2

№ заданияОтвет

Часть 3.

C1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)Баллы
Могут быть выделены следующие смысловые части: 1) понятие «социальный статус»; 2) статусный набор; 3) главный статус. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
Выделены три смысловые части текста
Выделены одна — две смысловые части текста
Смысловые части текста не выделены или ответ неправильный
Максимальный балл 2

С2.Как автор определяет социальный статус человека? Приведите два примера связи прав и обязанностей носителей разных статусов.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)Баллы
В правильном ответе дано определение: «социальный ста­тус — определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей». Приведены примеры: 1) водитель — участник дорожного движения и инспектор ГИБДД; 2) режиссер-постановщик спектакля и артист, играющий роль в спектакле.
Дано определение, приведены два примера
Дано определение и приведён один пример
Определение не дано, примеры не приведены или ответ неправильный
Максимальный балл 2

С3.Что автор подразумевает под понятием «статусный набор»? Статусы каких типов можно выделить в статусном наборе?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)Баллы
В правильном ответе должно быть отмечено, что это «совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком», на­зван главный статус и неглавные.
Дано понятие, назван главный статус и неглавные
Дано понятие, назван главный или неглавные статусы
Понятие не дано, главный статус и неглавные не названы или ответ неправильный
Максимальный балл 2

С4. Автор отмечает, что социальный статус проявляется через систему прав и обязанностей человека одного социального статуса по отношению к человеку иного социального статуса. Каким примером он иллюстрирует этот вывод? При­ведите свой пример, подтверждающий это положение.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)Баллы
В ответе должен быть указан пример отношений учителя и ученика. В качестве собственного примера могут быть указаны отношения врача и его пациента.
Приведён пример из текста, приведён собственный пример
Приведён пример из текста или собственный пример
Примеры не приведены или ответ неправильный
Максимальный балл 2

С5. Сергею М. несколько дней от роду. В своей жизни он еще не успел ничего сделать. Можно ли говорить о наличии социального статуса у Сергея? Охарактеризуйте его. Ответ аргументируйте.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)Баллы
В ответе должно быть указано, что человек обладает социальным статусом с момента рождения, так как с этого момента он наделен правами и обязанностями по отношению к окружающему его обществу. Следовательно, новорожденный Сер­гей М. имеет свой социальный статус: он сын, внук, житель страны, член этнической группы.
Приведён правильный ответ и аргументация
Приведён правильный ответ, аргументация отсутствует
Ответ не приведён или ответ неправильный
Максимальный балл 2

С6. В тексте приводится точка зрения, согласно которой в статусном наборе обязательно найдется главный статус. Раз­деляете ли вы эту позицию? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) выражено мнение учащегося: выбрана та или иная точка зрения; 2) приведены два аргумента (объяснения), например: в случае согласия с данной точкой зрения может быть указано, что — главным называется наиболее характерный для конкретного человека статус, у каждого он свой; — главным выступает тот статус, который на текущий мо­мент определяет стиль поведения и образ жизни данного человека; В случае несогласия может быть указано, что — у одного человека может быть одновременно несколько статусов, каждый из них будет настолько ярким, что выделить один, самый главный, будет невозможно; — главным в данном определении назван статус, с которым отождествляется конкретный человек. Но в разных кругах общения один и тот же человек может отождествляться с совершенно разными статусами. Могут быть приведены другие аргументы и примеры.
Приведено мнение обучающегося и два аргумента для его подтверждения
Приведено мнение обучающегося и один аргумент для его подтверждения
Приведено мнение обучающего, но без аргументов для его подтверждения
Мнение обучающегося не приведено, аргументы не названы
Максимальный балл 3

Список литературы:

1. Баранов П. А. Полный справочник для подготовки к ГИА. – М.: Астрель, 2012.

2. Боголюбов Л. Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А. Ю. Рабочая тетрадь по курсу «Введение в обществознание». 8 класс. – М.: Просвещение, 2008.

3. Калачёва Е. Н. Обществознание. Государственная итоговая аттестация в новой форме. Мето-дическое пособие для подготовки. – М.: Экзамен, 2010.

4. Кишенкова О. В. Сборник тестовых заданий для подготовки к ГИА по обществознанию. – М.: Экзамен, 2012.