Итоговая контрольная работа по обществознанию 6 класс
Итоговая контрольная работа по обществознанию за курс 11 класса
1. В стране Z информационные технологии являются важнейшим фактором производства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Общественные отношения регулируются правовыми и моральными нормами.
2) Большинство населения занято в сфере услуг.
3) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.
4) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.
5) Происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни.
6) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.
2. Что из перечисленного относится к факторам интенсивного экономического роста?
1) рост добычи полезных ископаемых, строительство новых предприятий
2) совершенствование управления производством, повышение производительности труда
3) открытие месторождений, увеличение рабочего времени
4) установка дополнительного оборудования, освоение новых земель
3. Что относится к доходам государственного бюджета?
1) таможенные пошлины и сборы; 2) содержание вооружённых сил
3) инвестиции в развитие государственных предприятий
4) выплаты военным пенсионерам.
4 На графике отражена ситуация на рынке мебели для Р дома: линия предложения S переместилась в новое положение — SI (Р — цена товара, Q — количество товара). Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со) |
1) закрытием мелких фирм — производителей мебели
2) дефицитом дерева для производства мебели
3) снижением доходов потребителей
4) применением технологий, удешевляющих производство мебели
5. Верны ли следующие суждения о безработице?
А. Безработица является закономерным следствием рыночного регулирования экономики.
Б. В каждой стране устанавливается свой неизменный в течение многих десятилетий уровень безработицы.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны
6. Найдите в приведенном списке операции, которые должны учитываться при подсчете ВВП, и запишите цифры, под которыми они указаны
1) оплата услуг салона красоты | 2) пособие по безработице | 3) покупка «пиратского» издания |
4) гонорар композитора | 5) покупка корпоративных облигаций |
7. После окончания института К. устроился на работу программистом в одну из частных фирм. Вскоре он сумел получить такую же работу на предприятии, расположенном ближе к его дому. Эту ситуацию можно рассматривать как пример
1) социальной стратификации
2) горизонтальной социальной мобильности
3) профессиональной дифференциации
4) вертикальной социальной мобильности
8. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
А.Конфликтное взаимодействие существует в любом типе общества.
Б.Социальные конфликты всегда ведут к негативным последствиям.
. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны
9. Независимый исследовательский социологический центр провёл опрос 1500 совершеннолетних россиян: мужчин и женщин. Анкета содержала блок вопросов относительно необходимости введения информационного контроля в российских СМИ. В частности, задавался вопрос: «Какая тема СМИ, по Вашему мнению, больше всего нуждается в контроле?» Полученные результаты (в % от общего числа отвечавших) отражены в гистограмме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе гистограммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Среди опрошенных мужчин мнение, что политический экстремизм нуждается в контроле, менее популярно, чем среди опрошенных женщин.
2) Подавляющее большинство опрошенных обеих групп считает, что насилие, жестокость в качестве темы СМИ больше всего нуждается в контроле.
3) Каждый пятый опрошенный мужчина утверждает, что пропаганда войны является той темой СМИ, которая больше всего нуждается в контроле.
4) Треть опрошенных мужчин и женщин за контроль темы насилия и жестокости в СМИ.
5) Четверть опрошенных мужчин и женщин высказали мнение за ограничение показа в СМИ эротики.
10. Одно из прав налогоплательщика заключается в том, чтобы
1) представлять в налоговый орган по месту учёта в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать
2) получать по месту своего учёта от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах
3) не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей
4) вести в установленном порядке учёт своих доходов (расходов) и объектов налогообложения
11. Запишите слово, пропущенное в схеме.
12. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) инвестиционный фонд | 2) коммерческий банк | 3) кредитная организация |
4) страховое общество | 5) сберегательная касса |
13. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух являются характеристикой политического процесса.
1) демократизация | 2) реформирование | 3) бюрократизация | 4) перераспределение полномочий |
5) средства массовой информации | 6) централизация | 7) государство | 8) модернизация |
14. Установите соответствие между типами политических партий и принципами их классификации. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ТИПЫ ПАРТИЙ | ПРИНЦИП КЛАССИФИКАЦИИ ПАРТИЙ |
А) оппозиционная Б) либеральная В) кадровая Г) социал-демократическая Д) массовая | 1) по отношению к власти 2) по политической идеологии 3) по составу |
15. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Социальным называется государство, служащее ________(А). Такое государство гарантирует исполнение конституционно закрепленных экономических и социальных ________(Б) граждан. Также гарантируются социальные ________(В) государства: охрана труда и здоровья граждан; выплата минимальной заработной платы; поддержка семьи, инвалидов и др. Также закреплены и другие ________(Г) социальной защиты. В современном обществе ________(Д) понимается как равенство прав и возможностей. Организационно-правовой статус Российской Федерации как социального государства закреплен действующей________(Е).
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) социальное неравенство | 2) Конституция РФ | 3) права и свободы |
4) социальные привилегии | 5) гарантии | 6) общество |
7) Декларация прав человека | 8) обязанности | 9) социальное равенство |
Часть 2
16. В стране Н. после прихода к власти правительства социалистов прошла масштабная налоговая реформа. Вместо единой плоской шкалы исчисления налога с доходов физических лиц (НДФЛ) была введена прогрессивно-регрессивная шкала.
В чем суть данной шкалы исчисления НДФЛ? Приведите два обоснования в пользу ее введения для общества.
Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 1097 ; Мы поможем в написании вашей работы!
© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.013)
Итоговая контрольная работа по обществознанию 6 класс
Понимание человеком того, что он делает, как живет, о чем мечтает:
Эмоции 2) инстинкт 3)деятельность 4) сознание
Индивидуальные особенности личности, условия успешного выполнения определенной деятельности:
способности 2) самооценка 3) самосознание 4) творчество
К социальным потребностям человека относится:
1) потребность в отдыхе 3) потребность в общении
2) стремление познать окружающий мир 4) необходимость в воде и пище
5. Что является главным предназначением семьи как части общества?
1) физическое развитие человека 3) появление новых поколений
2) организация совместного труда 4) получение образования
6. Основной закон государства в нашей стране?
1) в Конституции РФ 3) в Трудовом Кодексе РФ
2) в гражданском Кодексе РФ 4) в Семейном кодексе РФ
7. Время, которое остается после выполнения основных дел:
1) свободное 2) каникулы 3) выходной 4) рабочее
8. Люди, близкие по возрасту:
1) друзья 2) родственники 3) однофамильцы 4) сверстники
9. Что является источником всякого богатства?
1) деньги 2) золото 3) труд 4) серебро
10. Верны ли суждения о понятии «патриот»: а) патриот – человек, который любит свою Родину; б) уважение к другим народам – черта патриота?
1) верно только а 2) верно только б 3) оба ответа верны 4) нет верного ответа
11. В каком символе России есть двуглавый орел?
1) флаг 2) герб 3) гимн 4) знамя
12. Неповторимость и своеобразие каждого человека определяется понятием:
1) талант 2) личность 3) индивидуальность 4) нравственность
1. Выберите неверное утверждение о личности и индивидуальности человека.
А) Личность — сочетание личных качеств человека.
Б) Нельзя сказать «ты не личность!», потому что каждый человек личность с набором неповторимых качеств.
В) Индивидуальность и личность — это одно и то же.
Г) Индивидуальность — черты внешность человека (цвет глаз, волос, фигура человека), которые даются человеку от рождения.
2. Что такое сильная личность? Какими качествами она должна обладать? Назовите человека, которого можно назвать сильной личностью.
3. Соотнесите понятия и их определения.
А) Способность 1) познание самого себя
Б) Самооценка 2) склонность человека к определенному виду деятельности
В) Талант 3) выдающиеся способности в какой либо области
Г) Самопознание 4) бывает заниженной и завышенной
4. Определите, у какого ребенка самооценка завышена, а у какого — занижена. Объясните свой ответ.
А) Перед контрольной все ученики класса усиленно готовились и повторяли, одна Марина ничего не делала. А когда одноклассники поинтересовались, почему она не беспокоится, девочка ответила: «Ну это же я! У меня же все всегда получается! Зачем мне готовиться, и так все будет ОК!»
Б) Ребята пошли гулять и позвали с собой Диму. Но мальчик долго не мог понять, что его действительно пригласили, а когда понял, что это так, не мог нарадоваться. Ведь он считал, что у него нет друзей.__________________________________________________________________________________________
5. Соотнесите понятие и его значение.
А) Потребность 1) несколько суждений, связанных между собой логически
Б) Эмоции 2) то, в чем человек нуждается
В) Суждение 3) настроение человека в определенный момент
Г) Умозаключение 4) внутренние качества человека
5) высказывание, содержащее определенную мысль
6. Приведен пример конфликтной ситуации. Как бы вы посоветовали героям помириться?
А) Витя и Валера вместе ходили на футбольную секцию, но тренер взял на соревнования только Витю. Валера обиделся, ведь он играет не хуже. Друзья перестали общаться.
Б) Рите и Кате нравился один мальчик, поэтому Катя наговорила ему гадостей про подругу. Парень высмеял Катю и сказал, что она просто не умеет дружить. От этого две подруги сильно поругались.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Выберите неверное суждение о гуманизме:
А) Гуманизм — человечное отношение к миру
Б) Важно проявлять человечность к пожилым людям, детям, потому что они слабее.
В) Гуманизм учит человека думать, прежде всего, о себе и о реализации своих способностей.
Итоговая контрольная работа по обществознанию
Прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением на нем эмблемы – это ….
Основной закон государства – это…
Всенародный опрос, выяснение мнения народа – это…
Ответьте на вопрос
Укажите права гражданина РФ.
Перечислите 10 субъектов РФ – 5 республик и 5 краев.
Опишите современный герб РФ.
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Выберите один правильный ответ
Человек, который активно защищает права и свободы других людей, который делает это не по обязанности (должности), а по собственному желанию и убеждению, называется…
а) гражданин; б) патриот;
в) личность; г) правозащитник.
Вид деятельности человека, в процессе которой он создает предметы (продукты), необходимые для удовлетворения своих потребностей – это …
а) общение; б) труд;
в) игра; г) услуга.
Совокупность людей, объединенных для общения, совместной деятельности; в узком смысле определенный этап исторического развития – это …
а) природа; б) общество;
в) население; г) народ.
Приобщение к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями; оно основано на получении и усвоении знаний и навыков – это …
а) добродетель; б) деятельность;
в) мышление; г) образование.
Так говорят о человеке старательном, усердном в исполнении чего-либо, который проявляет разумную бережливость…
а) рачительный; б) порядочный;
в) безнравственный; г) скупой.
Вставьте недостающее слово
Официальная эмблема государства, города, семейного рода, которая изображается на флагах, монетах, печатях – это…
Итоговая контрольная работа по обществознанию
А. Общество является динамической системой, отдельные элементы которой взаимодействуют друг с другом.
Б. Общество вместе с природой образует окружающий человека материальный мир.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А4.Человека от животного отличает
1) физическая активность
2) наличие инстинктов
3) развитая речь
4) наличие разнообразных ощущений
А5. Что свойственно и человеку и животному?
1) приспособление к природным условиям
2) целенаправленная деятельность
3) способность создавать орудия труда
4) развитая членораздельная речь
А6. Верны ли следующие суждения о природе?
А. Исторически природа «старше» общества.
Б. Природа является единственным творцом культуры.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А7. К какой сфере общественной жизни относится работа органов здравоохранения?
А8. Какие из перечисленных отношений связаны с экономической сферой жизни общества?
1) производителя товара и его покупателя
2) учителя и ученика
3) глав соседних государств
4) правонарушителя и адвоката
А9. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?
А. Экономическая сфера включает классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимодействии друг с другом.
Б. Духовная сфера общества – это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А10. Главным рычагом социального прогресса в данном обществе выступает передача знаний от стариков к молодёжи, строгое следование однажды установленным обычаям и традициям. Наука не вмешивается в общественное производство. Всеми общественными и жизненно важными явлениями руководит религия. К какому типу относится данное общество?
А11. Верны ли следующие суждения о типах общества?
А. Индустриальному обществу не свойственен социальный прогресс.
Б. Основным сектором экономики в постиндустриальном обществе является промышленность.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А12.Распространение в современном мире норм и ценностей евро-американской культуры, формирование мировой экономики, создание международных организаций в финансовой сфере являются проявлением тенденции
1) милитаризации современного мира
2) деградации современного общества
3) глобализации современного общества
4) дезинтеграции современного мира
А13. Что из перечисленного относится к глобальным проблемам человечества?
1) рост народонаселения планеты
2) кризис перепроизводства
3) научно-технический прогресс
4) переход к постиндустриальному обществу
А14. Какой признак характеризует человека как личность?
1) активная жизненная позиция
2) физическое и психическое здоровье
3) свойства темперамента
4) особенности внешности
А15. К формам чувственного познания относится
А16. К объектам нематериальной культуры можно отнести
А17. Верны ли следующие суждения о народной культуре?
А. Мы всегда можем установить автора произведения народной культуры.
Б. Народная культура – это результат коллективного творчества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А18. Достижения этого типа культуры доступны немногим высокообразованным людям. Для людей с низким уровнем образования её произведения кажутся непонятными и скучными. О каком типе культуры идёт речь?
1) о массовой культуре
2) о народной культуре
3) об элитарной культуре
4) о поп-культуре
А19. Выражение «муки совести» относится к области
А20. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?
А. Высокий социальный статус накладывает на его носителя определённые обязательства, ограничивающие его поведение.
Б. Принадлежность человека к определённой национальности является проявлением его предписанного статуса.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Часть 2.
При выполнении задании с кратким ответом (В1 – В5) ответ необходимо записать в месте, указанном в тексте задания |
В1. В приведённом списке указаны черты традиционного общества и черты индустриального общества. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт традиционного, а во вторую колонку – порядковые номера черт индустриального общества.
1) передача знаний непосредственно от стариков к молодёжи
2) развитие сети образовательных учреждений
3) господство религии
4) бурное развитие науки, совершение научных открытий
Черты сходства | Черты отличия |
В2.Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ФАКТЫ | СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ |
А) съёмки нового телесериала | 1) социальная |
Б) открытие приюта для бездомных | 2) духовная |
В) научное открытие | |
Г) выплата пенсий |
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А | Б | В | Г |
В3. В стране Н. был проведён социологический опрос граждан. Им был задан вопрос: «Как вы оцениваете экологическую обстановку в том городе, где живёте»? Результаты опроса приведены в таблице.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ | КОЛИЧЕСТВО ГОЛОСОВ ОПРОШЕННЫХ (в %) |
Очень хорошая | 4,8 |
Скорее хорошая | 28,1 |
Скорее плохая | 37,1 |
Очень плохая | |
Затрудняюсь ответить | 2,2 |
Проанализируйте данные таблицы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.
1) Мнение о том, что экологическая обстановка в их местности плохая, разделяют более четверти опрошенных граждан.
2) Большинство опрошенных граждан считает экологическую обстановку в своём городе очень хорошей.
3) Около 1/3 опрошенных граждан положительно оценивают экологическую обстановку в своём городе.
4) Более половины опрошенных граждан оценили экологическую обстановку в своём городе как очень хорошую.
5) Большинство населения не задумывается о состоянии экологии в своих городах и затрудняется ответить на поставленный вопрос.
В4.Ниже приведён ряд понятий. Все они, за исключением одной, относятся к характеристике индустриального общества. Найдите и выпишите номер характеристики, выпадающей из этого ряда.
1) активное развитие науки, 2) большая роль религии, 3) развитая система промышленного производства, 4) большую часть населения страны составляют промышленные рабочие, 5) широкое развитие системы образовательных учреждений.
В5.Укажите правильную последовательность потребностей человека в соответствии с тем порядком, в котором они представлены в пирамиде А. Маслоу.
Часть 3.
Для ответов на задания это части (С1 – С6) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем ответ к нему |
Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6 |
Социальный статус
Социальный статус — определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он — просто индивид. Учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания. Учитель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов.
Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Например: мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т.д. Один человек может иметь два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.
Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. В статусном наборе обязательно найдется главный. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди или он сам. Для мужчин чаще всего главным является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин — с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен — он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.
Яркий пример — известный российский хозяйственный и политический деятель Юрий Лужков. Несмотря на разнообразие его позиций в обществе (вплоть до сенатора, почетной профессора Российской академии наук и автора популярной книги о Москве), должность мэра столицы России — главный социальный статус этого человека.
По материалам сайта: http://www.anriintern.com
C1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них.
С2. Как автор определяет социальный статус человека? Приведите два примера связи прав и обязанностей носителей разных статусов.
С3. Что автор подразумевает под понятием «статусный набор»? Статусы каких типов можно выделить в статусном наборе?
С4. Автор отмечает, что социальный статус проявляется через систему прав и обязанностей человека одного социального статуса по отношению к человеку иного социального статуса. Каким примером он иллюстрирует этот вывод? Приведите свой пример, подтверждающий это положение.
С5. Сергею М. несколько дней от роду. В своей жизни он еще не успел ничего сделать. Можно ли говорить о наличии социального статуса у Сергея? Охарактеризуйте его. Ответ аргументируйте.
С6. В тексте приводится точка зрения, согласно которой в статусном наборе обязательно найдется главный статус. Разделяете ли вы эту позицию? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.
Ответы на задания итоговой контрольной работы
По обществознанию
Класс
Часть 1
№ задания | Ответ |
Часть 2
№ задания | Ответ |
Часть 3.
C1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Могут быть выделены следующие смысловые части: 1) понятие «социальный статус»; 2) статусный набор; 3) главный статус. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков. | |
Выделены три смысловые части текста | |
Выделены одна — две смысловые части текста | |
Смысловые части текста не выделены или ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
С2.Как автор определяет социальный статус человека? Приведите два примера связи прав и обязанностей носителей разных статусов.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе дано определение: «социальный статус — определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей». Приведены примеры: 1) водитель — участник дорожного движения и инспектор ГИБДД; 2) режиссер-постановщик спектакля и артист, играющий роль в спектакле. | |
Дано определение, приведены два примера | |
Дано определение и приведён один пример | |
Определение не дано, примеры не приведены или ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
С3.Что автор подразумевает под понятием «статусный набор»? Статусы каких типов можно выделить в статусном наборе?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должно быть отмечено, что это «совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком», назван главный статус и неглавные. | |
Дано понятие, назван главный статус и неглавные | |
Дано понятие, назван главный или неглавные статусы | |
Понятие не дано, главный статус и неглавные не названы или ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
С4. Автор отмечает, что социальный статус проявляется через систему прав и обязанностей человека одного социального статуса по отношению к человеку иного социального статуса. Каким примером он иллюстрирует этот вывод? Приведите свой пример, подтверждающий это положение.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В ответе должен быть указан пример отношений учителя и ученика. В качестве собственного примера могут быть указаны отношения врача и его пациента. | |
Приведён пример из текста, приведён собственный пример | |
Приведён пример из текста или собственный пример | |
Примеры не приведены или ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
С5. Сергею М. несколько дней от роду. В своей жизни он еще не успел ничего сделать. Можно ли говорить о наличии социального статуса у Сергея? Охарактеризуйте его. Ответ аргументируйте.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В ответе должно быть указано, что человек обладает социальным статусом с момента рождения, так как с этого момента он наделен правами и обязанностями по отношению к окружающему его обществу. Следовательно, новорожденный Сергей М. имеет свой социальный статус: он сын, внук, житель страны, член этнической группы. | |
Приведён правильный ответ и аргументация | |
Приведён правильный ответ, аргументация отсутствует | |
Ответ не приведён или ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
С6. В тексте приводится точка зрения, согласно которой в статусном наборе обязательно найдется главный статус. Разделяете ли вы эту позицию? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) выражено мнение учащегося: выбрана та или иная точка зрения; 2) приведены два аргумента (объяснения), например: в случае согласия с данной точкой зрения может быть указано, что — главным называется наиболее характерный для конкретного человека статус, у каждого он свой; — главным выступает тот статус, который на текущий момент определяет стиль поведения и образ жизни данного человека; В случае несогласия может быть указано, что — у одного человека может быть одновременно несколько статусов, каждый из них будет настолько ярким, что выделить один, самый главный, будет невозможно; — главным в данном определении назван статус, с которым отождествляется конкретный человек. Но в разных кругах общения один и тот же человек может отождествляться с совершенно разными статусами. Могут быть приведены другие аргументы и примеры. | |
Приведено мнение обучающегося и два аргумента для его подтверждения | |
Приведено мнение обучающегося и один аргумент для его подтверждения | |
Приведено мнение обучающего, но без аргументов для его подтверждения | |
Мнение обучающегося не приведено, аргументы не названы | |
Максимальный балл | 3 |
Список литературы:
1. Баранов П. А. Полный справочник для подготовки к ГИА. – М.: Астрель, 2012.
2. Боголюбов Л. Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А. Ю. Рабочая тетрадь по курсу «Введение в обществознание». 8 класс. – М.: Просвещение, 2008.
3. Калачёва Е. Н. Обществознание. Государственная итоговая аттестация в новой форме. Мето-дическое пособие для подготовки. – М.: Экзамен, 2010.
4. Кишенкова О. В. Сборник тестовых заданий для подготовки к ГИА по обществознанию. – М.: Экзамен, 2012.