Итоговая контрольная работа по истории

16. Какие из перечисленных событий относятся к внешней политике Ивана IV? Найдите в приведённом ниже списке два события и запишите цифры, под которыми они указаны.

Итоговая контрольная работа по истории России ХХ века (11 класс)

Назначение: контрольно-измерительные материалы представляют собой форму объективной оценки качества подготовки обучающихся 11 класса по истории с использованием заданий стандартизированной формы, сходной по своей структуре с КИМ ЕГЭ по истории.

Подходы к отбору содержания: контрольно-измерительные материалы охватывают содержание курса истории России XX в. и включают элементы проверки знаний фактического материала, проверки аналитических и информационно-коммуникационных умений обучающихся, проверки умений: систематизировать исторические факты, устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи, умения использовать источник информации — текст для решения познавательных задач, аргументировать собственную позицию с привлечением исторических знаний.

Структура КИМ: вариант контрольной работы состоит из 2-х частей: часть А: 20 заданий базового и повышенного уровня сложности с выбором ответа; часть В: 4 задания – с краткими ответами в виде последовательности букв или слова (словосочетания).

Работа построена на основе требований Историко-культурного стандарта.

Распределение заданий КИМ по уровню сложности: в контрольную работу включены задания базового, повышенного и высокого уровней сложности.

Уровень сложности заданий

Всего 25 заданий, правильное выполнение которых оценивается в 30 баллов.

Перевод общего количества баллов в оценку по 5-тибалльной шкале:

26 – 30 балла – «5»

Итоговая контрольная работа по истории России

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Контрольная работа состоит из 2-х частей: часть 1: 20 заданий базового и повышенного уровня сложности с выбором ответа; часть 2: 4 задания – с краткими ответами в виде последовательности букв или слова (словосочетания).

Ответы записывайте разборчивым почерком в отведённые поля: таблицы, пустые строки.

Общее время выполнения задания 45 минут.

Работа оценивается в 30 баллов. Шкала перевода баллов в оценку приведена ниже:

26 – 30 балла – «5»

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем удачи!

1 . Назовите пункт, не имеющий отношения к аграрной реформе П. Столыпина.

1) создание хуторов и отрубов

2) переселение крестьян на свободные земли

3) сохранение помещичьего землевладения

4) укрепление крестьянской общины

2. Какие из перечисленных ниже внешнеполитических со­бытий относятся к царствованию Николая II ?

A) русско-японская война

Б) Венский конгресс

B) создание русско-французского союза

Г) Первая мировая война

Д) заключение Рапалльского договора с Германией

Е) заключение соглашения с Англией по разделу сфер влия­ния в Иране, Афганистане и Тибете

Укажите верный ответ.

1) АБГ 2) АГЕ 3) БДЕ 4) ВГЕ

3. Какие из перечисленных событий относятся к периоду революции 1905-1907 гг.?

A) созыв Учредительного собрания

Б) отречение Николая II

B) Всероссийская октябрьская политическая стачка

Г) Декабрьское вооруженное восстание в Москве

Д) создание Реввоенсовета

Е) восстание на броненосце «Князь Потемкин Тавричес­кий»

Укажите верный ответ.

1) АБЕ 2)АГД 3)БВГ 4) ВГЕ

4. Политика «военного коммунизма» характеризуется

1) расширением демократических прав и свобод граждан

2) борьбой за высокую производительность труда в сельском хозяйстве

3) введением всеобщей трудовой повинности

4) разработкой первых пятилетних планов

5. Какие из перечисленных событий произошли в годы Гражданской войны?

А) принятие Декрета о земле

Б) введение всеобщей трудовой повинности

В) провозглашение России республикой

Г) национализация мелких и средних предприятий

Д) отмена товарно-денежных отношений

Е) введение «золотого червонца»

Укажите верный ответ.

1) ABE 2) БГД 3) ВДЕ 4)АБД

6. Двоевластие, возникшее весной 1917 г., проявлялось в одновременном существовании власти

1) Временного правительства и Учредительного собрания

2) Советов и земств

3) Государственной думы и Временного правительства

4) Временного правительства и Советов

7. Расположите в хронологическом порядке события духовной жизни советского общества 20-30-х гг.

А) Взорван Храм Христа Спасителя

Б) Создание скульптуры «Рабочий и колхозница» В.И. Мухиной

В) Строительство мавзолея В.И. Ленина

Г) Выход фильма «Броненосец «Потемкин»

8 . Идея блицкрига была заложена германским генштабом в план:

9. Какой из указанных периодов получил название «оттепель»?

10. Программа освоения в СССР целинных и залежных земель была принята по инициативе

11. Какое из названных событий, явлений относится к понятию «холодная война»?

1) подписание Антикоминтерновского пакта

2) политическая конфронтация СССР и США

3) советско-югославский конфликт 1948-1949 гг.

4) открытое вооруженное столкновение двух «центров силы»

12. Что из перечисленного было характерно для развития культуры в период хрущевской «оттепели»?

A) увеличение числа издаваемых журналов

Б) публикация произведений о ГУЛАГе

B) разрешение любых идеологических направлений в творчестве

Г) свертывание связей с зарубежными деятелями культуры

Д) реабилитация осужденных ранее деятелей культуры

Е) ликвидация цензуры

Укажите верный ответ.

1)АБД 2)БВГ 3)ВГД 4) ГДЕ

13. Какое из перечисленных событий произошло раньше всех других?

1) ввод советский войск в Афганистан

2) провозглашение «нового политического мышления» в меж­дународных отношениях

3) ввод войск стран Организации Варшавского договора в Че­хословакию

4) подписание Заключительного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

14. Какое событие означало окончание процесса разрядки международной напряженности в 1970-е гг.?

1) ввод войск ОВД в Чехословакию

2) ввод советских войск в Афганистан

3) Карибский кризис

4) война в Корее

15. Законы «О кооперации в СССР», «Об аренде и арендных отношениях в СССР» были приняты в период, когда страной руководил

16. Попытка отстранить от власти Президента СССР М.С. Горбачева в 1991 г. была предпринята

1) Президентом России Б.Н. Ельциным

3) Верховным Советом СССР

4) Верховным Судом СССР

17. Одной из острых социальных проблем в России в 1990-е гг. стала проблема

1) задержки или невыплаты зарплаты

2) постоянного сокращения размера пенсий

3) прекращения жилищного строительства

4) необеспеченности населения продовольственными товарами

18. Что было следствием проведения политики гласности в СССР в период перестройки?

1) демонстрации противников перестройки

2) официальное осуждение политической деятельности КПСС в предшествующие десятилетия

3) издание ранее запрещенных произведений литературы

4) рост рядов КПСС

19. Прочтите отрывок из воспоминаний маршала В.И. Чуйкова и укажите, о какой битве идет речь.

«.. .Несмотря на громадные потери, захватчики лезли напролом. Колонны пехоты на машинах и танках врывались в город. По-види­мому, гитлеровцы считали, что участь его решена, и каждый из них стремился как можно скорее достичь Волги, центра города и там поживиться трофеями. Наши бойцы. выползали из-под немец­ких танков, чаще всего раненые, на следующий рубеж, где их при­нимали, объединяли в подразделения, снабжали, главным образом боеприпасами, и снова бросали в бой».

20. Прочтите отрывок из записи в дневнике писателя А. Злобина и укажите, о каком руководителе СССР идет речь: «Он освободил не только 10 миллионов людей, сидевших в ла­герях, но и всех нас. И меня он освободил, хотя я и был как бы на свободе».

1. Прочтите отрывок из записок П.И. Старжинского и напишите название описанного процесса.

«Ему до последней минуты не верилось, что кто-то чужой вот так просто придет и заберет все, что он нажил «своим трудом, сво­ими мозолями». В тот день из нашего длинного двора увели на колхозный шесть коров, три рабочих лошади в старой сбруе и годо­валого рыжего жеребенка. »

2. Прочтите фрагмент из выступления И.В. Сталина перед командным составом Красной Армии и назовите страну, о войне с которой идет речь.

«.. .Невозможно было обойтись без войны. Мирные переговоры не дали результатов, а безопасность Ленинграда надо было обеспе­чить безусловно, ибо его безопасность есть безопасность нашего Отечества . Надо было объявить войну, чтобы при помощи воен­ной силы организовать, утвердить и закрепить безопасность Ле­нинграда».

3. Прочтите отрывок из послания президента США, адресованного руководителю СССР, и напишите фамилию этого руководителя.

«Уважаемый г-н Председатель,

. Я пришел к выводу, что ключевые элементы. заключаются в следующем:

Вы согласитесь устранить эти виды оружия с Кубы под надле­жащим наблюдением и надзором ООН и принять обязательство. прекратить дальнейшую доставку таких видов оружия на Кубу.

Мы, с нашей стороны, согласимся. а) быстро отменить меры карантина, применяющиеся в настоящий момент, и б) дать завере­ние об отказе от вторжения на Кубу. »

4. Какие события произошли в СССР в период Перестройки? Укажите три верных события из шести предложенных.

1) XX съезд КПСС

2) отмена 6 статьи Конституции СССР

3) устранение «антипартийной группы»

4) избрание Президента СССР

5) принятие Конституции СССР

6) избрание Президента России

5. Расположите следующие исторические понятия в хронологической последовательности их появления.

Итоговая контрольная работа по истории

А) Для восточных стран характерно господство индустриального общества.

Б) монополии вели к ослаблению конкуренции

В) в конце 19 начале 20 века страны развивались равномерно.

Г) в начале 20 века государство оставляет трудящихся социально незащищенными.

Д) Францию называли « мастерской мира и мировым извозчиком».

Е) радикалы- сторонники компромиссов.

Ж) Япония- единственная страна на Востоке, которая осуществила модернизацию.

З) Франция, Германия и Австро-Венгрия в начале 20 века были монархиями.

И) Парижская Коммуна уничтожила частную собственность.

2. Зависимость человека от природы характерна для :

а) традиционного общества

3.Промышленная революция началась в странах в следующей последовательности:

А) Франция, Англия, Германия

б) Англия, Франция, Германия

в) Германия, Франция, Англия

4.В результате промышленного переворота:

А) появляется пролетариат и крестьянство

б) завершается формирование мирового рынка

в) понижается уровень жизни населения

5.Форд, Эдисон и Маркони были:

6. Новая черта в развитии капитализма во 2 половине 19 века:

а) появление фабрик

б) создание монополий

в) возрождение цехов

7.Причиной быстрого развития естественных наук в 19 веке было:

а) увеличение числа церковных школ

б) развитие промышленности

в) принятие законов об обязательном среднем образовании

8.Революции 1848-49 годов способствовали:

а) установлению в странах республики

б) завершению объединения стран

в) ликвидации феодальных повинностей

9.Ранее других событий : а) завершилось объединение Италии

б) возникла Германская империя

в) образована 2 империя во Франции

10.Под лозунгом « Жить работая или умереть сражаясь!» выступали:

а) лионские ткачи во Франции

б) члены « Союза коммунистов»

в) аболиционисты в США.

11.Новый курс Т.Рузвельта и О.Бисмарка включали:

а) проведение социальных реформ

б) антидемократические меры

в) разрушение трестов

12.Национальные революции в Латинской Америке привели к :

а) созданию единого государства на континенте

б) появлению независимых государств

В) ликвидации феодальных пережитков

13.Продолжи логический ряд: картели, синдикаты,……..концерны.

14.Установи соответствие, ответ запиши в таблицу.

А) открытие Х –лучей,

б) создание вакцины против туберкулёза

в)создание теории света

г) открытие радиоактивности

15. Установи соответствие, ответ запиши в таблицу.

Консерватизм

А) свободный рынок

б) приверженность тому, что испытано временем

в) установление всеобщего равенства

г) сохранение классовых различий

д) ликвидация частной собственности

е) эволюционное развитие общества.

16 Черты традиционного общества на Востоке. Выбери несколько правильных ответов:

А) господство частной собственности

б) всевластие государства

в) общество разделено на замкнутые группы

г) личность зависит от социальной группы

д) верховный собственник земли –государство

17.Кому принадлежат слова? Ответ запиши в таблицу.

1) « Не речами и постановлениями решаются великие вопросы эпохи, а железом и кровью.»

2) «Я хочу спасти Союз. Если бы я мог спасти Союз, освободив всех рабов, я сделал бы это».

3). «В Поднебесной издревле все люди друг другу братья. Люди и Небо духом едины»

4). «Я готов отдать этому делу всю свою жизнь. Моя рука не устанет разить врагов, пока я не разорву цепи, которыми Испания опутала мою Родину.»

А) А. Линкольн б) Хун Сюцюань в) О.Бисмарк г) Боливар

18.Соотнеси понятие и определение:

А) создание крупного машинного производства

Б) политическое течение, подвергающее пересмотру теории или учения

В) увеличение военной мощи государства

1.Верны ли суждения. Ответ запиши в таблицу. ( да, нет)

А) для стран западной цивилизации характерно господство традиционного общества.

Б) образование монополий способствовало развитию рынка.

В) марксисты- сторонники компромиссов.

Г) многие страны Востока превратились в сырьевые придатки метрополий

Д) в начале 20 века усилилась социальная защищённость трудящихся.

Е) в конце 19 начале 20 века страны развивались неравномерно.

Ж) в ходе реформ и революций Франция к концу 19 века становится демократическим государством

З) Индия — единственная страна на Востоке, которая осуществила модернизацию.

И) ) США называли « мастерской мира и мировым извозчиком».

2. Общество в котором преобладают товарные отношения называется : а) феодальным б) индустриальным в) аграрным.

3. Промышленная революция началась в странах в следующей последовательности:

А) Франция, Англия, Германия

б) Англия, Франция, Германия

в) Германия, Франция, Англия

4.Итогом модернизации является :

а) обновление всех сторон жизни

б) переход от индустриального общества к традиционному обществу

в) создание огромных колоний

5.Д.Стефенсон, К. Бенц, Ф. Цеппелин были :

6. Новая черта в развитии капитализма во 2 половине 19 века:

а) появление фабрик

б) создание монополий

в) возрождение цехов

7. Причиной быстрого развития естественных наук в 19 веке было:

а) увеличение числа церковных школ

б) развитие промышленности

в) принятие законов об обязательном среднем образовании

8.В результате наполеоновских войн в Европе :

а) восстанавливается власть дворян

б) уничтожаются феодальные порядки

в) возвращаются старые династии

9. Общая причина революций в 1848-49 годах :

а) политическая раздробленность

б) иностранный гнёт

в ) ухудшение положения народа

10. Позднее других произошло :

а) объединение Италии

б) образован Северогерманский союз

в) возникла Германская империя

11. Хартия, У. Ловетт, петиция относятся к :

а) Парижской Коммуне

б) чартистскому движению в Англии

в) революции 1848 года во Франции

12. Новый курс Т.Рузвельта и О.Бисмарка включал:

а) проведение социальных реформ

б) антидемократические меры

в) разрушение трестов

13. Продолжи логический ряд: картели, синдикаты,……..концерны.

14. Установи соответствие, ответ запиши в таблицу.

А) открытие электромагнетизма

б) открытие теории эволюции

в) создание теории о строении атомного ядра

г) создание микробиологии

15. Установи соответствие, ответ запиши в таблицу.

Консерватизм

А) свободный рынок б) приверженность тому, что испытано временем в) установление всеобщего равенства г) сохранение классовых различий д) ликвидация частной собственности е) эволюционное развитие общества.

16. Черты модернизированного общества. Выбери несколько правильных ответов:

а) независимость личности

б) господство рыночных отношений

в) господство государственной собственности

г) верховенство закона, наличие прав и свобод

д) деление общества на классы

17.Кому принадлежат слова? Ответ запиши в таблицу.

1) « Не речами и постановлениями решаются великие вопросы эпохи, а железом и кровью.»

2) «Я хочу спасти Союз. Если бы я мог спасти Союз, освободив всех рабов, я сделал бы это».

3). «В Поднебесной издревле все люди друг другу братья. Люди и Небо духом едины»

4). «Я готов отдать этому делу всю свою жизнь. Моя рука не устанет разить врагов, пока я не разорву цепи, которыми Испания опутала мою Родину.»

Итоговая контрольная работа по истории России

Как и любое историческое событие, война с Наполеоном имела далеко идущие последствия, отразившиеся на последующем развитии страны. Каждая сфера человеческой жизни была затронута и изменена, все эти моменты затронуты в итоговой контрольной работе по истории России.

Социально — экономические последствия

Война – это всегда потери, человеческие и материальные. В первую очередь, это человеческие жертвы: многие тысячи были убиты, ещё больше ранено. Поэтому, первое, самое очевидное последствие – уменьшение количества населения. И если Московская губерния относительно быстро восстановила человеческие ресурсы, то Смоленская и Псковская губернии смогли только к середине ХІХ века достичь демографической отметки 1811 года.

Также, это и разрушение городов и деревень, и как следствие – снижение уровня развития промышленности и сельского хозяйства.

Политические последствия

Очень широкий спектр политических последствий. Здесь есть как негативные, так и положительные стороны.

Прежде всего, с победой над Францией, Россия получила международное признание европейских стран. За решением Венского конгресса, на котором Россия играла далеко не последнюю роль, к державе-победительнице отошла Польша, вместе с Варшавой.

1815 год ознаменовался созданием священного союза – Россия, Пруссия, Австрия. Империи обязывались следить за исполнением соглашений, достигнутых на конгрессе. С течением времени к союзу стали присоединяться и другие государства. Всё это придало значительного веса международному значению России.

Есть и не столь позитивные последствия. Дипломатическим отношениям России и Франции ещё долгое время не суждено было наладиться. Только к концу ХІХ века началась постепенная оттепель в разговоре двух стран, но шаги на сближение начались ещё позже.

Внутренняя политика Российской империи также претерпевала изменения. И последствия этого были не столь радужны для правительства. Вернувшись из европейских стран, повидавши западной жизни и проникшись модными тенденциями, многие молодые люди загорелись идеей привнести и в социально – политический, экономический уклад русской жизни нечто подобное, а если точнее, то абсолютно те же идеи. Так и началось шествие тайных обществ и организаций городами России. Позднее, это выльется в движение декабристов, итоговая контрольная работа по истории России также будет содержать этот вопрос.

Общественно – культурные последствия

Один из моментов – смещение духовного центра. После войны, особенно, после той жертвенной роли, которая выпала на долю Москвы, именно она начала отыгрывать более заметное влияние на всю Россию. Авторитет же Санкт-Петербурга несколько снизился за время войны.

Изменились не только отношения к Москве. По всей России вспыхнул огонь патриотизма. Принимавшие непосредственное участие центральные губернии, регионы на периферии, которые принимали беженцев и раненых – все сплотились против общего врага. Также это способствовало улаживанию внутренних межэтнических недоразумений. Многие проблемы отошли на второй план, по сравнению с агрессией захватчика.

Отечественная война повлияла и на культурное наследие. Поэты, драматурги, художники, музыканты – все стремились запечатлеть войну, оставить свое видение, видение и участие каждого слоя населения через призму своего таланта. Российская культура значительно обогатилась за счет их деятельности.

2. Дайте характеристику деятельности М.М. Сперанского

Один из видных политических деятелей того времени. Трудно представить человека, который смог бы оставить столь сильный след в истории и развитии государства. Мировоззрение Михаила Михайловича значительно опережало взгляды его соотечественников, в том числе, взгляды политической элиты. Это и привело к непониманию его реформаторской деятельности, к недовольству его персоной, и в следствии к ссылке.

Основная деятельность Сперанского на политическом поприще – реформаторская. Будучи сторонником идеи о равных правах для всех слоев населения в государстве, он понимал, что Россия не готова ещё расстаться с монархическим строем. Поэтому, он предложил более разумный путь – эволюционный, путем постепенного реформирования и подготовки почвы для будущих изменений, итоговая контрольная работа по истории России обязательно будет содержать эту тему.

Каковы же были основные идеи Сперанского?

Во-первых, предоставление гражданских прав абсолютно всем жителям России, не зависимо от сословной принадлежности. Во-вторых, уменьшение бюрократического аппарата, разделение власти на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В-третьих, преобразование судебной системы, введение жесткого контроля за финансовой системой, налогообложением и деятельностью министерств. Цель, которая должна была при этом быть достигнута – это введение демократического порядка и создание правового государства в России. Но поскольку, дворянство отвергло эти идеи, то реформы не были полностью воплощены в жизнь.

Несмотря на половинчатость проекта, всё же Сперанскому удалось модернизировать систему управления государством, заложить теоретические основы для современного законодательства и права. Также было достигнуто улучшение и в экономической сфере. За счет самого факта проведения реформ, Россия оказалась в выигрышной позиции и заинтересовала западные страны, что повысило прибыльность от внешней торговли. Процесс реформирования также способствовал ускорению темпа развития экономической инфраструктуры. Теперь экономика могла быстрее саморегулироваться и развиваться.

На основе наследия Сперанского и базируется вся современная правовая система России. Его труды по юриспруденции и «уложение законов» послужили отправной точкой для будущего поколения теоретиков российского законодательства.

Таким образом, невозможно недооценить значение личности Михаила Сперанского и того вклада, который он сделал для российской державы. Его реформы указывали на слабые стороны администрирования и системы управления Российской империи и предлагали оптимальный вариант для их разрешения. Но из-за сугубо субъективных причин так и не были реализованы.