Итоговая контрольная работа по биологии за 10 класс

Итоговая контрольная работа по биологии класс

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ»

Учебник: Биология: 8 класс / А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш, М.: Вентана-Граф, 2011.

Часть А: в каждом вопросе выберите один вариант правильного ответа.

  1. Как называется наука о строении человека и его органов?
  1. Как называется теплая соленая жидкость, связывающая все органы человека между собой, обеспечивающая их кислородом и питанием?

1) тканевая жидкость

4) межклеточное вещество

  1. Какой отдел мозга называют малым мозгом?

3) продолговатый мозг

  1. Где начинается деление мозга на правую и левую половины?

1) на уровне мозжечка

2) на уровне продолговатого мозга

3) на уровне среднего мозга

4) на уровне спинного мозга

  1. К какой группе мышц относятся височные мышцы?

2) к жевательным

3) к дыхательным

4) к двигательным

  1. К какому типу ткани относится костная ткань?

1) соединительной ткани

2) эпителиальной ткани

3) мышечной ткани

4) нервной ткани

  1. Как называется процесс уничтожения микробов клетками-пожирателями?
  1. Что составляет основную часть плазмы?

4) форменные элементы

  1. Как называется фермент желудочного сока, способный действовать только в кислой среде и расщепляющий белок на более простые соединения?
  1. Как называется самая большая железа нашего тела, расположенная в брюшной полости под диафрагмой?

1) щитовидная железа

3) поджелудочная железа

  1. Как называют нервные образования, преобразующие воспринимаемые раздражения в нервные импульсы?

1) чувствительными нейронами

3) вставочными нейронами

  1. С помощью чего осуществляется контакт между нейронами и клетками рабочих органов?

1) с помощью синапсов

2) с помощью альвеол

3) с помощью блуждающего нерва

4) с помощью рецепторов

  1. В каком случае развивается сахарный диабет?

1) при недостатке инсулина

2) при недостатке адреналина

3) при недостатке гормона щитовидной железы

4) при избытке норадреналина

  1. В состав какой системы входят кожа и слизистые оболочки?

3) системы покровных органов

  1. Как называют постоянный распорядок труда, отдыха, приема пищи и отхода ко сну?

Часть В: распределите названные органы или отдельные структуры по соответствующим системам.

ОРГАНЫ И ОТДЕЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ, ВХОДЯЩИЕ В СОСТАВ СИСТЕМЫ

А. Покровная

Б. Выделительная

В. Эндокринная

Г. Нервная

Д. Опорно-двигательная

Е. Пищеварительная

Ж. Дыхательная

З. Кровеносная

И. Репродуктивная

3) щитовидная железа

16) мочевой пузырь

Часть С: ответьте на вопрос.

Люди обладают разными типами нервной системы, или темперамента. Какими?

Люди со слабой нервной системой относятся к меланхоликам, люди с сильной нервной системой различаются по темпераменту – неуравновешенные (холерики) и уравновешенные (сангвиники и флегматики).

При подготовке вопросов части А был использован материал пособия «Контрольно-измерительные материалы. Биология: 8класс / Сост. Е.В.Мулловская — М.: ВАКО, 2011., материал для части В взят из Универсального учебного пособия Биология: Школьный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000, с.214.

Итоговая контрольная работа по биологии за 10 класс

А1. Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?

тканевый 2) биосферный 3) клеточный 4) Популяционно-видовой

А2. Укажите одно из положений клеточной теории

1) соматические клетки содержат диплоидный набор хромосом

2) гаметы состоят из одной клетки

3) клетка прокариот содержит кольцевую ДНК

4) клетка ‑ наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов

А3. Мономерами жиров являются

1) аминокислоты 2) моносахариды 3) глицерин 4) нуклеотиды

А4. Фаза деления клетки, в которой хромосомы выстраиваются по экватору:

1) метафаза 2) профаза 3) анафаза 4) телофаза

А5. Организмы, клетки которых имеют обособленное ядро — это

Вирусы 2)прокариоты 3)эукариоты 4)бактерии

А6. У растений, полученных путем вегетативного размножения,

1)повышается адаптация к новым условиям 2)набор генов идентичен родительскому

3)проявляется комбинативная изменчивость 4)появляется много новых признаков

А7. Сколько хромосом будет содержаться в клетках кожи четвертого поколения обезьян, если у самца в этих клетках 48 хромосом:

48 2) 96 3)44 4) 24

А8. Носителями наследственной информации в клетке являются

1)хлоропласты 2) хромосомы 3) митохондрии 4) рибосомы

А9. Матрицей для процесса трансляции служит молекула

1) т РНК 2) ДНК 3) р РНК 4) и РНК

А10. Конъюгация и кроссинговер в клетках животных происходит:

1)В процессе митоза 2)При партеногенезе 3)При почковании 4)При гаметогенезе

А11. В ходе пластического обмена происходит

1) окисление глюкозы 2) окисление липидов 3) синтез неорганических веществ

4) синтез органических веществ

А12. Укажите признак, характерный только для царства растений

1) имеют клеточное строение 2) дышат, питаются, растут, размножаются

3) имеют фотосинтезирующую ткань 4)питаются готовыми органическими веществами

А13. Основная функция митохондрий:

редупликация ДНК 2)биосинтез белка 3)синтез АТФ 4)синтез углеводов.

А14. В процессе энергетического обмена в клетке идет

1) образование органических веществ 2) расходование АТФ 3) синтез неорганических веществ

4) расщепление органических веществ

А15. Хлоропласты в растительной клетке

1) выполняют защитную функцию 2) осуществляют связь между частями клетки

3) обеспечивают накопление воды 4) осуществляют синтез органических веществ из неорганических

А16. Сколько нуклеотидов находится на участке гена, в котором закодирована первичная структура молекулы белка, содержащего 130 аминокислот:

65 2) 130 3) 260 4) 390

А17. Универсальным источником энергии в клетке являются молекулы

1) ДНК 2) глюкоза 3) АТФ 4) жирных кислот

А18. Первый закон Г. Менделя называется законом

1) расщепления 2) независимого наследования 3) сцепленного наследования

А19. Индивидуальное развитие организмов начинается при половом размножении с:

1) отделения части клеток организма, их дальнейшего роста и развития

2) момента образования почки на теле родительского организма

3) момента образования споры и её прорастания

4)момента образования зиготы и до смерти

А20. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 10% от общего числа. Сколько нуклеотидов с аденином содержится в этой молекуле?

1) 20% 2) 10% 3) 40% 4) 90%

Часть 2. В задании В1 и В2 выберите 3 верных ответа из 6.

В1. Какие структуры характерны только растительной клетки?

1) клеточная стенка из хитина

2) клеточная стенка из целлюлозы

3) эндоплазматическая сеть

4) вакуоли с клеточным соком

6) лейкопласты и хлоропласты

В2. Цитоплазма в клетке выполняет функции:

внутренней среды, в которой расположены органоиды

взаимосвязи процессов обмена веществ

окисления органических веществ до неорганических

осуществления связи между органоидами клетки

синтеза молекул АТФ

В3. Установите соответствие между характеристикой мутации и ее типом

Характеристика мутации Тип мутации

1) включение двух лишних нуклеотидов А — хромосомная

в молекулу ДНК Б – генная

2) кратное увеличение числа хромосом в В — геномная

3) нарушение последовательности аминокислот в белке

4) поворот участка хромосомы на 180 градусов

5) уменьшение числа хромосом в соматической клетке

6) обмен участками негомологичных хромосом

В4. Постройте последовательность реакций трансляции:

А) Присоединение аминокислоты к тРНК

Б) Окончание синтеза белка

В) Соединение кодона с антикодоном

Г) Начало синтеза полипептидной цепи на рибосоме

Д) Удлинение полипептидной цепи

Е) Присоединение иРНК к рибосоме

Часть 3.

С1.Растения в течение жизни поглощают значительное количество воды. На какие два основных процесса жизнедеятельности расходуется большая часть потребляемой воды? Ответ поясните.

С4. Фрагмент нуклеотидной цепи ДНК имеет последовательность А-А-Г-Т-Г-А-Ц. Определите нуклеотидную последовательность второй цепи и общее число водородных связей, которые образуются между двумя цепями. Объясните полученные результаты.

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА 10 КЛАСС. 2 вариант

Часть 1.

А1. Строение и функции органоидов клетки изучает наука:

селекция 2)цитология 3) генетика 4)систематика

А2. Немецкие ученые М. Шлейден и Т. Шванн, обобщив идеи разных ученых, сформулировали

1) закон зародышевого сходства 2) хромосомную теорию наследственности

3) клеточную теорию 4) закон гомологических рядов

А3. Белок состоит из 300 аминокислот. Сколько нуклеотидов в гене, который служит матрицей для синтеза этого белка?

300 2) 600 3) 900 4) 1500

А4. Значение митоза состоит в увеличении числа:

1)хромосом в половых клетках 2)молекул ДНК в дочерних клетках 3)хромосом в соматических клетках

4) клеток с набором хромосом, равным материнской клетке

А5. Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и неживой природы?

Вирусы 2)Бактерии 3)Лишайники 4)грибы

А6. Коньюгация и обмен участками гомологичных хромосом происходит в

1) профазе 1 мейоза 2) профазе митоза

3) метафазе 2 мейоза 4) профазе 2 мейоза

А7. Второй закон Г. Менделя называется законом

1) расщепления 2) единообразия 3) сцепленного наследования 4) независимого наследования

А8. Тип наследования признака в ряду поколений изучает метод:

близнецовый 2)генеалогический 3)цитологический 4) популяционный

А9. У детей развивается рахит при недостатке:

марганца и железа 2)кальция и фосфора 3) меди и цинка 4)Серы и азота

А10. Появление у потомков признаков, отличных от родительских, происходит в результате:

Бесполого размножения 2)Партеногенеза 3)Почкования 4)Полового размножения

А11. Хлоропласты имеются в клетках

корня капусты 2) гриба-трутовика 3) листа красного перца

4) древесины стебля липы

А12. Чем отличается растительная клетка от животной клетки?

1) комплексом Гольджи 2) вакуолями с клеточным соком 3) митохондриями

4) эндоплазматической сетью

А13. Рибонуклеиновые кислоты(РНК) в клетке участвуют в

1) регуляции обмена веществ 2) образовании углеводов 3) хранении наследственной информации

4) биосинтезе белка

А14. В основе бесполого размножения животных лежит процесс

1) мейоза 2) митоза 3) гаметогенеза 4) оплодотворения

А15. Автотрофные организмы в качестве источника углерода используют

1) глюкозу 2) крахмал 3) глицерин 4) углекислый газ

А16. Особь с генотипом АаВв при независимом наследовании признаков образует гаметы

1) АВ, ав 2) Аа, Вв 3) АВ,Ав,аВ.ав 4) Аа,АА, Вв,вв

А17. В основе образования двух хроматид в одной хромосоме лежит процесс

1) сборки белка 2) синтез РНК 3) трансляция 4) самоудвоение ДНК

А18. Хромосомный набор в соматических клетках у женщины состоит из

1) 44 аутосом и двух Х-хромосом 2) 44 аутосом и двух Y-хромосом

3) 44 аутосом и X- и Y-хромосом 4) 22 пар аутосом и X- и Y-хромосом

А19. Структура какого вещества клетки изменяется при воздействии мутагенного фактора?

Крахмала 2) ДНК 3)Транспортной РНК 4)Рибосомной РНК

А20. На каком этапе энергетического обмена синтезируются 2 молекулы АТФ

1) гликолиза 2) подготовительного 3) кислородного 4) поступления веществ в клетку

Часть 2. В заданиях В1 и В2 выберите 3 верных ответа из 6.

В1. Каковы строение и функции соматических клеток животных?

1) имеет двойной набор хромосом

2) не имеет клеточного ядра

3) при делении образуют клетки, идентичные материнской

4) участвуют в половом размножении организмов

5) делятся митозом

6) формируются в организме путем мейоза

В2. Какие общие свойства характерны для митохондрий и пластид?

не делятся в течение жизни клетки

имеют собственный генетический материал

имеют двойную мембрану

участвуют в синтезе АТФ

В3.Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых характерны эти особенности.

ОСОБЕННОСТИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ

использование энергии солнечного света
для синтеза АТФ

использование энергии, заключенной в пище для синтеза АТФ

использование только готовых органических веществ

синтез органических веществ из неорганических

выделение кислорода в процессе обмена веществ

В4Установите правильную последовательность этапов эмбрионального развития:

Часть 3.

С1. В небольших помещениях с обилием комнатных растений ночью концентрация кислорода уменьшается. Объясните почему.

С2. Фрагмент и-РНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: А-У-А-Ц-Ц-Ц-У-Г-У-А-Г-Ц. Определите последовательность нуклеотидов на кодирующей цепи ДНК, число кодонов и-РНК и число молекул т-РНК, участвующих в биосинтезе данного полипептида.

Итоговая контрольная работа по биологии

В соответствии с законом РФ «Об образовании» освоение образовательных программ завершается итоговой аттестацией, что позволяет определить уровень знаний учащихся на данном этапе. Итоговая аттестация в 7 классе направлена на проверку не только знаний, но и различных видов учебных умений:

Характеризовать биологические объекты, явления, процессы, законы, теории;

Приводить примеры биологических объектов, а также происходящих в природе процессов и явлений;

распознавать особенности строения, процессов жизнедеятельности, индивидуального и исторического развития организмов, основные систематические категории;

узнавать и классифицировать биологические объекты и явления, выбирать верное описание технологии проведения наблюдений, опытов;

устанавливать причинно – следственные связи между строением и функциями органоидов клетки, органов, систем органов и организмов в экосистемах, со средой их обитания, между движущими силами и результатами эволюции: приспособленность организмов и многообразие видов;

сравнивать биологические объекты, процессы, явления;

применять биологические знания в практических ситуациях;

обосновывать значение знаний о биологических объектах, процессах, явлениях, о роли многообразия видов, круговорота веществ в сохранении равновесия в биосфере, о достижениях биологической науки в жизни и хозяйственной деятельности человека.

Итоговая проверка знаний и умений учащихся проводятся на базовом, повышенном и высоком уровнях усвоения.

Овладение знаниями на базовом уровне предполагает оперирование следующими учебными умениями: узнавать биологические объекты, процессы, явления, приводить примеры; воспроизводить основные положения теорий, формулировки законов и закономерностей, определения основных биологических понятий, применять знания знакомой ситуации.

На повышенном и высоком уровнях проверяют умение применять знания в измененной и новой ситуациях , проводить сравнение, анализ , классификацию биологических объектов и явлений , давать им обоснование, устанавливать причинно — следственные связи , обобщать и формулировать вывод. Задание, контролирующие степень овладение данными умениями , отличаются сложностью как по содержанию , так и по форме. В эту же группу относят практикоориентированные и личностнозначимые задания, которые позволяют выявить уровень овладения умениями использовать теоретические знания в практической деятельности , систематизировать и интегрировать фактические знания, устанавливать причины и следствия и др.

Контрольная работа по структуре и содержанию приближена к новой форме итоговой аттестации в выпускном классе, состоит из трех частей: задания с выбором ответа (А) , задания с кратким ответом (В) и задания с развернутым ответом (С).

В работе задания:

с выбором ответа;

с полным решением задания.

Контрольная работа рассчитана на 90 мин.

Итоговая контрольная работа по разделу «Животные».

Вариант № 1.

К каждому из заданий А1 — А18 даны четыре варианта ответа, из которых только один верный. Номер этого ответа обведите кружком.

Итоговая контрольная работа по биологии. (7 класс)

Цель итоговой контрольной работы оценить общеобразовательную подготовку учащихся по биологии за курс 7 класса в соответствии с требованиями ГОС.

Объект – качество образования.

Форма ГКР – тест содержит задания с выбором ответа и задания с развернутым ответом.

Контрольная работа в двух вариантах составлена в виде тестовых заданий, соответствующих темам, изучаемым в 7 классе:
— Общие сведения о животном мире

— Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных

— Развитие животного мира на Земле

-Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

В тестах представлены разнообразные задания по темам:

Часть А содержит 12 заданий с выбором одного верного ответа из четырех базового уровня сложности (1 задание-1 балл).

Часть В содержит 4 задания с выбором нескольких верных ответов, на установление соответствия и определение последовательности биологических объектов, процессов и явлений. Эти задания повышенного уровня сложности (1 задание- 0- 2 балла; 1балл за 3 правильно элемента ответа).

В1 — умение проводить множественный выбор;

В2, В3 — умение устанавливать соответствие;

В4- умение определять последовательности биологических процессов, явлений.

Часть С содержит два задания с развернутым ответом (1 задание-2 балла).

На выполнение теста рекомендуется выделить 45 минут.

Элементы содержания.

Общие сведения о животном мире

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных