Биология 7 класс итоговая годовая контрольная работа с ответами

-Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

Итоговая контрольная работа по биологии в 7 классе

1. Процесс расщепления и переваривания пищи у одноклеточных животных происходит:

А) вне вакуолей в цитоплазме;

Б) в сократительной вакуоли;

Г) в пищеварительной вакуоли.

2. Пресноводная гидра передвигается:

А) при помощи щупалец;

Б) при помощи подошвы;

В) реактивным способом;

Г) при помощи щупалец и подошвы.

3. Пищеварительная система у кольчатых червей:

А) есть, но не имеет анального отверстия;

Б) есть, но не подразделена на отделы;

В) имеется и подразделяется на отделы;

4. Реактивным способом передвигаются:

А) кальмары; Б) беззубка;

В) прудовик; Г) мидии.

5. Отсутствие головы у представителей двустворчатых моллюсков объясняется тем, что они:

Б) передвигаются при помощи ноги;

В) ведут малоподвижный образ жизни;

Г) имеют двустворчатую раковину.

6. Органы выделения у насекомых:

Б) лёгочные мешки;

Г) Мальпигиевы сосуды.

7. Легкие земноводных имеют простое строение, поэтому важное значение в газообмене имеет:

В) ротовая полость;

8. Кровеносная система земноводных, как и кровеносная система рыб, имеет:

Б) сердце с одним желудочком;

В) кровеносные сосуды;

Г) трёхкамерное сердце.

9. Грудная клетка незамкнута у:

10. К простейшим относятся животные, тело которых состоит из:

В) множество клеток.

11. Жгутиковые клетки гидры находятся в:

12. Пищеварение у гидры:

13. Органы чувств у нематод:

Б) развиты слабо;

В) развиты хорошо.

14. Тело кольчатых червей:

А) удлиненное сплошное;

Б) удлинённое, состоящее из сегментов.

15. Моллюски дышат:

А) всей поверхностью тела;

Б) только жабрами;

В) только лёгкими;

Г) жабрами и лёгкими.

16. Класс Ракообразные относится к типу:

А) кольчатые черви;

В) ленточные черви.

17. Паукообразные – это:

А) только хищники;

Б) только паразиты;

В) только растительноядные;

Г) хищники, паразиты, растительноядные.

18. Грудь насекомых состоит из:

А) трёх сегментов;

Б) четырёх сегментов;

В) шести сегментов.

19. Родственные роды животных объединяют:

20. Лягушки имеют орган боковая линия:

А) только в период личиночного развития;

Б) только во взрослом состоянии.

21. В шейном отделе ящерицы:

22. Все современные птицы:

А) не имеют зубов;

Б) имеют зубы только во взрослом состоянии;

В) имеют зубы в птенцовом возрасте.

23. Насекомые, как и ракообразные, имеют:

Б) 2 пары усиков;

В) фасеточные глаза;

Г) хитиновый покров.

24. Многоклеточные животные, в отличии от одноклеточных:

А) характеризуются индивидуальным развитием;

Б) состоят из большого числа клеток;

В) способны к воспроизведению себе подобных;

25. Кровеносная система земноводных, как и кровеносная система рыб, имеет:

Б) сердце с одним желудочком;

В) кровеносные сосуды;

Г) трёхкамерное сердце.

ЗАДАНИЕ № 2: Выберите правильные утверждения:

Для рыб характерны два круга кровообращения.

Все хордовые животные имеют внутренний скелет.

Для хрящевых рыб характерно наличие в скелете костей.

Высшие хордовые имеют хорошо развитые органы чувств.

Для позвоночных животных не характерно активное передвижение.

Температура тела рыб не зависит от окружающей среды.

Рыбы относятся к древним первичноводным позвоночным животным.

Кровеносная система рыб не замкнутая.

Рыбы – раздельнополые животные.

У рыб сердце трехкамерное.

Хорда есть у осетра и белуги.

Плавательный пузырь имеется у ската, карпа, окуня.

ЗАДАНИЕ № 3: Дайте полный ответ.

Опишите многообразие животного мира. Перечислите основные признаки животных организмов.

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА

ПО БИОЛОГИИ – 7 КЛАСС

ЗАДАНИЕ № 1 : Выберите правильный ответ.

1. Приспособления к водному образу жизни у крокодила:

А) перепонки на лапах;

Б) крупные размеры тела;

В) расположение ноздрей и глаз на возвышениях;

2. На кисти птицы сохранилось пальцев:

3. Птицы произошли от пресмыкающихся, об этом свидетельствует:

А) наличие крыльев у птиц;

Б) наличие клюва;

В) наличие роговых чешуй на цевке;

Г) способность к полёту.

4. Большой круг кровообращения млекопитающих начинается:

А) в левом предсердии;

Б) в правом предсердии;

В) в правом желудочке;

Г) в левом желудочке.

5. Млечные железы представляют собой видоизменение желез:

6. К простейшим относится:

А) Белая планария;

Б) Дезентирийная амеба;

В) Пресноводная гидра;

7. Среди жгутиковых встречаются типы питания:

8. Легкие земноводных имеют простое строение, поэтому важное значение в газообмене имеет:

В) ротовая полость;

9. Сцифоидные медузы:

В) встречаются раздельнополые и гермафродиты.

10. Пищеварительная система отсутствует у:

А) ресничных червей;

В) ленточные черви.

11. Под кожно-мускульным мешком, у плоских червей, находится:

Б) обширная полость тела.

12. Кольчатые черви размножаются:

А) только половым путём;

Б) только бесполым путём;

В) половым и бесполым путём.

13. Родственные роды животных объединяют:

14. Простейшие размножаются:

А) бесполым путём;

В) благодаря образованию половых клеток;

15. К колониальным кишечнополостным относятся:

16. Ракообразные периодически линяют, потому что:

А) изменяется погода;

Б) твёрдый панцирь мешает расти равномерно;

В) обитают в воде;

Г) меняются времена года.

17. Терка, или радула, у многих моллюсков находится:

Б) в тонкой кишке;

В) на поверхности раковины;

Г) в ротовой полости.

18. Кровеносная система моллюсков:

А) обеспечивает движение крови;

Г) состоит из сердца и сосудов.

19. Для большинства рыб характерно:

А) наружное оплодотворение;

Б) внутреннее оплодотворение.

20. . Лягушки имеют орган боковая линия:

А) только в период личиночного развития;

Б) только во взрослом состоянии.

21. Тело костных рыб покрыто:

Б) костной чешуёй;

В) костной чешуёй и слизью.

22. Сердце млекопитающих состоит из:

23. Многоклеточные животные, в отличии от одноклеточных:

А) характеризуются индивидуальным развитием;

Б) состоят из большого числа клеток;

В) способны к воспроизведению себе подобных;

24. Птицы могут быть активны в холодное время года потому, что:

А) для них характерен интенсивный обмен веществ;

Б) передние конечности превратились в крылья;

В) тело покрыто перьями;

Г) температура их тела постоянная и высокая.

25. Приспособлениями к жизни на суше у земноводных являются:

А) перепонка на задних конечностях;

Б) веки защищающие глаза;

Г) лёгочное дыхание.

ЗАДАНИЕ № 2: Выберите признаки, характерные для кольчатых червей

Наличие личиночной стадии развития.

Органы выделения представлены канальцами со звёздчатыми клетками.

У некоторых представителей на щетинках имеются жабры.

У всех представителей имеется пищеварительная система.

У свободно живущих имеются органы чувств.

Наличие полости тела.

Многие представители развиваются с превращением.

В основном паразиты.

Замкнутая кровеносная система.

Мощная кутикула образующая покров червя.

ЗАДАНИЕ № 3: Дайте полный ответ.

Опишите, в чём заключаются отличия Беспозвоночных от Хордовых животных. Назовите представителей этих типов.

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА

ПО БИОЛОГИИ – 7 КЛАСС

ЗАДАНИЕ № 1 : Выберите правильный ответ.

1. Простейшие размножаются:

А) бесполым путём;

В) благодаря образованию половых клеток;

2. Среди жгутиковых встречаются типы питания:

3. Пищеварительная система отсутствует у:

А) ресничных червей;

В) ленточных червей.

4. Под кожно-мускульным мешком, у плоских червей, находится:

Б) обширная полость тела.

5. Кольчатые черви размножаются:

А) только половым путём;

Б) только бесполым путём;

В) половым и бесполым путём.

А) внутренняя полость;

Б) кожная складка;

7. У речного рака тело состоит из:

А) одного отдела;

8. Органы зрения паукообразных:

А) одна пара сложных глаз;

Б) одна пара простых глаз;

В) несколько пар простых глаз.

А) две пары конечностей;

Б) три пары конечностей;

В) пять пар конечностей.

10. К однопроходным относятся:

А) кенгуру, коала;

В) утконос, ехидна.

11. Мезоглея – это:

А) слой поверхностных клеток;

Б) студенистое вещество, расположенное между эктодермой и энтодермой;

В) слой внутренних клеток.

12. Основной отличительный признак кишечнополостных:

А) наличие стрекательных клеток;

Б) наличие пищеварительной полости;

В) наличие внутреннего скелета.

13. Глаза встречаются у:

А) ресничных червей;

В) ленточных червей.

14. Форма тела нематоды:

А) плоская, листовидная;

Б) лентовидная, членистая;

15. Вторичная полость (целом) появилась:

А) у плоских червей;

Б) у кольчатых червей;

В) у всех червей;

Г) только у круглых.

16. Характерной особенностью строения тела двустворчатых моллюсков является наличие:

17. Кровеносная система ракообразных:

18. Тело паукообразных несёт:

А) три пары конечностей;

Б) шесть пар конечностей;

В) пять пар конечностей.

А) только простые глаза;

Б) только сложные глаза;

В) сложные и простые глаза.

20. Пояс задних конечностей млекопитающих образован:

А) одной парой сросшихся костей;

Б) двумя парами сросшихся костей;

В) тремя парами сросшихся костей.

21. Сердце большинства рептилий:

22. Шейный отдел позвоночника земноводных представлен:

А) одним позвонком;

Б) двумя позвонками;

В) семью позвонками.

23. Сократительные вакуоли простейших выполняют функции:

А) поглощение кислорода;

Б) удаление избытка воды;

В) переваривание питательных веществ;

Г) удаление жидких продуктов обмена.

24. Представители типа Членистоногие:

А) передвигаются, изгибая тело;

Б) характеризуются членистыми конечностями;

В) разнообразны и многочисленны;

Г) покровы их тела выполняют функцию наружного скелета

А) выкармливают детёнышей молоком;

Б) высшие теплокровные животные;

В) имеют волосяной покров;

Г) обитают только в наземно-воздушной среде.

ЗАДАНИЕ № 2: Выберите верные утверждения.

1) Клетки простейших имеют ядро.

2) Тело всех кишечнополостных образованно двумя слоями клеток.

3) Пресноводные простейшие имеют сократительную вакуоль.

4) Плоские черви имеют вытянутое и уплощённое тело.

5) Все гидры – гермафродиты.

6) У гидр сетчатая нервная система.

7) Яйцо печёночного сосальщика начинает развиваться, только попав в воду.

8) Аскарида имеет специальные органы прикрепления.

9) Форма тела нематод веретенообразная.

10) Все нематоды имеют кровеносную систему.

11) У дождевого червя замкнутая кровеносная система.

12) Тело моллюсков состоит из туловища и ноги.

13) Глаза паука сложные.

14) Все насекомые способны к полёту.

15) Тело насекомых состоит из 3 отделов.

16) Насекомые – раздельнополые животные.

ЗАДАНИЕ № 3: Дайте полный ответ.

Что такое классификация, систематика? Определите место в животном мире зайца беляка.

Эталоны ответов к итоговая контрольная работа по биологии в 7 классе.

На Земле существует около 2 млн. видов животных. Встречаются они во всех средах жизни: водной, наземно-воздушной, почвенной, организмах других животных. Самый многочисленный класс на Земле это Насекомые (около 1 мл. видов).

Животные очень разнообразны по внешнему строению, размерам и образу жизни. Для движения используют различные приспособления: реснички, плавники, конечности, крылья. Для всех животных характерны следующие признаки: клеточное строение; способность к гетеротрофному питанию; дыхание; выделение; обмен веществ между организмом и окружающей средой.

1, 2, 7, 8, 9, 10, 14.

Отсутствие внутреннего скелета;

Имеется кожно-муск3ульный мешок;

Различные органы передвижения;

Многообразие жизненных форм;

Представители: Кишечнополостные, Черви (плоские, круглые, кольчатые), Моллюски (брюхоногие, двустворчатые, головоногие), Членистоногие (ракообразные, паукообразные, насекомые).

Имеют внутренний осевой скелет – хорда. У низших Хордовых она выполняет функции внутреннего скелета пожизненно, а у высших – только в зародышевом периоде, а потом превращается в позвоночник.

Все животные этой группы имеют общий план строения тела (голова, туловище две пары конечностей, хвост)

Представители: Ланцетники, Рыбы (костные, хрящевые), Земноводные (хвостатые, бесхвостые, безногие), Пресмыкающиеся (ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы), Птицы, Млекопитающие.

Биология 7 класс итоговая годовая контрольная работа с ответами

Итоговые годовые контрольные работы по биологии для 7 класса варианты с ответами и критериями оценивания для проведения в 2022 году в конце года 4 четверти за курс 7 класса по биологии. 11 готовых контрольных работ составлены по ФГОС для скачивания в формате ворд или пдф на ваш выбор.

Итоговые контрольные работы по биологии 7 класс варианты с ответами

Задачи и ответы с контрольных работ:

1)Клеточное строение организмов всех царств живой природы служит доказательством: а) единства органического мира б) единства живой и неживой природы в) эволюции органического мира

Ответ: а

2)У простейших отсутствует форма: а) одноклеточная б) многоклеточная в) колониальная

Ответ: в

3)Пищеварение у кишечнополостных: а) внутриполостное б)внутриклеточное в) внутриполостное и внутриклеточное.

Ответ: в

4)Животные с радиальной (лучевой) симметрией: а) активно передвигаются б) малоподвижные или сидячие в) имеют правую и левую стороны

Ответ: б

5)Круглые черви отличаются от плоских наличием: а) кровеносной системы б) двусторонней симметрии в) анального отверстия

Ответ: в

6)Из перечисленных животных к брюхоногим моллюскам относят: а) виноградную улитку б) беззубку в) осьминога

Ответ: а

7)Хитиновый покров членистоногих не позволяет им: а) быстро передвигаться б) расти в) активно питаться

Ответ: б

8)К биологическим особенностям, дающим насекомым преимущества для распространения, можно отнести: а) наличие сложных рефлексов б) способность к полету в) их небольшие размеры.

Ответ: а

9)Хорда у позвоночных животных: а) сохраняется в течение всей жизни б) в процессе развития зародыша замещается позвоночником в) отсутствует на всех стадиях развития

Ответ: б

10)Рыбы обладают особым органом чувств, воспринимающим направление и силу тока воды:
а) органом обоняния б) боковой линией в)органом слуха

Ответ: б

11)В отличие от рыб у земноводных появляются: а) желудок б) слюнные железы в) печень

Ответ: б

12)В связи с жизнью на суше у пресмыкающихся: а) тело покрыто сухой кожей с роговыми чешуйками б) появляется кожное дыхание в) внутреннее ухо

Ответ: а

13)Морские черепахи проводят в море: а) всю жизнь б) всю жизнь за исключением периода кладки яиц в) период кладки

Ответ: б

14)В головном мозге млекопитающих наиболее развит: а) мозжечок б) полушария переднего мозга в) продолговатый мозг и мозжечок

Ответ: б

15)Главный (основной) признак живого : а) обмен веществ и превращение энергии б) изменение размеров тела

Ответ: а

16)Зеленая эвглена отличается от инфузории – туфельки тем, что а) имеет постоянную форму тела б) имеет ядро в) имеет хлоропласты

Ответ: в

17)Процесс почкования у гидры – это: а) форма полового размножения б) форма бесполого размножения в) регенерация

Ответ: б

18)Двусторонней симметрией обладает: а) амеба б) гидра в) планария

Ответ: в

19)Вторичная полость (целом) появилась: а) у плоских червей б) у кольчатых червей в) только у круглых червей

Ответ: б

20)Тело двустворчатых моллюсков разделено на: а) голову с щупальцами, туловище и мускулистую ногу б) голову с щупальцами и туловище в) туловище и мускулистую ногу

Ответ: в

21)У членистоногих: а) членистое только брюшко б) членистое тело и конечности в) членистые конечности

Ответ: в

22)Тело насекомых состоит из: а)головогруди и брюшка б) головы, груди и брюшка в) одного отдела, слившегося из большого числа члеников

Ответ: б

23)Нервная система хордовых животных: а) представляет собой трубку, расположенную на спинной стороне тела б) представляет собой нервную цепочку, расположенную на брюшной стороне тела в)состоит из нервных стволов и нервных узлов

Ответ: а

24)Плавательный пузырь у рыб выполняет функции: а) только гидростатические б) гидростатические, а у некоторых видов рыб и дыхательные в) гидростатические, дыхательные и функции поддержания постоянного состава крови

Ответ: в

25)Сердце у взрослых земноводных: а) трехкамерное -два полностью изолированных предсердий и один желудочек б) трехкамерное, но предсердия друг от друга изолированы полностью не у всех в) двухкамерное

Ответ: б

26)Змеи могут заглатывать добычу, во много раз превышающую диаметр их тела, так как: а) имеют уплощенную голову и широкую пасть б) не имеют замкнутой грудной клетки, так как нет грудины в) имеют большие размеры головы и тела

Ответ: б

27)Приспособлениями птиц к полету служат: а) двойное дыхание, передние конечности преобразованы в крылья б) легкие кости, грудина с килем, сложный крестец в) все вышеперечисленное

Итоговая контрольная работа по биологии, 7 класс

На выполнение работы по биологии даётся 45 минут. Работа включает в себя 10 заданий. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Итоговая контрольная работа по биологии 7 класс

1.Рассмотрите изображение животного и выполните задания:

1.1. Подпишите на рисунке органоиды амебы обыкновенной

1.2. В каком из этих органоидов происходит пищеварение, какой тип питания характерен для амебы обыкновенной?

1.3. В приведённом ниже списке названы животные. Все они, за исключением трех, относятся к Простейшим. Выпишите их названия (трех животных), объясните свой выбор.
Эвглена зеленая, белая планария, инфузория балантидий, малярийный плазмодий, радиолярия, аскарида конская, радиолярия, амеба дизентирийная, бычий цепень, солнечник

2.Два слоя клеток, лучевая симметрия, сетчатая нервная система, наличие стрекательных клеток, чередование поколений сидячего (полипы) и свободноплавающего (медузы). Найдите в приведённом списке и запишите название типа животных, для которого характерны данные признаки

Плоские черви, Моллюски, Саркожгутиконосцы, Кишечнополостные, Кольчатые черви, Иглокожие

3. Опишите насекомое по следующему плану. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

1) головогрудь и брюшко

3) голова, грудь, брюшко

Б. Отряд насекомых:

1) прямое развитие

2) с полным метаморфозом

3) с неполным метаморфозом

Г. Количество пар конечностей:

4. Надкласс Рыбы включает: класс Хрящевые рыбы и класс Костные рыбы. Распределите предложенные виды по классам

А. Хрящевые рыбы: ___________________

Б. Костные рыбы: _____________________

5. Какой отдел головного мозга позвоночных животных обозначен на рисунке под цифрой 3 . Какую функцию он выполняет?

6. Вставьте в текст «ЗЕМНОВОДНЫЕ И ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ» пропущенные слова из предложенного списка. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ЗЕМНОВОДНЫЕ И ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ

Земноводные — полуводные, полуназемные хордовые животные. Дышат легкими и (А) . У них два круга кровообращения, сердце (Б). Оплодотворение (В) . В оплодотворенной икринке развивается зародыш, который вскоре превращается в (Г) . По своему строению он похож на рыбу. По мере его развития появляются черты земноводных: хорда замещается позвонками, жабры редуцируются, появляется легочное дыхание. Появляются парные конечности. Такое развитие называется (Д)

Пресмыкающихся дышат исключительно (Е) . Они имеют два круга кровообращения и ( Ж) . Тело пресмыкающихся покрыто роговыми чешуйками или щитками. Оплодотворение ——— (З) . . Из яйца появляется сформировавшееся животное. Такое развитие называется -________(И) .

трехкамерное, с неполной межжелудочковой перегородкой

развитие с метаморфозом

7.Проанализируйте данные таблицы и выполните задания:

7.1. Используя таблицу «Плодовитость и размеры тела птиц», ответьте на вопросы

Количество яиц в кладке, шт

Длина тела, см

1) Какая птица обладает самой большой длиной тела

2) Какая (какие) из перечисленных птиц весит меньше 3,5 кг?

3) Какая из птиц наиболее плодовита?

7.2. Ниже приведены рисунки птиц, указанных в таблице. Подпишите под каждым рисунком название соответствующей птицы. Данные внесите в таблицу

7.3. Какая из птиц является сельскохозяйственным животным, какую производимую ею продукцию использует человек?

8. Известно, что австралийская ехидна — яйцекладущее млекопитающее, добывающее термитов и муравьев своим длинным языком.

Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) Ехидна весит до 5 кг и имеет размеры до 50 см.

2) Ехидну впервые описали в 1792 году, ошибочно причислив к муравьедам.

3) Первую ехидну обнаружили в муравейнике, где она своим длинным липким языком, вытягивающимся на 18 см из узкой вытянутой морды, ловила муравьев.

4) Передние лапы ехидны укорочены, пальцы снабжены мощными плоскими когтями, приспособленными для разламывания стенок термитников и рытья земли.

5) Ехидна перемещает яйцо из клоаки в выводковую сумку, где имеются млечные железы без сосков, поэтому детеныши слизывают молоко с шерсти матери.

6) При опасности ехидна сворачивается в шар, пряча живот и выставляя наружу колючки.

9. Установите соответствие между животным и типом его постэмбрионального развития. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ХАРАКТЕРИСТИКА

Б) озёрная лягушка

В) бабочка капустница

Г) домовый воробей

10. Используя со­дер­жа­ние тек­ста «Приматы», от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы.

1) Ка­ко­во зна­че­ние пальцев?

2) Ка­ко­ва осо­бен­ность рас­по­ло­же­ния ушных ра­ко­вин у приматов?

3) На­зо­ви­те один из признаков, по ко­то­ро­му при­ма­тов от­но­сят к клас­су Млекопитающие?

Отряд при­ма­тов на­зван так по­то­му, что в него вхо­дят наи­бо­лее вы­со­ко­ор­га­ни­зо­ван­ные жи­вот­ные – обе­зья­ны (в пе­ре­во­де слово «при­ма­ты» озна­ча­ет «пер­вые»). При­ма­ты – оби­та­те­ли тро­пи­ков. Боль­шин­ство из них живёт в гу­стых за­рос­лях тро­пи­че­ских лесов. Обе­зья­ны ак­тив­ны днём. Живут они ста­да­ми, во главе стада стоит силь­ный самец, а осталь­ные самцы, самки и под­рас­та­ю­щие детёныши за­ни­ма­ют под­чинённое по­ло­же­ние.

В от­ли­чие от дру­гих дре­вес­ных жи­вот­ных, цеп­ля­ю­щих­ся за ветви ост­ры­ми ког­тя­ми, при­ма­ты об­хва­ты­ва­ют ветку длин­ны­ми, хо­ро­шо раз­ви­ты­ми паль­ца­ми. На пе­ред­них и зад­них ко­неч­но­стях при­ма­тов пер­вый (боль­шой) палец может про­ти­во­по­став­лять­ся осталь­ным. Это поз­во­ля­ет жи­вот­но­му проч­но удер­жи­вать­ся на вет­вях, брать паль­ца­ми самые мел­кие пред­ме­ты. Вме­сто ког­тей на паль­цах обе­зьян раз­ви­ты плос­кие ногти. По­ду­шеч­ки паль­цев слу­жат ор­га­ном ося­за­ния, так же как и оголённые ла­до­ни и по­дош­вы стопы.

У обе­зьян пре­крас­ный слух и острое зре­ние. Их глаза рас­по­ло­же­ны не по бокам го­ло­вы, как у боль­шин­ства дру­гих жи­вот­ных, а на­прав­ле­ны вперёд. Они видят один и тот же пред­мет обо­и­ми гла­за­ми од­но­вре­мен­но, бла­го­да­ря чему точно опре­де­ля­ют рас­сто­я­ние до него. Такая осо­бен­ность зре­ния имеет боль­шое зна­че­ние при прыж­ках с ветки на ветку. Обе­зья­ны хо­ро­шо раз­ли­ча­ют форму и цвет, уже из­да­ли они об­на­ру­жи­ва­ют зре­лые плоды, съе­доб­ных на­се­ко­мых. Пи­та­ют­ся они как рас­ти­тель­ной, так и жи­вот­ной пищей, но пред­по­чи­та­ют всё же соч­ные плоды.

Круп­ные ушные ра­ко­ви­ны рас­по­ло­же­ны по бокам го­ло­вы и поз­во­ля­ют обе­зья­нам без­оши­боч­но опре­де­лять ис­точ­ник звука, вос­при­ни­мать раз­но­об­раз­ные звуки, из­да­ва­е­мые раз­лич­ны­ми жи­вот­ны­ми. Слух иг­ра­ет боль­шую роль в жизни обе­зьян, ко­то­рые с по­мо­щью раз­но­об­раз­ных кри­ков об­ща­ют­ся друг с дру­гом, пре­ду­пре­ждая об опас­но­сти или со­об­щая о своём ме­сто­на­хож­де­нии

Пояснительная записка к итоговой контрольной работе по биологии 7 класс

1.Назначение к итоговой контрольной работы.

Назначение итоговой контрольной работы. по учебному предмету «Биология» – оценить уровень

общеобразовательной подготовки учащихся 7 классов в соответствии с требованиями ФГОС. Итоговая контрольная работа позволяет осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике.

Результаты итоговой контрольной работы могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения.

2.Структура варианта итоговой контрольной работы

Вариант итоговой контрольной работы состоит из 10 заданий, которые различаются по содержанию и проверяемым требованиям.

Задания 1–5, 7–10 основаны на изображениях конкретных биологических объектов, статистических таблицах и требуют анализа текста, изображений и статистических данных, характеристики объектов по предложенному плану, классификации и/или систематизации объектов по определенному признаку, применения биологических знаний при решении практических задач.

Задание 6 предполагает заполнение пропусков в тексте биологического содержания с помощью терминов из предложенного перечня.

3.Типы заданий, сценарии выполнения заданий.

Задание 1 направлено на выявление уровня овладения умениями выделять существенные признаки биологических объектов. Первая часть задания проверяет умение обучающихся различать на рисунке основные части (органоиды) биологического объекта. Вторая часть задания требует соотнести изображённый объект с выполняемой функцией. Третья часть задания проверяет умение проводить классификацию по выделенным признакам.

Задание 2 проверяет распознавание характерных признаков определенного типа животных.

Задание 3 требует от обучающегося проявить умение использовать методы описания биологического объекта по определённому плану.

Задание 4 направлено на проверку освоения умения классификации биологических объектов по определенным признакам

Задание 5 направлено на выявление уровня овладения умением различать биологические объекты и их части, характеризовать функции

Задание 6 позволяет выявить умение использовать биологические термины в заданном контексте. Оно предполагает заполнение пропусков в тексте биологического содержания словами из предложенного перечня.

Задание 7 предполагает работу с табличным материалом. Первая часть задания проверяет умение обучающихся анализировать статистические данные. Вторая часть задания проверяет знание биологических объектов, о которых идёт речь в таблице. Третья часть задания выявляет понимание обучающимися сферы практического использования в деятельности человека биологических объектов, о которых идёт речь в таблице.

Задание 8 направлено на выявление умений обучающихся работать с текстом биологического содержания, выделения в содержании текста признаков в соответствии с поставленной задачей.

Задание 9 позволяет выявить умения классифицировать биологические объекты по определенным характеристикам

Задание 10 требует от обучающегося проявить умение смыслового чтения, анализа предложенного текста, поиска ответов на вопросы.

4.Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом