Итоговая контрольная работа

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса 1

КЗ К каком случае рецессивный признак не проявляется в фенотипе?

К4 Какова роль редуцентов в природе?

К5 Чем высшие растения (заселившие сушу) отличаются от низших?

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

К6Установите соответствие между компонентами биогеоценоза и ролью организмов в нем.

КОМПОНЕНТЫ БИОГЕОЦЕНОЗА РОЛЬ ОРГАНИЗМОВ

1 .продуценты А) трансформируют органические вещества

2.консументы Б) синтезируют органические вещества

К7 Бактериальную клетку относят к группе прокариотических, так как она:

1. не имеет оформленного ядра 2. имеет рибосомы

3. не имеет хромосом 4. имеет митохондрии

5. не имеет цитоплазмы 6. не имеет мембранных органоидов

Дайте развернутый ответ.

Р1 В чем заключается сходство грибов с животными? Чем они отличаются от животных?

Р2 Мезозойских пресмыкающихся заменили млекопитающие. Благодаря каким приобретениям в процессе эволюции млекопитающие заняли господствующее положение? (перечислите не менее 3-х ароморфозов)

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА КУРС 9 КЛАССА

При выполнении задании этой части запишите номер выполняемого вами зада-

ния и через тире укажите цифру, которой соответствует номер верного ответа.

В1 Крахмал состоит из остатков

1) фруктозы 2) глюкозы 3) рибозы 4) дезоксирибозы

В2 К прокариотам относятся

1) вирусы 2) простейшие 3) бактерии 4) грибы

ВЗ В соматических клетках капусты 18 хромосом. Сколько хромосом в половых клетках капусты?

1)2 2)6 3)9 4)18

В4 Гены, которые находятся в гомологичных хромосомах и занимают в них одинаковые участки

1) доминантные 2) рецессивные 3) неаллельные 4) аллельные

В5 Редуценты в экосистеме

1) разлагают органические вещества до минеральных

2) аккумулируют солнечную энергию

3) синтезируют органические вещества

4) используют энергию окислительно-восстановительных реакций

В6 Все факторы живой и неживой природы, воздействующие на организм, называют

1) биотическими 2) абиотическими

3) экологическими 4) антропогенными

В7 Отбор особей, при котором в популяции сохраняются особи со средним значением признака —

1) движущий 2) стабилизирующий

3) искусственный 4) массовый

В8 Фактор эволюции, основу которого составляет возникновение преград к свободному скрещиванию особей, называют

1) естественным отбором 2) модификацией

3) мутацией 4) изоляцией

Часть 2.

Дайте краткий ответ

К1 Почему растительная клетка в отличие от животной имеет определенную форму?

К2 За счет чего получают энергию гетеротрофы?

КЗ В каком случае рецессивные признаки проявляются внешне (т.е. фенотипически)?
К4 Какова роль продуцентов в природе?

К5 Как изменился состав атмосферы с появлением фотосинтеза?

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.___

Кб Установите соответствие между звеньями пищевой цепи и типом питания организмов

ЗВЕНЬЯ ПИЩЕВОЙ ЦЕПИ ТИП ПИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ

1. продуценты А) гетеротрофы

2. консументы 1-го порядка Б) автотрофы

3. консументы 11-го порядка

4.редуценты

Выберите 3 верных ответа из 6____________________________

К7 При моногибридном скрещивании в опытах на горохе гибриды первого поколения имеют фенотип

1) одинаковый

2) разный

3) с проявлением доминантного признака

4) с проявлением рецессивного признака

5) гомозиготный

6) гетерозиготный

Дайте развернутый ответ.

Р1 Чем растения отличаются от животных? (назовите не менее 3-х признаков).

Р2 Почему гидра при благоприятных условиях размножается бесполым путем, а при неблагоприятных — половым?

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА КУРС 6 КЛАССА

Задания с выбором одного верного ответа

1. Клеточное строение имеют:

а) все растения б) некоторые растения в) только листья

г) только плоды рябины

2. Ядро в клетке:

а) обеспечивает передвижение веществ б) придаёт клетке форму в) участвует в делении клетки

г) выполняет защитную функцию

3. Тканью называют:

г) группу клеток, сходных по строению и выполняющих определённую функцию

4. Клетки бактерий отличаются от растительных клеток:

а) отсутствием клеточной оболочки б) отсутствием цитоплазмы в) отсутствием ядра

г) отсутствием ядерного вещества

5. Если погибнут все почвенные бактерии, то:

а) исчезнут все заразные заболевания

б) нельзя будет производить молочнокислые продукты

в) прекратится образование гумуса (перегноя) почв

г) произойдёт всё перечисленное в пунктах а), б)

6. Грибы выделяют в отдельное царство потому что:

а) они неподвижны, но способны к фотосинтезу

б) они неподвижны и питаются готовыми органическими веществами

в) они не размножаются спорами и не имеют органов

г) они не имеют органов, но сами создают органические вещества

7. Какие из названных грибов относятся к плесневым?

а) шампиньоны б) мукор в) дрожжи г) головня

8. Усложнение в строении папоротников, по сравнению с мхами, состоит в появлении у них:

а) стеблей б) листьев в) корней г) ризоидов

9. Почему лишайники не относят ни к одному из царств живой природы?

а) они совмещают в себе признаки растений и животных

б) по типу питания они сходны с растениями и животными

в) это комплексные организмы, состоящие из гриба и водоросли

г) они поглощают воду всей поверхностью тела

10. Дайте определения следующим понятиям:

Задание на установление соответствия

11. Установите соответствие между функциями органов растений и названиями органов.

ФУНКЦИИ ОРГАНОВ РАСТЕНИЙ ОРГАНЫ

1) фотосинтез А) корень

2) опора и всасывание минеральных веществ Б) лист

3) привлечение опылителей В) цветок

4) образование придаточных корней

5) образование плода

6) орган вегетативного размножения

7) орган семенного размножения

12. Установите последовательность событий, происходящих в процессе эволюции растений:

А) развитие корней

Б) появление растений, заселивших прибрежную зону водоёмов

В) появление цветка

Г) образование многоклеточных водорослей

Д) появление у растений стеблей и примитивных листьев

Чтобы не допустить ошибку, надо очень внимательно прочитать текст всего задания, а затем определить последовательность элементов ответа и запи-сать обозначающие их буквы в таблицу.____________________

Задание на включение пропущенных в тексте терминов

13. Вставьте в текст «Жизнедеятельность растений» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. На свету в растении протекают два противоположных процесса: ___ и _____. В процессе фотосинтеза растения поглощают _______и выделяют ______. Кислород, поглощаемый при дыхании, необходим для

_____ органических соединений и выделения______ и _____.

Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

2) углекислый газ

3) окисление (расщепление)

Дайте свободный развёрнутый ответ

14. В каких процессах жизнедеятельности растений участвует вода?

15. Какие признаки характерны для покрытосеменных растений?

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА КУРС 6 КЛАССА

Задания с выбором одного верного ответа

1. Клетка живая, так как она:

а) покрыта оболочкой б) видна только в микроскоп в) дышит и питается г) является единицей строения

2. Цитоплазма в клетке:

а) выполняет защитную функцию б) участвует в делении клетки в) придаёт клетке форму г) осуществляет связь между частями клетки

3. Кожицу лука можно назвать тканью, так как она:

а) видна только под микроскопом

б) образована клетками, сходными по строению и выполняющими защитную функцию

в) выполняет защитную функцию

г) видна невооружённым глазом

4. Бактерии и грибы питаются:

а) только путём фотосинтеза

б) готовыми органическими веществами

в) только органическими веществами живых организмов

г) только поселяясь на продуктах питания

5. Наилучшим способом защиты от возбудителей холеры является:

а) питьё кипячёной воды

б) мытьё овощей и фруктов

в) личная гигиена

г) всё перечисленное

6. Главное отличие грибов от растений состоит в том, что они:

а) имеют клеточное строение

б) поглощают из почвы воду и минеральные соли

в) относятся как к одноклеточным, так и многоклеточным

г) не содержат в клетках хлоропластов и хлорофилла

а) образуют на свету органические вещества

б) поселяются на продуктах питания

в) используются для приготовления теста

г) питаются готовыми органическими веществами

8. Главный признак, по которому Покрытосеменные растения делятся на классы, — это строение:

а) цветка б) плода в) семени г) стебля

9. Все растения от водорослей до покрытосеменных имеют:

а)клеточное строение б)ткани

в) стебель с листьями г) проводящую систему

10. Дайте определения следующим понятиям:

Задание на определение последовательности

11. Установите, в какой хронологической последовательности появились основные группы растений на Земле:

А) голосеменные Б) цветковые В)папоротниковидные

Г) псилофиты Д) водоросли Е) моховидные

Чтобы не допустить ошибку, надо очень внимательно прочитать текст всего задания, а затем определить последовательность элементов ответа и записать обозначающие их буквы в таблицу.

Итоговая контрольная работа

Работа составлена в формате ЕГЭ на 4 варианта с ответами.

Просмотр содержимого документа
«Итоговая контрольная работа»

Экзаменационный материал по алгебре 10 класс.

Калькулятор стоит 100 рублей. Какое наибольшее количество таких калькуляторов можно будет купить на 500 рублей после понижения цены на 20%?

Найдите корень уравнения: = .

Найдите корень уравнения: = 2 .

Решите уравнение: (х-1) = 0.

Для перевозки 10 тонн груза на 170 км можно воспользоваться одной из трех транспортных компаний. Каждая компания предлагает необходимое количество автомобилей одной грузоподъемности. Сколько рублей будет стоить наиболее дешевый способ перевозки?

Найдите значение выражения: 81 + .

Найдите значение выражения: .

Найдите сумму целочисленных решений неравенства:

Найдите значение выражения: .

Найдите количество целочисленных решений неравенства: (5х-2)

Упростите выражение: 3 + — 22,4.

Найдите больший корень уравнения: (3 -3)(3 – х) +2 = 0.

Решите уравнение tg( — х) = 1 на отрезке . Ответ запишите в градусах.

Два насоса, работая одновременно, могут откачать воду из бассейна за 3 часа 45 минут. Если сначала откачать половину воды одним насосом, а потом оставшуюся половину другим насосом, то на это уйдет 8 часов. За сколько минут можно откачать воду тем насосом, который работает быстрее?

Сколько корней имеет уравнение (

Решите уравнение: 5 ctgх — 5 ctgх + 2 = 0.

Задания 1-14 оцениваются — 1 балл, задание 15 — 2 балла, задания 16-18 — 3 балла.

Экзаменационный материал по алгебре 10 класс.

Поштучно товар стоит 180 рублей. Какое количество этого товара можно купить на 1000 рублей после повышения цены на 15%?

Найдите корень уравнения: = .

Найдите корень уравнения: = 3 .

Решите уравнение: = -1.

Для изготовления кухонных дверей требуется заказать 24 одинаковых стекла в одной из трех фирм. Площадь каждого стекла 0,4 приведены цены на стекло, а также на резку стекла и шлифовку края. Сколько рублей будет стоить самый дешевый заказ?

Итоговая контрольная работа за курс начальной школы

Контрольная работа является комплексной, подобраны задания из основных разделов программы по математике.

Содержимое разработки

Итоговая контрольная работа за курс начальной школы

по окружающему миру за 2011 – 2012 учебный год

ученика(цы) 4 класса «____» _______________________

А1. Из чего состоит воздух?

1) из смеси жидких и твёрдых веществ. 2) из смеси жидких веществ.

3) из смеси твёрдых веществ.

4) . из смеси газов.

А2. Где самый богатый растительный и животный мир?

1) в полярных поясах 2) на Северном полюсе

3) в умеренных поясах 4) в тропиках

А3. Что мы называем историческим источником?

1) учебник по истории

2) статьи в газетах, посвящённые историческим событиям

3) всё то, что может рассказать нам о прошлом

4) исторические книги

А4. Какая природная зона описана в тексте?

Лето тёплое, но зима суровая, преобладают хвойные растения, так как они менее требовательны к теплу. Животный мир разнообразен.

1) тундра 3) пустыня

2) тайга 4) арктическая пустыня

А5. .Костя велел Танечке не ходить по лужам, чтобы не простудиться – А что ноги могут простудиться? удивилась Таня — Органы дыхания у тебя простудятся ,- ответил Костя и тут же пожалел, поскольку пришлось перечислять эти самые органы. Приведи примеры трёх органов , относящихся к органам дыхания

А6. Один из предков Коли родился в 1401г. В каком веке родился родственник девочки?

А7. Что должны делать люди для охраны водоёмов?

1) не купаться в реках 2) поливать огороды водой из рек и озёр

3) уничтожать обитателей водоёмов 4) расчищать берега водоёмов от мусора

А8. Укажи основное свойство торфа.

1) прочность 3) пластичность

2) твёрдость 4) горючесть

А9. Что является названием отрасли животноводства?

1) цветоводство 3) свиноводство

2) металлургия 4) полеводство

А10. .Иван – петербуржец, а Николай — москвич. А) Напиши, кто из ребят живёт в столице России Ответ: ______________________ Б) Напиши, как называется город, в котором он живёт. Ответ: ______________________

В1. Какое растение не является луговым?

1) тысячелистник 3) тимофеевка

2) мятлик 4) тростник

В2. Какое насекомое поедает листья картофеля?

1) колорадский жук 3) божья коровка

2) жужелица 4) тля

В3. Тебе быстро нужно найти ответ на вопрос: « Как называется равнина, на которой расположен город Москва? Каким из справочником необходимо воспользоваться в этом случае? 1 Схема улиц и площадей Москвы 2. Атлас географических карт 3. Энциклопедия « Природа Азии» 4. Словарь по естествознанию

В4. Какое название получило решающее сражение Отечественной войны 1812 года?

1) Куликовская битва 3) Ледовое побоище

2) Бородинская битва 4) Ордынское сражение

С1. Даша проводила опыты с сахаром и водой. Она кидала одинаковые кусочки сахара в воду и следила за его растворением . В таблице представлены результаты её опыта.

Количество кусочков сахару

Время, за которое весь сахар растворился в воде

Какое предположение проверяла Даша в своем опыте? 1. Сколько сахара растворяется в воде при разной температуре. 2. Как зависит время растворения сахара от температуры воды. 3. Как зависит масса растворенного сахара от температуры воды. 4. Чем выше температура воды, тем больше сахара в ней растворяется.

C2. В классе планируется встреча с ветераном Великой Отечественной войны. Участники просили подготовить вопросы для беседы. Запиши три вопроса: первый –о событиях прошлого, второй – о том, как живут ветераны сегодня, третий — о будущем. Ответ: 1,____________________________________________________________ 2. ___________________________________________________________ 3.____________________________________________________________

Итоговая контрольная работа за курс начальной школы

по окружающему миру за 2011 – 2012 учебный год

ученика(цы) 4 класса «____» ______________________________

А1. Какое свойство воздуха позволяет нам видеть вокруг нас всё окружающее??

1) Отсутствие запаха.

А2. В воздухе содержатся различные газы, но один из них особенно важен для животных и растений. Все живые существа поглощают этот газ при дыхании. Обведи номер ответа

1) В углекислый газ

3) природный газ

А3. Какая наука узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения?

1) археология 3) астрономия

2) история 4) география

А4. О какой природной зоне идет речь в строчке стихотворения?

Южнее полосы лесов лежит ковер из трав, цветов.

1) зона тундры 3) зона степей

2) зона лесов 4) Арктика ( Крайний Север)

А5. Что называют Каменным поясом земли Русской?

1) Уральские горы 3) Алтай

2) Кавказские горы 4) Русскую равнину

А6. Какое озеро России часто называют морем?

1) Ладожское 3) Каспийское

2) Онежское 4) Байкал

А7. Какое утверждение неверно?

1) Лес — защитник почвы.

2) Лесов так много, что вырубить их все невозможно.

3) Лес очищает воздух.

4) Лес защищает почву от разрушения.

А8. Найди правильное и полное определение понятия горизонт.

1) линия 3)видимое вокруг нас пространство

2) линия горизонта 4) всё, что видимо из окна

А9. Какое полезное ископаемое используют для изготовления посуды?

1) глину 3) известняк

2) торф 4) гранит

А10. Наша страна называется __________, её столица ____________________

В1. В каком озере на территории России находятся самые большие запасы пресной воды в мире?

1) Онежское 3) Ладожское

2) Байкал 4) Белое

В2. . Выбери верное утверждение о природных условиях в зоне степей. 1. Зона степей расположена севернее зоны лесов, но южнее тундры 2. Зима в зоне степей длится почти полгода, а лето холодное и дождливое. 3. В зоне степей плодородные почвы, и там развито сельское хозяйство. 4. В разгар лета степь покрыта цветущими тюльпанами и ирисами

В3. Кого называют продолжателем дел Петра I?

1) Ивана Грозного 3) Александра II

2) Екатерину II 4) Николая II

В4. Укажи порядок расположения полос на Государственном флаге Российской Федерации. ( снизу вверх)

1) красная, белая, синяя 3) белая, синяя, красная

2) синяя, красная, белая 4) белая, красная, синяя

C1 .Как ты объяснишь, почему зимой под снегом не погибают зеленые растения( например, озимая рожь, пшеница?) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

C2 .Врачи утверждают , что одним из основных условий здорового образа жизни является сбалансированное питание. Ежедневно тебе нужно включать в рацион продукты из всех четырёх групп. А) Три группы продуктов перечислены ниже. Какая важная группа пропущена?

1. Молочные продукты 2. Мясные и рыбные продукты 3. Хлеб и продукты из зерна 4 .__________________________ Б) Напиши меню для завтрака и обеда так, чтобы они включили продукты из всех четырёх групп.

Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 7 класса

Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 7 класса составлена в формате ЕГЭ-2015; содержит 15 заданий с кратким ответом и творческое задание — сочинение по предложенному тексту. Работа позволяет определить уровень освоения знаний за пройденный курс, степень готовности к итоговой аттестации по предмету.

Просмотр содержимого документа
«Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 7 класса »

Итоговая контрольная работа русскому языку. 7 класс

1. В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный глас­ный?

киломЕтр красивЕе баловАть дОсуха тОрты

2. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

наиболее удачный / идя по улице / десять килограммов апельсинов / пять яблок /

3. Выпишите причастие, в котором на месте пропуска в суффиксе пишется буква Я.

ла. щий / бор..щийся / бел..щий / беспоко…щий / поспева. щий

4. Выпишите причастие, в котором на месте пропуска в суффиксе пишется буква И.

выздоров..вший / обожа..мый / ненавид. щий / нянч. вший / обид. вший

5. Выпишите причастие, в котором на месте пропуска в суффиксе пишется буква Е.

стрел. ный воробей / засе. нное поле / замеш..нный в преступлении/ заброш. нный дом / выслуш..нный доклад

6. Выпишите наречие, в котором на месте пропуска в суффиксе пишется буква А.

затемн. / сначал. / влев. / нагол. / занов.

7. Выпишите слова, которые пишутся через дефис.

(по)вашему мнению / (по)перек / (в)обнимку / мало(по)малу / (в)восьмых

8. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

В Наташином пении уже (не)было детской старательности.

Солнце, ещё (не)скрытое облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.

Эта (не)приятная история надолго осталась в моей памяти.

Ученье без уменья — (не)польза, а беда.

В лёгкой синеве неба, ещё (не)потеплевшей после ночи, розовели облака.

9. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Роспись глиня(1)ых сосудов для зерна была приостановле(2)а в связи с повыше(3)ой влажностью воздуха в зале.

10. Найдите предложение, в котором все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Выпишите эти слова.

В разговоре люди ведут себя (ПО)РАЗНОМУ – в зависимости от темы, а ТАК(ЖЕ) мотива и цели общения.

В ТО(ЖЕ) время он понимал, что (ПО)ЭТОМУ предмету стыдно иметь плохие оценки.

Он пришёл (ВО)ВРЕМЯ, и мы все (В)МЕСТЕ пошли смотреть салют на набережную.

(ПО)ЧЕМУ вы поставили запятую (В)НАЧАЛЕ предложения?

Прочитайте текст и выполните задания 11-16.

(1) Маленький желтый утенок, смешно припадая к молодой траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек, бегает передо мной и пищит: «Где моя мама? Где мои все?»

(2) А у него не мама вовсе, а курица: ей подложили утиных яиц, она их высидела между своими, грела равно всех. (3) Сейчас перед непогодой их домик – перевернутую корзину без дна, отнесли под навес, накрыли мешковиной. (4) Все там, а этот затерялся. (5) А ну-ка, маленький, иди ко мне в ладони.

(6) И в чем тут держится душа? (7)Не весит нисколько, глазки черные – как бусинки, ножки – воробьиные, чуть-чуть его сжать – и нет. (8) А между тем – тепленький. (9) И клювик его бледно-розовый, как наманикюренный, уже разлапист. (10) И лапки уже перепончатые и желт в свою масть, и крыльца пушистые уже выпирают. (11) И вот даже от братьев отличился характером.

(12) А мы – мы на Венеру скоро полетим. (13) Мы теперь, если все дружно возьмемся, — за двадцать минут целый мир перепашем.

(14) Но никогда! – никогда, со всем нашим атомным могуществом, мы не составим в колбе, и — даже если перья и косточки нам дать – не смонтируем вот этого невесомого жалкенького желтенького утенка… (А.И. Солженицын)

11. Из предложений 6-11 выпишите страдательное причастие.

12. Из предложений 1-4 выпишите производные предлоги.

13. Из предложений 12-14 выпишите все частицы.

14. Среди предложений 1- 4 найдите то, которое содержит прямую речь. Напишите номер этого предложения.

15. Среди предложений 2-5 найдите простое с однородными сказуемыми. Напишите номер этого предложения.

16. Как вы понимаете последнее предложение текста? Отвечая на этот вопрос, напишите небольшой (5–7 предложений) текст-рассуж­дение. Свои мысли подтвердите примерами из прочитанного текста и / или из жизни.

Итоговая контрольная работа русскому языку. 7 класс

1. В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный слог?

слИвовый шАрфы дОсыта позвонИт диспАнсер

2. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ящик макаронов / более точный ответ / в трёхстах экземплярах / приобретя /

менее семиста метров

3. Выпишите причастие, в котором на месте пропуска в суффиксе пишется буква Я.

трепещ. щий/ бре…щий / кле. щий / пряч. щийся / стел..щий

4. Выпишите причастие, в котором на месте пропуска в суффиксе пишется буква Е.

засе..нный / завис. вший / крас. вшийся / расчист. вший / утрат. вший

5. Выпишите причастие, в котором на месте пропуска в суффиксе пишется буква А.

выкач..нная бочка / замеш..нное тесто / выкач..нный газ / взвеш..нный / постро..нный

6. Выпишите наречие, в котором на месте пропуска в суффиксе пишется буква А.

засветл. / доверчив… / снов. / наскор. / воедин.

7. Выпишите слова, которые пишутся через дефис.

(по)моему мнению / (по)двое / (по)дружески / (в)третьих / крепко(на)крепко

8. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Отдыхающие лежали в шезлонгах, (не)глядя на облачное небо.

В ожесточённом пении ветров душа (не)чует стройных голосов.

Воздух, ещё (не)накалённый знойными лучами солнца, доносит ароматы раннего утра.

План сочинения (не)продуман.

(Не)смотря на сложность изучаемой темы, мы постараемся разобраться в ней как можно лучше.

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

На картине «Кермесса» Рубенс изобразил толпу разгорячё(1)ых горожан, отчая(2)о отплясывающих беше(3)ый танец.

10. Найдите предложение, в котором все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Выпишите эти слова. (ОТ)ЧЕГО следует отказаться, ЧТО(БЫ) успеть подготовиться к экзаменам? Дорогу, (С) ВЕРХ нашего ожидания, закрыли (В) СВЯЗИ с ремонтом на целые сутки. (В) ТЕЧЕНИЕ недели продолжалось извержение вулкана, клубы огня крутились (НА) ПОДОБИЕ вихря. Берёзки (КАК) БУДТО застыли в задумчивости, любуясь уносящей свои воды (В) ДАЛЬ рекой. ТАК(ЖЕ) открытым остаётся вопрос, (НА)СКОЛЬКО вредны для живых объектов мо­бильные телефоны.

Прочитайте текст и выполните задания 11-16.

(1) Увы, мы не знаем родной язык – мы только им пользуемся. (2) Говорим, как птицы поют, – естественно и свободно, как придется. (3) Знать же язык, языком владеть – значит охватить сознанием не одну лишь пользу слов и грамматики, но проникнуть в изначальную суть, в красоту и в высокую правду речи, понять не ощущением только или чувством, но и разумом, волей. (4) Понять, что именно язык – начало всех начал, что, приступая к делу и совершая дело, мы осмысляем все это словом, передавая открытое для себя – другим.

(5) Все чаще мы говорим об экологии среды и природы. (6) Среда же, созданная самим человеком, не природа, это его культура. (7) Можно даже сказать, что природа современного человека во многом объясняется его средой, его культурой. (8) Язык – важнейший компонент культуры. (9) И родной язык нуждается в охране и защите от всего, что грозит ему уничтожением. (10) «Нужная работа, необходимая, — как бы откликаясь на это, сказал писатель Сергей Залыгин. – Без памяти на свой собственный родной язык он очень быстро перестанет быть самим собою, станет только по внешности русским, так как утеряет свою историю и в целом, и в отдельном слове, в фразе, в обороте, в идиоме.

(11) А нация, которая утеряет свой подлинный, свой исторический язык, утеряет, вероятно, и свою собственную психологию, порвет со своими великими произведениями искусства».

(12) «Отречется от предков – забудет себя», — добавим мы. (По В.В. Колесову)

11. Из предложений 4-6 выпишите причастие.

12. Из предложений 8-10 выпишите деепричастие.

13. Из предложений 1- 3 выпишите междометие.

14. Из предложения 4 выпишите частицу.

15. Среди предложений 5- 12 найдите те, которые содержит прямую речь. Напишите номера этих предложений.

16. Как вы понимаете выражение «экология языка»? Отвечая на этот вопрос, напишите небольшой (5–7 предложений) текст-рассуж­дение. Свои мысли подтвердите примерами из прочитанного текста и / или из жизни.