Итоговая контрольная работа по Истории России 10 класс

Итоговая контрольная работа по истории России

Как и любое историческое событие, война с Наполеоном имела далеко идущие последствия, отразившиеся на последующем развитии страны. Каждая сфера человеческой жизни была затронута и изменена, все эти моменты затронуты в итоговой контрольной работе по истории России.

Социально — экономические последствия

Война – это всегда потери, человеческие и материальные. В первую очередь, это человеческие жертвы: многие тысячи были убиты, ещё больше ранено. Поэтому, первое, самое очевидное последствие – уменьшение количества населения. И если Московская губерния относительно быстро восстановила человеческие ресурсы, то Смоленская и Псковская губернии смогли только к середине ХІХ века достичь демографической отметки 1811 года.

Также, это и разрушение городов и деревень, и как следствие – снижение уровня развития промышленности и сельского хозяйства.

Политические последствия

Очень широкий спектр политических последствий. Здесь есть как негативные, так и положительные стороны.

Прежде всего, с победой над Францией, Россия получила международное признание европейских стран. За решением Венского конгресса, на котором Россия играла далеко не последнюю роль, к державе-победительнице отошла Польша, вместе с Варшавой.

1815 год ознаменовался созданием священного союза – Россия, Пруссия, Австрия. Империи обязывались следить за исполнением соглашений, достигнутых на конгрессе. С течением времени к союзу стали присоединяться и другие государства. Всё это придало значительного веса международному значению России.

Есть и не столь позитивные последствия. Дипломатическим отношениям России и Франции ещё долгое время не суждено было наладиться. Только к концу ХІХ века началась постепенная оттепель в разговоре двух стран, но шаги на сближение начались ещё позже.

Внутренняя политика Российской империи также претерпевала изменения. И последствия этого были не столь радужны для правительства. Вернувшись из европейских стран, повидавши западной жизни и проникшись модными тенденциями, многие молодые люди загорелись идеей привнести и в социально – политический, экономический уклад русской жизни нечто подобное, а если точнее, то абсолютно те же идеи. Так и началось шествие тайных обществ и организаций городами России. Позднее, это выльется в движение декабристов, итоговая контрольная работа по истории России также будет содержать этот вопрос.

Общественно – культурные последствия

Один из моментов – смещение духовного центра. После войны, особенно, после той жертвенной роли, которая выпала на долю Москвы, именно она начала отыгрывать более заметное влияние на всю Россию. Авторитет же Санкт-Петербурга несколько снизился за время войны.

Изменились не только отношения к Москве. По всей России вспыхнул огонь патриотизма. Принимавшие непосредственное участие центральные губернии, регионы на периферии, которые принимали беженцев и раненых – все сплотились против общего врага. Также это способствовало улаживанию внутренних межэтнических недоразумений. Многие проблемы отошли на второй план, по сравнению с агрессией захватчика.

Отечественная война повлияла и на культурное наследие. Поэты, драматурги, художники, музыканты – все стремились запечатлеть войну, оставить свое видение, видение и участие каждого слоя населения через призму своего таланта. Российская культура значительно обогатилась за счет их деятельности.

2. Дайте характеристику деятельности М.М. Сперанского

Один из видных политических деятелей того времени. Трудно представить человека, который смог бы оставить столь сильный след в истории и развитии государства. Мировоззрение Михаила Михайловича значительно опережало взгляды его соотечественников, в том числе, взгляды политической элиты. Это и привело к непониманию его реформаторской деятельности, к недовольству его персоной, и в следствии к ссылке.

Основная деятельность Сперанского на политическом поприще – реформаторская. Будучи сторонником идеи о равных правах для всех слоев населения в государстве, он понимал, что Россия не готова ещё расстаться с монархическим строем. Поэтому, он предложил более разумный путь – эволюционный, путем постепенного реформирования и подготовки почвы для будущих изменений, итоговая контрольная работа по истории России обязательно будет содержать эту тему.

Каковы же были основные идеи Сперанского?

Во-первых, предоставление гражданских прав абсолютно всем жителям России, не зависимо от сословной принадлежности. Во-вторых, уменьшение бюрократического аппарата, разделение власти на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В-третьих, преобразование судебной системы, введение жесткого контроля за финансовой системой, налогообложением и деятельностью министерств. Цель, которая должна была при этом быть достигнута – это введение демократического порядка и создание правового государства в России. Но поскольку, дворянство отвергло эти идеи, то реформы не были полностью воплощены в жизнь.

Несмотря на половинчатость проекта, всё же Сперанскому удалось модернизировать систему управления государством, заложить теоретические основы для современного законодательства и права. Также было достигнуто улучшение и в экономической сфере. За счет самого факта проведения реформ, Россия оказалась в выигрышной позиции и заинтересовала западные страны, что повысило прибыльность от внешней торговли. Процесс реформирования также способствовал ускорению темпа развития экономической инфраструктуры. Теперь экономика могла быстрее саморегулироваться и развиваться.

На основе наследия Сперанского и базируется вся современная правовая система России. Его труды по юриспруденции и «уложение законов» послужили отправной точкой для будущего поколения теоретиков российского законодательства.

Таким образом, невозможно недооценить значение личности Михаила Сперанского и того вклада, который он сделал для российской державы. Его реформы указывали на слабые стороны администрирования и системы управления Российской империи и предлагали оптимальный вариант для их разрешения. Но из-за сугубо субъективных причин так и не были реализованы.

Итоговая контрольная работа по Истории России 10 класс

Итоговая контрольная работа по Истории России 10 класс с ответами. Контрольная работа включает 2 варианта. В каждом варианте по 15 заданий.

Вариант 1

1. Расположите события в хронологической последовательности.

1) создание территориальных совнархозов
2) начало проведения политики гласности
3) антибольшевистское восстание моряков Кронштадта

2. Установите соответствие между событиями и годами.

События

А) фабрикация «ленинградского дела»
Б) вхождение прибалтийских государств в состав СССР
В) формирование Временного комитета Государственной думы
Г) вступление России в Совет Европы

Годы

1) 1917 г.
2) 1929 г.
3) 1940 г.
4) 1949 г.
5) 1985 г.
6) 1996 г.

3. Ниже приведен список терминов (названий). Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) периода руководства СССР Л.И. Брежнева. Найдите и укажите порядковые номера терминов (названий), выпадающих из данного ряда.

1) Гонка вооружений
2) импичмент
3) приватизация
4) косыгинская реформа
5) нефтедоллары
6) «застой»

4. Установите соответствие между событиями (процессами, явлениями) и участниками этих событий (процессов, явлений).

События (процессы, явления)

А) ХХ съезд КПСС
Б) деятельность Временного правительства
В) создание Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП)
Г) командование Донским фронтом в ходе про­ ведения операции «Кольцо»

Участники

1) М.И. Фрунзе
2) А.Ф. Керенский
3) Н.И. Бухарин
4) Г.И. Янаев
5) Г.М. Маленков
6) К.К. Рокоссовский

5. Прочитайте отрывок из воспоминаний Г.К. Жукова и выберите три верных суждения.

Сопоставляя и анализируя все разговоры, которые велись Сталиным в моём присутствии в кругу близких ему людей, я пришёл к твёрдому убеждению: над ним тяготела опасность войны с фашистской Германией и все его помыслы и действия были пронизаны одним желанием — избежать войны или оттянуть сроки ее начала — и уверенностью в том, что это ему удастся.
И.В. Сталин не был трусливым человеком, но он хорошо понимал, что возглавляемое им руководство страной явно опоздало с основными мероприятиями по под­ готовке страны к большой войне с таким сильным и опытным врагом, как Германия. Он понимал, что мы опоздали не только с перевооружением войск новейшей боевой техникой и с реорганизацией вооруженных сил, но и с мероприятиями по обороне страны, в частности с созданием необходимых государственных резервов и мобилизационных запасов.
И.В. Сталин прекрасно знал и то, что после 1939 г. во главе частей, соединений и войсковых объединений были поставлены кадры, далеко не освоившие оперативно-тактическое и стратегическое искусство…
Опасаясь стать жертвой провокации империалистических государств, информацию У. Черчилля, Президента Чехословакии Э. Бенеша, секретаря Госдепартамента США С. Уэллеса И.В. Сталин принимал как дезинформацию, и она еще больше усилила недоверие ко всем сообщениям из-за рубежа, в том числе и к сообщениям по линии нашей военной разведки.

1) По мнению автора, И.В. Сталин считал, что руководители капиталистических стран хотят спровоцировать войну СССР с Германией.
2) По мнению автора, И.В. Сталин был уверен в том, что все командиры Красной армии очень хорошо освоили военное искусство.
3) В данном отрывке идет речь о стремлении И.В. Сталина оттянуть сроки начала Второй мировой войны.
4) По мнению автора, И.В. Сталин считал, что мероприятия по подготовке СССР к войне были проведены своевременно.
5) Выступление одного из иностранных политических деятелей, названных в отрывке, стало поводом к началу холодной войны.
6) Современником описываемых в отрывке событий был Ф.Э. Дзержинский.

6. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов.

Предложения

А) Пионер-герой, юный партизан-разведчик, Герой Советского Союза — __________.
Б) В 1945 г. Красная армия освободила город __________.
В) Начало операции «Уран», проведенной Красной армией, относится к __________ г.

Пропущенные элементы

1) Минск
2) 1944
3) М. Казей
4) Прага
5) Н. Гастелло
6) 1942

7. Установите соответствие между деятелями культуры и их произведениями.

Деятели культуры

А) А.И. Солженицын
Б) И.Д. Шадр
В) Г.В. Александров
Г) 3.К. Церетели

Произведения

1) кинофильм «Веселые ребята»
2) памятник Петру I в Москве
3) опера «Леди Макбет Мценского уезда»
4) рассказ «Матренин двор»
5) картина «1918 год в Петрограде»
6) скульптура «Булыжник — орудие пролетариата. 1905 г.»

Рассмотрите изображение и выполните задания 8-9.

8. Укажите два верных суждения о данной марке.

1) На марке изображен портрет одного из военачальников белых.
2) Военные действия, изображенные на карте, помещенной на марку, произошли в Центральной России.
3) В один из годов, указанных на марке, прибалтийские государства вошли в состав СССР.
4) Марка посвящена событиям, которыми завершилась Гражданская война в европейской части России.
5) Государство, название которого написано на марке, просуществовало до 1985 г.

9. Какие из представленных зданий были построены после события, которому посвящена данная марка? Укажите два верных ответа.

Рассмотрите карту и выполните задания 10-13.

10. Выберите три верных суждения. которые относятся к событиям. обозначенным на карте.
1) Город, обозначенный на карте цифрой 4, в период Великой Отечественной войны не был сдан фашистам.
2) Наступление немецких войск от линии фронта, обозначенной на карте цифрой 1, началось в июле.
3) Линия фронта, обозначенная на карте цифрой 2, образовалась в сентябре.
4) Участником событий, обозначенных на карте стрелками, был И.С. Конев.
5) В ходе наступления, обозначенного на карте, Красная армия освободила город Сумы.
6) В ходе наступления, обозначенного на карте, Красная армия освободила город Бобруйск.

11. Заполните пропуск в предложении: «События, обозначенные на карте стрелками, произошли в тысяча девятьсот __________г.»

12. Укажите название города, обозначенного на карте цифрой 3.

13. Укажите название операции Красной армии, осуществленной в направлении города, обозначенного на карте цифрой 5, в период, к которому относится данная карта.

14. Запишите пропущенный термин.

Восстановление в правах, восстановление утраченного доброго имени, отмена необоснованного обвинения невиновного лица либо группы лиц.

15. Прочитайте отрывок из сообщения в газете и укажите фамилию, пропущенную в тексте.

15 октября с.г. под председательством Председателя Президиума Верховного Совета СССР тов. А.И. Микояна состоялось заседание Президиума Верховного Совета СССР.
Президиум Верховного Совета СССР рассмотрел вопрос о Председателе Совета Министров СССР. Президиум Верховного Совета СССР удовлетворил просьбу тов. __________ об освобождении его от обязанностей Председателя Совета Министров СССР в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья.
Председателем Совета Министров СССР Президиум Верховного Совета СССР назначил тов. Косыгина Алексея Николаевича, освободив его от обязанностей первого заместителя Председателя Совета Министров СССР.

Вариант 2

1. Расположите события в хронологической последовательности.

А) прорыв линии Маннергейма
Б) Брусиловский прорыв
В) ввод советских войск в Афганистан

2. Установите соответствие между событиями и годами.

События

А) начало массового освоения целинных земель
Б) смерть Л.И. Брежнева
В) принятие первой Конституции СССР
Г) XIX конференция КПСС

Годы

1) 1917 г.
2) 1924 г.
3) 1954 г.
4) 1982 г.
5) 1985 г.
6) 1988 г.

3. Ниже приведен список терминов (названий). Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) 1930-х гг. Найдите и укажите порядковые номера терминов (названий), выпадающих из данного ряда.

1) Враг народа
2) стахановцы
3) коллективизация
4) «новое политическое мышление»
5) диссидентское движение
6) система коллективной безопасности в Европе

4. Установите соответствие между событиями (процессами, явлениями) и участниками этих событий (процессов, явлений).

События (процессы, явления)

А) Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки
Б) ваучерная приватизация
В) II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов
Г) подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии

Участники

1) Г.К. Жуков
2) Л.И. Брежнев
3) А.В. Колчак
4) Л.Д. Троцкий
5) П.Н. Милюков
6) Е.Т. Гайдар

5. Прочитайте отрывок из воспоминаний М.Ф. Шатрова и выберите три верных суждения.

Мне посчастливилось трижды встречаться с __________, мы много говорили, вернее, я слушал, говорил он. И у него, и у меня были неприятности за эти встречи и разговоры. Из всего того, о чем мы говорили, я выбрал три темы, три моих вопроса и соответственно его ответы.
— Первый… Что толкнуло Вас на ХХ съезд, на путь реформ, что побудило поднять руку на Сталина?
— Это, товарищ Шатров, я Вам так скажу, не личная обида, нет! Ко мне Сталин относился лучше, чем к другим…
Мог ли я продолжать то, что было раньше, т.е. сталинскую линию? После некоторой косметики, после некоторых маленьких реформ совершенно спокойно мог продолжать. На мой век и даже больше инерции бы хватило.
Потому что я не из 30-х годов, я из другого десятилетия. Знаете, как я стал коммунистом? Погнали нас, молодых солдат, молодых красноармейцев, на собрание, какой-то товарищ из центра будет выступать, погнали в театр. Вышел маленький, меньше меня, рыжий, в кожаной куртке и как начал говорить, так у меня прямо пелена с глаз слетела. Вот с этого времени я счи­таю себя коммунистом. Это выступал Николай Иванович Бухарин.
…Поздно я наверху оказался. Силы уже были не те. Если бы мне… когда они заговор устроили, лет на десять было бы меньше, я бы этим «партийным друзьям» так просто не дался…

1) Беседа, описываемая в отрывке, состоялась во второй половине 1950-х гг.
2) Современником беседы, описываемой в отрывке, был А.Н. Косыгин.
3) Собеседником М.Ф. Шатрова в данном отрывке был Н.С. Хрущев.
4) Собеседник М.Ф. Шатрова считает, что на его политические взгляды оказал сильное воздействие Н.И. Бухарин.
5) Собеседник М.Ф. Шатрова одобряет «сталинскую линию» и считает, что ее нужно было продолжать.
6) Собеседник М.Ф. Шатрова признался в том, что был лично обижен на И.В. Сталина.

6. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов.

Предложения

А) Летчик, совершивший ночной воздушный таран в небе над Москвой в 1941 г., — __________.
Б) В период Великой Отечественной войны фашистам не удалось взять город __________.
В) Второй фронт во Франции был открыт союзниками СССР в __________ г.

Пропущенные элементы

1) 1944
2) В.В. Талалихин
3) Калинин
4) В.И. Чуйков
5) Тулу
6) 1943

7. Установите соответствие между деятелями культуры и их произведениями.

Деятели культуры

А) Д.Д. Шостакович
Б) В.В. Маяковский
В) Б.М. Кустодиев
Г) С.М. Эйзенштейн

Произведения

1) Седьмая (Ленинградская) симфония
2) здание дома культуры им. И.В. Русакова в Москве
3) кинофильм «Александр Невский»
4) мемориальный комплекс на Поклонной горе в Москве
5) картина «Большевик»
6) стихотворение «Левый марш»

Рассмотрите изображение и выполните задания 8-9.

8. Укажите два верных суждения о данной марке.

1) В ходе события, которому посвящена марка, Николай II отрекся от престола.
2) Годовщина, которой посвящена марка, отмечалась в год смерти одного из изображенных на ней политических деятелей.
3) Политические деятели, которым посвящена марка, в период изображенных событий принадлежали к разным политическим партиям.
4) Один из политических деятелей, изображенных на марке, был первым председателем Совета народных комиссаров.
5) Действие картины, изображенной на марке, происходит в Москве.

9. Какие из представленных зданий были построены после события, которому посвящена данная марка? Укажите два верных ответа.

Рассмотрите карту и выполните задания 10-12.

10. Выберите три верных суждения, которые относятся к событиям, обозначенным на карте.

1) Линия фронта, обозначенная в легенде карты цифрой 2, образовалась к июню.
2) Стрелками, обозначенными в легенде карты цифрой 6, показаны действия союзников СССР.
3) Операция Красной армии по освобождению города, обозначенного на карте цифрой 3, завершилась после капитуляции Берлина.
4) Город, обозначенный на карте цифрой 4, был освобожден от фашистов зимой.
5) В ходе наступления, обозначенного на карте, Красная армия освободила город Будапешт.
6) Красная армия освободила от фашистов всю территорию Австрии.

11. Укажите год, к началу которого образовалась линия фронта, обозначенная в легенде карты цифрой 1.

12. Укажите название города, обозначенного на карте цифрой 7, в период, к которому относятся обозначенные на карте события.

13. Укажите название государства, территория которого обозначена на карте цифрой 5.

14. Запишите термин, о котором идет речь.

Организации беднейших крестьян, созданные в 1918 г. с целью распределения помещичьих земель и инвентаря, проведения продразверстки и набора в Красную армию. Распущены в конце 1918 — начале 1919 г.

15. Прочитайте отрывок из статьи в газете и укажите фамилию писателя, дважды пропущенную в тексте.

В 1967 г., когда он опубликовал открытое письмо, в котором призвал покончить с цензурой, началась травля писателя. В 1970 г. __________­ вручают Нобелевскую премию. Власти отреагировали соответствующе: в 1971 г. конфискованы все рукописи, уничтожаются все его издания. А в 1974 г. его лишают советского гражданства. Вместе с семьей __________ переезжает в Женеву, а затем в США, в Вермонт. Там «вермонтский затворник» завершает «Архипелаг ГУЛАГ», пишет романы о русской революции.

Ответы на итоговую контрольную работу по Истории России 10 класс
Вариант 1
1-312
2. А4 Б3 В1 Г6
3-23
4. А5 Б2 В4 Г6
5-135
6. А3 Б4 В6
7. А4 Б6 В1 Г2
8-34
9-24
10-245
11. Сорок третьем
12. Белгород
13. Кутузов
14. Реабилитация
15. Хрущев
Вариант 2
1-БАВ
2. А3 Б4 В2 Г6
3-45
4. А2 Б6 В4 Г1
5-234
6. А2 Б5 В1
7. А1 Б6 В5 Г3
8-24
9-14
10-235
11. 1944
12. Ленинград
13. Финляндия
14. Комбеды
15. Солженицын

Итоговая контрольная работа по истории России

Итоговая контрольная работа по истории России в форме тестов. Данная работа направлена на проверку знаний дат конца 16-начала 17 веков, а также на знание событий, терминологии и исторических личностей данной эпохи. Контрольная работа состоит из двух вариантов. Благодаря этой работе вы сможете проверить знания учащихся по следующим периодам истории России: Смутное время, Народные движения 17 века, правление Петра 1, эпоху дворцовых переворотов, культуру 18 века.

Просмотр содержимого документа
«Итоговая контрольная работа по истории России»

Итоговая контрольная работа по истории России 7 класс

Основала институт благородных девиц, издала указ об учреждении народных училищ, открыла учительскую семинарию при Московском университете, подписала указ о «Вольных типографиях», давший право всем желающим открывать издательские предприятия, императрица.

Отметьте ближайших сподвижников Екатерины 2 :

Э. И. Бирон, Б. Х. Миних, А. И. Остерман

Н. И. Панин, Г. Г. Орлов, Г. А. Потёмкин

А. П. Бестужев- Рюмин, И. И. Шувалов

3. Земский собор избрал на царство Михаила Фёдоровича Романова

4. Соотнесите исторических деятелей и их характеристики: Запишите число — буквенное сочетание.

Патриарх – инициатор Церковной реформы

Первый русский поэт

Гетман – вождь освободительной войны украинского народа против польского гнёта

Руководитель крестьянской войны

5.Соотнесите исторических деятелей и их характеристики: Запишите число — буквенное сочетание.

Основатель уральских металлургических заводов

Ближайший соратник русского царя – «птенец гнезда»

Гетман Украины, предатель в ходе Северной войны

Первый русский император

6. Усиление роли гвардии связано с эпохой, которую называют периодом:

7. О ком идет речь?

,, И в могиле ему не было покоя: в народе разнеслась молва, что ночью там виден огонь и раздается веселая музыка ; для того через восемь дней вырыли труп из могилы, сожгли в пепел и , зарядив им пушку , выстрелили в те ворота, коими он вступил в Москву ,,

8. В суждении историка В. О. Ключевского: «…Это царствование – одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее темное пятно на ней – сама императрица… Немцы облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении», — идет речь о:

Б) Анне Иоанновне;

В) Анне Леопольдовне;

Г) Елизавете Петровне.

9. Годы царствование Петра I:

а) 1676-1682гг; б) 1676-1681гг; в) 1682-1725гг.

10. Первое ополчение возглавил:

а) дворянин Ляпунов;

б) князь Пожарский;

в) казак Пугачев;

г) крестьянин Сусанин;

11. Соляной бунт произошел в:

а) 1645 г. б) 1648 г. в) 1653 г. г) 1667 г.

12. О чем идет речь?

«. принцесса прошла прямо в караульную. «Прос­нитесь, мои дети, — сказала она солдатам, — и слушайте меня. Хотите ли вы следовать за до­черью Петра I? Вы знаете, что престол мне прина­длежит; несправедливость, причиненная мне, от­зывается на всем нашем бедном народе, и он из­нывает под игом немцев. Освободимся от наших гонителей».

Какие из перечисленных сооружений были построены во 2 половине 18 века ?

Дом Пашкова в Москве

Большой дворец в Царском селе

Укажите верный ответ

АДЕ 2) БВД 3) ВГЕ 4) БДЕ

Итоговая контрольная работа по истории России 7 класс

1. Назовите годы Северной войны.

а) 1550-1583гг в) 1700-1721гг

б) 1622-1634гг г) 1756-1763гг

2. Первая русская газета, которая нерегулярно выпускалась для высшего

придворного круга называлась…….

3. По итогам Северной войны был заключен:

а) Абосский мир; б) Столбовский мир; в) Ништадтский мир.

4. О ком идет речь?

Хорват, католик, состоявший на службе в По­сольском приказе, а затем в Приказе Большого дворца, написал труд «Политические думы», над котором работал 22 года. Он видел великую мис­сию Московского государства в деле возрождения славянства. Он предлагал искоренить пороки Рос­сии через просвещение, науку, технику, образова­ние, отказ от жестоких методов правления и пре­доставление людям вольности и свобод, но при со­хранении силы государства.

5.. О ком идет речь?

«Всю зиму молодой император ежедневно с ран­него утра отправлялся на санях в Измайлово с лю­бимцем своим Иваном Долгоруковым и его отцом. Там он проводил весь день, окруженный одними только Долгоруковыми и их друзьями, выслушивая бесконечные жалобы на немцев, захватив­ших, благодаря преобразованиям его деда, Петра I, большую часть власти в свои руки. Молодой госу­дарь становился игрушкой в руках небольшого кружка жадных эгоистов. »

6. Рекрутская повинность — это:

а) обязанность крестьян работать на казенной ма­нуфактуре

б) выставление определенного количества людей из податного сословия для обслуживания нужд армии

в) государственный налог с крестьян на содержа­ние армии

г) обязанность податного сословия выставлять от своей общины определенное количество солдат

7. Сражение, которое Петр I назвал «морской Пол­тавой»:

а) у мыса Гангут

б) около Аландских островов

в) у острова Гренгам

г) у острова Эзель

8. Ядром повстанческой армии Степана Разина были:

а) посадские люди в) казаки

б) крестьянские отряды г) стрелецкие отряды

8. В суждении историка В. О. Ключевского: «…Это царствование – одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее темное пятно на ней – сама императрица… Немцы облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении», — идет речь о:

Б) Анне Иоанновне;

В) Анне Леопольдовне;

Г) Елизавете Петровне.

9 . Героями освобождения Москвы от иностранных интервентов, которым благодарная Россия воздвигла первый скульптурный памятник в Москве, стали:

а) крестьянин Иван Сусанин;

б) Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский;

г) патриарх Гермоген;

в) дворянин Ляпунов

10. Медный бунт произошел в:

а) 1649 г. б) 1665 г. в) 1662 г. г) 1670г.

11. Соотнесите термины и их понятия. Запишите число – буквенные сочетания.

Первый русский музей

Танцы и ужином у русских дворян

Название первой русской газеты

Жанр изобразительного искусства

12. О чем идет речь?

«. принцесса прошла прямо в караульную. «Прос­нитесь, мои дети, — сказала она солдатам, — и слушайте меня. Хотите ли вы следовать за до­черью Петра I? Вы знаете, что престол мне прина­длежит; несправедливость, причиненная мне, от­зывается на всем нашем бедном народе, и он из­нывает под игом немцев. Освободимся от наших гонителей».