Итоговая контрольная работа по биологии, 9 класс
Итоговая проверочная работа по биологии 9 класс (с ответами)
К каждому из заданий А 1 – А10 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильн ый, номер этого ответа запишите.
А 1. Какой органоид клетки по своей функции можно сравнить с кровеносной системой позвоночных животных?
А 4. Какое свойство характерно для живых тел природы – организмов в отличие от объектов неживой природы?
А 9. При моногибридном скрещивании рецессивный признак проявится в фенотипе у потомков второго поколения
С 1. Прочтите текст и найдите в тексте предл ожения, в котором содержаться биологические ошибки. Запишите сначал а
( 1) Наследственность – это способность организма сохранять и передавать свои признаки и особенности развития из
поколения в поколение. (2) Передача наследственных признаков у о рганизма, происходит только при половом
сосредоточенные в хромосомах. (4) Материальной основой насле дственности, определяющей развитие признака,
является ген – участок молекулы ДНК. (5) Совокупность всех на следственных признаков – генов организма,
полученных от обоих родителей, называют генофондом орган изма. (6) Все полученные по насле дству гены обязательно
C2. Дать определение понятий: вирус,клетка, фотолиз, ген, митоз, транскрипция, генетика, экосис тема.
К каждому из заданий А 1 – А10 даны четыре варианта отве та, из кото рых только один правильный, номер это го ответа
С 1. Биосинтез белка – это проце сс, в ходе к оторого наследственная информация, зако дированная в ге на х, реализуе тся в виде
определе нной последовательности аминокислот в бел ковых молекулах. Все начинается с синтеза матри чной РНК на
определе нном участке ДНК. Матричная РНК выходит через пор ы ядерной мембраны в цито плазму и прикрепляется к
рибосоме. В цитоплазме нахо дятся транспортные РНК и амино кислоты. Транспортные РНК одним сво им концом у знают
тройку нуклео тидов на матричной РНК, а другим присое диняют определе нные аминокислоты. Присоеденив аминокислоту ,
транспортная РНК идет н а рибосомы , где, найдя ну жную тройку нуклеотидо в, кодирующих данную аминокислоту , отщепляет
ее в синтезируему ю белковую цепь. Каждый этап биосинтез а катализируется определе нным ферментом и обеспечивается
Итоговая контрольная работа по биологии, 9 класс
Цель контрольной работы: оценить уровень усвоения учащимися 9 класса предметного содержания «Введение в общую биологию» за год по программе основной школы, и выявить элементы содержания, вызывающие наибольшие затруднение.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по биологии отводится 40 минут. Работа включает в себя 20 заданий.
Ответы к заданиям 1–15 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильно го ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.
Ответы к заданию В3 записываются в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.
При выполнении заданий В1,В2 к каждому элементу первого столбца нужно подобрать соответствующий элемент из второго и соединить их.
Ответ к заданию С3, требующий развёрнутого ответа, записываются после вопроса.
В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем Вам удачи!
А) аминокислота; Б) нуклеотид; В) моносахариды; Г) глицерин и жирные кислоты.
2. Где располагается наследственный материал у бактерий?
А) в цитоплазме; Б) в ядре; В) в митохондриях и хлоропластах.
3. Синтез белка выполняют
А) хлоропласты; Б) аппарат Гольджи; В) ядро; Г) рибосомы.
4. Первичная структура белка
А) цепь аминокислот; Б) глобула;
В) спираль; Г) несколько глобул, собранных в единый комплекс.
А) хранит генетическую информацию; Б) собирает белковые молекулы;
В) переносит генетическую информацию из ядра к месту синтеза белка;
Г) доставляет аминокислоты к рибосоме.
6. Все зелёные растения относятся к
А) автотрофам; Б) гетеротрофам; В) хемотрофам.
7. Кислород выделяется
А) в световую фазу фотосинтеза; Б) в темновую фазу фотосинтеза; В) и на свету и в темноте.
8. Одну аминокислоту молекулы белка кодирует
А) 1 нуклеотид; Б) 2 нуклеотида;
В) 3 подряд идущих нуклеотида; Г) знак препинания.
9. Реакции матричного синтеза это
А) синтез жиров; Б) синтез углеводов; В) редупликация ДНК.
А) прямое деление клетки; Б) деление клеток половых желёз;
В) слияние половых клеток; Г) половой процесс.
11. Аллельные гены расположены в
А) одной хромосоме; Б) одинаковых локусах гомологичных хромосом;
В) одинаковых локусах негомологичных хромосом; Г) разных локусах гомологичных хромосом.
12. При скрещивании 2-х гетерозиготных особей, отличающихся по 1 паре признаков, происходит расщепление признаков по фенотипу в соотношении
А) 1:2:1 Б) 1:3 В) 1:8:3:3:1 Г) 9:3:3:1.
13. Признаки какой изменчивости передаются потомству?
А) модификационной; Б) мутационной.
14. Псилофиты появились
А) в ордовикский период; Б) в силурийский; В) в девонский период; Г) в юрский период.
15) Элементарная единица эволюции
А) особь; Б) вид; В) популяция; Г) биоценоз.
В1. Установите соответствие между процессами, протекающими во время митоза и мейоза.
А. Дочерние клетки генетически идентичны. 1. митоз
Б. Происходит конъюгация и перекрёст хромосом. 2. мейоз
В. Образуются 4 клетки.
Д. Происходит редукция хромосомного набора.
Е. Образуются ссоры высших растений.
В2. Установите соответствие между признаком и органоидом растительной клетки, для которого этот признак характерен.
A) представляет собой полость-резервуар
Б) имеет двойную мембрану
В) заполнен(-а) клеточным соком
Г) содержит фотосинтетические пигменты
Д) отделен(-а) от цитоплазмы одной мембраной
Е) синтезирует крахмал из углекислого газа и воды
В3. Расположите в правильном порядке организмы в цепи питания. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
3) цветущее растение
С1. Используя содержание текста «Возникновение приспособлений у животных и их относительный характер» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы и выполните задание.
1) Что, по Ламарку, является причиной появления длинной шеи у жирафа?
2) Результаты какой человеческой деятельности подтвердили правильность взглядов Ч. Дарвина на действие естественного отбора?
3) В каком случае целесообразность белой окраски шерсти зайца-беляка будет относительной? Приведите пример.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ У ЖИВОТНЫХ И ИХ ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ
Биологи Ж.-Б. Ламарк и Ч. Дарвин по-разному объясняли причины возникновения новых видов. Первый полагал, что новые признаки у животных и растений появляются в результате их внутреннего стремления к образованию новых приспособлений. Оно заставляет организмы упражняться в достижении своих целей и, таким образом, приобретать новые свойства. Так, по мнению Ламарка, у жирафа, добывающего пищу на высоких деревьях, появилась длинная шея, у уток и гусей – плавательные перепонки на ногах, а у оленей, вынужденных бодаться, появились рога. Кроме того, учёный считал, что приобретённые организмом в результате упражнений признаки всегда полезны и они обязательно наследуются.
Ч. Дарвин, пытаясь выяснить механизмы эволюции, предположил, что причинами появления различий между особями одного вида являются наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. В результате изменчивости появляются новые признаки, некоторые из них наследуются. В природе между особями происходит борьба за пищу, воду, свет, территорию, полового партнёра. Если новые признаки оказываются полезными для особи в определённых условиях среды и помогают выжить и оставить потомство, то они сохраняются естественным отбором и закрепляются в поколениях в процессе размножения. Особи с вредными признаками «отсеиваются». В результате естественного отбора возникают особи, обладающие новыми приспособлениями к условиям окружающей среды. Свои предположения учёный подтвердил, наблюдая за работой селекционеров. Он обнаружил, что в процессе искусственного отбора человек скрещивает особей с определёнными, нужными селекционеру, признаками и получает разнообразные породы и сорта.
Все приспособления у организмов вырабатываются в конкретных условиях их среды обитания. Если условия среды меняются, приспособления могут утратить своё положительное значение; иными словами, они обладают относительной целесообразностью.
Существует множество доказательств относительной целесообразности приспособлений: так, защита организма от одних врагов оказывается неэффективной, полезный в одних условиях орган становится бесполезным в других. Приведём ещё один пример: мухоловка благодаря родительскому инстинкту выкармливает кукушонка, вылупившегося из яйца, подброшенного в гнездо кукушкой. Она тратит свои силы на «чужака», а не на своих птенцов, что способствует выживанию кукушек в природе.
С2. Вставьте в текст «Синтез органических веществ в растении» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
СИНТЕЗ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ
Энергию, необходимую для своего существования, растения запасают в виде органических веществ. Эти вещества синтезируются в ходе ___________ (А). Этот процесс протекает в клетках листа в ___________ (Б) — особых пластидах зелёного цвета. Они содержат особое вещество зелёного цвета — ___________ (В). Обязательным условием образования органических веществ помимо воды и углекислого газа является ___________ (Г).
Итоговая контрольная работа по биологии за 9 класс с ответами
Выберите все правильные ответы.
16. Для метафазы митоза характерно:
a) Хромосомы на экваторе
b) Хромосомы состоят из хроматид
c) Хромосомы расходятся к полюсам
d) Хромосомы связаны с нитями веретена деления
17. Постэмбриональное развитие может быть:
a) Обходное
b) Прямое
c) Косвенное
d) Непрямое
e) Без метаморфоза
18. Историческое развитие вида и индивидуальное развитие особи, соответственно:
a) филогенез
b) катагенез
c) онтогенез
d) морфогенез
e) мезогенез
19. Пример аллельных генов:
a) Голубой цвет глаз и отсутствие глаза
b) Желтый цвет семени гороха и его морщинистая форма
c) Гладкая и шероховатая форма листа
d) Рыжий цвет волос и карий цвет глаз
e) Наличие и отсутствие пигмента в коже
20. Гены, находящиеся в одной хромосоме:
a) Сливаются
b) При мейозе попадают в одну гамету
c) Гасят друг друга
d) Занимают определенное место-локус
e) Наследуются сцепленно
21. Что справедливо для эпистаза:
a) Один ген подавляет проявление другого
b) Бывает рецессивным
c) Бывает доминантным
d) Один ген отвечает за проявление нескольких признаков
e) Один ген усиливает проявление другого
22. Составляющие метаболизма:
a) Анаболизм
b) Диссимиляция
c) Ассимиляция
d) Катаболизм
e) Энергетический и пластический обмен
23. Виды мутаций:
a) Спонтанные
b) Генные
c) Геномные
d) Хромосомные
e) Генотипные
24. Растения являются:
a) Гетеротрофами
b) Продуцентами
c) Автотрофами
d) Консументами
e) Редуцентами
25. К первичной сукцессии относится:
a) Образование леса на ранее распаханной площади
b) Поселение лишайников на камнях
c) Возрождение леса после пожара
d) Появление пруда после его пересыхания
e) Появление жизни на песчаной дюне
26. Формы естественного отбора:
a) Стабилизирующий
b) Направляющий
c) Дизруптивный
d) Движущий
e) Отрицательный
27. Пример ароморфоза:
a) Уплощение тела у камбалы
b) Отсутствие органов пищеварения у бычьего цепня
c) Появление живорождения
d) Два круга кровообращения у лягушки
e) Защитная окраска у животных
Дайте определение поняти ям.
28. Что такое оплодотворение?
29. Что такое панспермия?
30. Что такое популяция?
31. Что такое АТФ?
32. Что такое закон минимума?
33. Что такое дивергенция?
Решите задачи.
1. У кошек короткая шерсть доминирует над ангорской (длинной шерстью). Короткошерстная кошка при скрещивании с ангорским котом принесла 5 короткошерстных и 2 ангорских котенка. Определите генотипы родительских форм.
2. Самка мыши полевки родила трое мышат, масса каждого равна 5 гр. За месяц вскармливания мышата достигли массы 15 гр каждый. Определите, какую массу зерна должна употребить мышь, чтобы вскормить своё потомство.
Ответы и система оценивания работ
Вопросы с выбором одного правильного ответа оцениваются в один балл. Вопросы с выбором всех правильных ответов – по одному баллу за правильный ответ и минус один за каждый неправильный и невыбранный. Задания с определениями оценивается максимально в два балла (0-1-2). Задания с развернутым ответом – в пять баллов (0-1-2-3-4). Максимальное количество баллов 71.
«5» — 62 балла
«4» — 51 балл
«3» — 40 баллов
Вопрос Ответ Вопрос Ответ
1. C 18. Ac
2. A 19. Ce
3. B 20. Bde
4. D 21. Abc
5. B 22. Abcde
6. A 23. Abcd
7. B 24. Bc
8. D 25. Be
9. B 26. Acd
10. C 27. Cd
11. A 28.
12. D 29.
13. A 30.
14. C 31.
15. A 32.
16. Abd 33.
17. Bde
28. оплодотворение-процесс слияния сперматозоида с яйцеклеткой.
29. панспермия- гипотеза о зарождении жизни на Земле, утверждающая, что ее занесли из космоса.
30. популяция- совокупность особей одного вида, проживающая на одной территории и способная свободно скрещиваться.
31. АТФ- универсальный источник энергии в живом организме, аденозинмонофосфат (аденин+рибоза+фосфорная кислота).
32. закон минимуму — закон экологии, гласящий, что наиболее значим для организма тот фактор, который более всего отклоняется от оптимального его значения.
33. дивергенция — расхождение признаков у первоначально родственных групп организмов.