Итоговая контрольная работа за курс истории России, 10 класс
Десятый год учебы в школе, прежде всего, особенный тем, что школьникам нужно усвоить намного больше учебного материала, а упражнения становятся на порядок тяжелее. Более того, перед учащимися всё чаще становится фундаментальный насущный вопрос: «Какую будущую профессию выбрать?». При этом многие старшеклассники уже осознают, что для успешной сдачи ЕГЭ в выпускном классе нужно начинать подготовку заблаговременно. Поэтому для более качественного и успешного изучения нового и повторения прошлого материала стоит применять гдз по истории России контрольные работы за 10 класс Артасов, которые не только дают возможность вспомнить полученные ранее знания, но и позволяет приобрести другие навыки, крайне полезные на уроках истории.
История контрольная работа 10 класс
Раздел 1. Выполните задания, ответьте на вопросы:
- Соотнесите имя князя и его прозвище:
(1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 8.)
2. Соотнесите дату и событие :
а) Присоединение Астраханского ханства к России
б) Первый раздел Речи Посполитой
в) Завершение работы Венского конгресса
г) Начало покорения Западной Сибири
д) Нерчинский мир
е) Цусимское сражение
ж) Сражение при Гросс-Егерсдорфе
з) Присоединение Западной Сибири к России
и) Ништадский мир
к) «Договор Олега с греками»
л) Присоединение Казанского ханства к России
( Форма записи: кд.)
(1 балл за каждую правильно составленную пару.
Максимальное число баллов – 10.)
3. Исторические даты справа перепутаны и не соответствуют стоящим перед ними событиям слева. Переставьте их.
А) съезд князей в Любече 1) 1097 г.
Б) поход русских князей против половцев 2) 1019 г.
В) Ярослав Мудрый утвердился в Киеве 3) 1111 г.
Г) битва на реке Воже 4) 1556 г.
Д) присоединение Астрахани 5) 1378 г.
(1 балл за правильный ответ. Максимальное число баллов – 5.)
4. Какой князь правил позже других:
2) Симеон Гордый;
3) Юрий Долгорукий;
(1 балл за правильный ответ.)
5. Что объединяет эти даты?
а) 1237-1238, 1240, 1380, 1382, 1480
б) 1497, 1550, 1581, 1597, 1649
в) 1768-1774, 1787-1791, 1806-1812, 1877-1878
(2 балла за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 6.)
6. Какие события стоят за следующими датами?
Б) август 1939 г.;
Г) 12 июня 1991 г.;
(1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 5.)
7. Государственный совет был основан:
(1 балл за правильный ответ.)
8. Кому принадлежат эти слова: «Идите и скажите всем, что Русь жива: пусть без страха жалуют к нам в гости; но кто с мечом придет от меча и погибнет, На том стоит и стоять будет Русская земля». Когда они были произнесены?
(2 балла за правильный ответ.)
9. О ком эти слова?
А) «Пешка… Когда же ты стала ферзем?…».
Б) «Готовил реформы, пытался начать,
Но милостью царской решили сослать.»
(1 балл за правильный ответ.)
10. Исторический портрет.
Только благодаря чтению и путешествиям она сделалась одной из образованнейших женщин своего времени. С ранних лет ее занимали вопросы политики. Еще в детстве она рылась в дипломатических бумагах своего дяди и следила за ходом русской политики. Активно участвовала в перевороте 1762 г. Позднее ей было предложено место директора Петербургской академии наук и художеств. По ее предложению открыта Российская академия наук, имевшая одной из главных целей усовершенствование русского языка. При императоре Павле была фактически сослана в свое имение за независимость взглядов и суждений. Кто она?
(2 балла за правильный ответ.)
11. Иноземный гость, посетив Москву в 1819 г., мог бы:
- Послушать оперу М.И. Глинки «Жизнь за царя».
- Посетить Третьяковскую галерею.
- Полюбоваться памятником Минину и Пожарскому.
- Послушать литургию в Храме Христа Спасителя.
- Закупить товары в ГУМе.
- Пройтись по магазинам Кузнецкого моста.
- Купить сочинения И.А. Крылова.
Напишите номер(а) ответа _____________________________________________
(1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 3.)
12. «Теория официальной народности» это-
А) революционная теория 19 века;
Б) идеология выдвинутая С.С. Уваровым в 1 половине 19 века;
В) манифест об отмене крепостного права;
Г) идеология, выдвинутая В.И. Лениным в «Апрельских тезисах».
(1 балл за правильный ответ.)
13. Людей, мыслящих вне рамок официальной идеологии, называют
(1 балл за правильный ответ.)
1 4. Передача в частную собственность государственного имущества называется
(1 балл за правильный ответ.)
15. М.М. Антокольский, П.К. Клодт, М.О. Микешин, Б.К. Растрелли, Ф.И. Шубин были:
(1 балл за правильный ответ.)
16. О каком событии идет речь?
«Кейтель продолжает сидеть прямо, потом вытягивает перед собой на столе руки и сжимает кулаки. А голову все больше и больше закидывает назад, так, словно хочет закатить обратно под веки готовые вывалиться оттуда слезы… он подходит к узкому концу стола, садится в стоящее там пустое кресло и подписывает несколько экземпляров акта. Потом встает, возвращается за свой стол и садится за него в прежней позе. Подписывая, он снял перчатку. Сейчас он снова натягивает ее на руку….»
(3 балла за правильный ответ.)
17. Объясните значение слов:
Вотчина, вервь, летопись, праславяне, пергамент, писало.
( 1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 5.)
18 . В октябре 1748 года в Петербурге по настоянию М.В. Ломоносова было построено и открыто здание первой в России __________________, в ней сам Михаил Васильевич провел более 4000 опытов. Как называлось это заведение?
(2 балла за правильный ответ.)
19. «Штрихи к портрету». О ком идет речь?
- Кавалерист-девица, чья история стала основой фильма «Гусарская баллада»
- На его гербе было написано «Без лести предан»
- Художник, о своем портрете работы которого А.С. Пушкин сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит»
- Боевой офицер, участник войны 1812 года, движения декабристов, автор строк:
«Не время нам дремать в покое,
России верные сыны!
Пойдем, сомкнемся в ратном строе,
Пойдем, и в ужасах войны
Друзьям, Отечеству, народу
Добудем славу и свободу».
Жил и похоронен в Твери.
- О его картине сказано: «И стал последний день Помпеи для русской кисти первый день»
- К его фамилии в качестве почетного титула прибавили название горной местности.
(1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 6.)
20. Кто возглавлял Государственный Комитет Обороны в годы Великой Отечественной войны:
(1 балл за правильный ответ.)
21. Как называлась танковая колонна, построенная на средства верующих во время Великой Отечественной войны:
Б) «Святой Дмитрий Донской»;
В) «Святой Андрей Первозванный».
(1 балл за правильный ответ.)
22. Прочтите текст и укажите имя героя Великой Отечественной войны, о котором идет речь в тексте:
Он погиб во время зимнего наступления под Ленинградом, в боях у деревни Чернушки, закрыв своим телом амбразуру пулеметного дзота гитлеровцев, препятствовавшего продвижению подразделения.
(1 балл за правильный ответ.)
23. Напишите крылатые выражения, связанные с отечественной и всемирной историей, которые употребляют в указанном ниже смысле:
А) совсем не уважать кого-либо, относиться с пренебрежением;
Б) бездельничать, праздно проводить время.
(1 балл за правильный ответ. Максимальное количество баллов – 2.)
Раздел 2. Проблемный вопрос:
Александр 1, объясняя невозможность полного осуществления реформ, сказал: «Некем взять!» Что имел в виду император?
(До 5 баллов за правильный ответ.)
Ответы на вопросы олимпиады.
- 1-б, 2-к, 3-е, и, 4-в, 5-д, 6-г, 7-з,а , 8-ж.
- ак, бл, вз, га, дж, ег, жб, зв, ие, кд, ли.
- 1-в, 2-б, 3-а, 5-г, 4-д.
- 4.
- А) Борьба Руси с монголо-татарами;
Б) этапы закрепощения крестьян;
В) русско-турецкие войны.
6. а) карибский кризис;
б) подписание пакта Молотова-Риббентропа;
в) афганская война;
г) День независимости России; избрание первого президента РФ;
д) смерть И.В. Сталина.
8. А. Невский, в 1242 г., после победы на Чудском озере.
9. О М.М. Сперанском.
10. княгиня Е.Р. Дашкова
16. подписание капитуляции Германии 8 мая 1945 года.
18. химическая лаборатория.
19. Дурова, Аракчеев, Кипренский, Глинка, Брюллов, Семенов Тян-Шанский.
23. а) в грош не ставить, б) бить баклуши.
Раздел 2. Проблемный вопрос:
Император имел в виду, что для осуществления либеральных реформ нужны люди, которые бы эти взгляды разделяли.
Итоговая контрольная работа за курс истории России, 10 класс
Основная часть территории России, не включённая в опричнину Иваном IV.
5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. – 2 б.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)
А) формирование и развитие законодательства Древнерусского государства
Б) реформы Избранной рады
В) проведение политики «просвещённого абсолютизма» в России
Г) Смутное время в России
1) созыв Уложенной комиссии
2) сражение при Клушине
3) созыв первого Земского собора
4) захват Киева войском Андрея Боголюбского
5) принятие Русской Правды
6) Полтавская битва
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами. – 2 б.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
«В год 6390 (летоисчисление от Сотворения мира). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил поза-ди, и сам приступил, неся младенца Игорь. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила — за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава».
«И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. Но преблагой Бог не захотел гибели грешников, и на том холме стоит ныне церковь святого Василия, как расскажем об этом после. Теперь же возвратимся к прежнему.
Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) после Олега правил Русью князь Святослав
2) Олег первым из князей подписал выгодный для Руси договор с Византией
3) указанные события относятся к концу IX в.
4) князь Владимир взошёл на великокняжеский престол в Киеве, согласно завещанию своего отца Святослава
5) в летописи говорится о «языческой реформе» князя Владимира
6) «Языческая реформа» потерпела неудачу, но не остановила попыток князя реформировать сферу религии
7. Какие три из перечисленных положений относятся к деятельности князя Ярослава Мудрого? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. – 2 б.
1) династические браки детей князя с европейскими правящими домами
2) завоевание Константинополя и получение дани от Византии
3) присоединение земель в Прибалтике
4) решающая военная победа над половцами, после которой набеги половцев на русские земли прекратились
5) создание Повести временных лет
6) строительство Золотых ворот в Киеве
8. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. – 2 б.
А) Ледовое побоище
Б) Ливонская война
В) Куликовская битва
Г) Полтавская битва
2) Андрей Боголюбский
4) Александр Невский
6) Дмитрий Боброк
9. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.- 3 б.
Событие истории России
Событие истории зарубежных стран
Начало княжения в Киеве Владимира Мономаха
Третий крестовый поход
Присоединение Псковской земли к Московскому княжеству
Пропущенные элементы:
1) принятие конституции США
3) гражданская война в Англии
4) окончание Столетней войны
5) присоединение Крыма к Российской империи
8) битва при Молодях
9) выступление М. Лютера с 95 тезисами, начало Реформации в Германии
10. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца– 2 б.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) «Слово о полку Игореве»
В) картина «Боярыня Морозова»
Г) Софийский собор в Киеве
1) Автор – И.Е. Репин.
2) Этот шедевр создан в честь присоединения Казани.
3) Автор – священник Сильвестр.
4) Описываемые события произошли в XII в.
5) Этот памятник культуры создан в честь победы над внешним врагом.
6) Сюжет иллюстрирует события церковного раскола
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 11–13. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из работы историка А.Б. Каменского
«Какого место Екатерины Второй в русской истории? Прежде всего, это было время внутриполитической стабильности, пришедшей на смену череде правительств, а сними политического курса в веренице бесконтрольных временщиков и отсутствия у власти чёткой программы. Это было время активного законотворчества и серьёзных реформ, имевших долговременное значение. Причём именно Екатерина была возможно самым успешным из всех российских реформаторов, ведь ей без каких-либо серьёзных социальных, политических и экономических потрясений удалось почти полностью реализовать задуманную программу значительных преобразований. Правда, много не успела, а от много ей пришлось отказаться по различным объективным и субъективным причинам. Реформы Екатерины носили созидательный характер. Какие бы последствия ни имели те или иные конкретные мероприятия Екатерины в области экономики, ни одно из них не было разорительным для населения. Во всё продолжение её царствования Российское государство становилось богаче, а жизнь подданных зажиточнее».
11. Назовите хронологические рамки царствования Екатерины Второй. Каковы были обстоятельства воцарение на престоле Екатерины Второй? Какого из правителей Российской империи свергла Екатерина Великая? – 2 б.
12. Используя текс документа и знания по истории, укажите в чём состояли главные заслуги Екатерины Второй. Назовите не менее трёх мероприятий Екатерины Второй в русле политике «просвещённого абсолютизма». – 2 б.
13. Какую оценку даёт историк реформаторской деятельности Екатерины Великой? Назовите не менее двух аргументов, какими А.Б. Каминский подтверждает свою оценку. – 3 б.
14. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Древнерусское государство возникло в результате складывания внутренних предпосылок развития общества, социальных и хозяйственных сдвигов».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. – 4 б.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
Аргументы в опровержение:
_____________________________________________________________________________________
Критерии оценки:
30 – 27 б. – «5»
менее 15 б. – «2»
Итоговая контрольная работа за курс истории.
10 класс – ПРОФИЛЬ
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности. – 1 б.
1) стояние на Угре
2) Грюнвальдская битва
3) поход хана Эдигея на Русь
2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. – 2 б.
А) присоединение к России Астраханского ханства
Б) издание манифеста о вольности дворянской
В) антиордынское восстание в Твери
Г) создание Государственного Совета
3. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к жизни восточных славян в IX–X вв. или характеризуют её.
1) многобожие; 2) бортничество; 3) баскак; 4) вервь; 5) дружина; 6) удельное княжество.
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду. – 2 б.
4. Запишите термин, о котором идёт речь. – 1 б.
Грамота, выдаваемая монгольскими ханами русским князьям в XIII-XV в., дающая право занимать то или иное княжение.
5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. – 2 б.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)
А) Смутное время
Б) расцвет Древнерусского государства
В) Северная война
Г) монгольское нашествие
1) присоединение Червенской Руси
2) сражение при Клушине
3) битва на реке Сить
4) захват Киева войском Андрея Боголюбского
5) объединение Киева и Новгорода под властью Олега
6) битва у деревни Лесной
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами. – 2 б.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого. Если убитый — русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или словенин, то 40 гривен уплатить за него.
4. Если ударить мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью меча, то 12 гривен за обиду.
8. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну.
10. Если холоп бежит и скроется у варяга или у колбяга, а они его в течение трех дней не выведут, а обнаружат на третий день, то господину отобрать своего холопа, а 3 гривны за обиду.
11. Если кто поедет на чужом коне без спросу, то уплатить 3 гривны.
16. Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина и тот начнет его не выдавать, то холопа взять и господин платит за него 12 гривен, а затем, где холопа застанет тот ударенный человек, пусть бьет его.
17. А если кто сломает копье, щит или испортит одежду, и испортивший захочет удержать у себя, то взять с него деньгами; а если тот, кто испортил, начнет настаивать (на возвращении испорченной вещи), платить деньгами, сколько стоит вещь.
18. Если убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не платят; а за княжеского подъездного 80 гривен.
20. Если убьют огнищанина у клети, у коня, или у стада, или во время кражи коровы, то убить его, как пса; тот же закон и для тиуна.
23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен. »
Б) «В год 6605 (летоисчисление от Сотворения мира). . Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и собрались на совет в Любече для установления мира, и говорили друг другу: «Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут воины. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк — Киевом, Изяславовой отчиной, Владимир — Всеволодовой, Давыд и Олег и Ярослав — Святославовой, и те, кому Всеволод роздал города: Давыду — Владимир, Ростиславичам же: Володарю — Перемышль, Васильку — Теребовль». И на том целовали крест: «Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все и крест честной». Сказали все: «Да будет против того крест честной и вся земля Русская». И, попрощавшись, пошли восвояси».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Документ посвящен попытке прекратить междоусобную рознь в Киевской Руси в конце XIIв.
2) Отрывок из документа взят из первого письменного сборника законов на Руси.
3) Первые письменные законы на Руси появились при княгине Ольге.
4) Одним из участников съезда князей был Владимир Мономах.
5) Одним из составителей «Русской правды» являлся Ярослав Мудрый.
6) По решению съезда князья хотели объединиться для борьбы против половцев.
7. Какие из этих событий относятся к монголо-татарскому нашествию на Русь? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. – 2 б.
1) разорение Новгорода
2) оборона Козельска
3) разорение Киева
4) подвиг Усмана Белобородого
5) оборона Доростола
6) битва на Сить
8. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. – 2 б.
А) создание Новоторгового устава
Б) оборона Киева от монгольского войска
В) династическая (феодальная) война
Г) освобождение Москвы от поляков
1) воевода Дмитр
2) Александр Невский
9. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.- 3 б.
Событие истории России
Событие истории зарубежных стран
Образование Священной Римской империи
Начало проведения политики опричнины
Начало Столетней войны
Пропущенные элементы:
2) образование Речи Посполитой
4) Куликовская битва
5) присоединение Новгорода и Твери к Московскому княжеству
6) завершение Реконкисты на Пиренейском полуострове
8) падение Западной Римской империи
9) присоединение Левобережной Украины к России
10. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца– 2 б.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) «Сказание о Мамаевом побоище»
Б) Собор Василия Блаженного
В) Софийский собор в Новгороде
Г) церковь Вознесения в Коломенском
1) Данный памятник культуры был создан в XI века.
2) Данный памятник культуры создан в честь рождения Ивана Грозного.
3) Автор творения был родом из сибирских казаков.
4) Произведение создано в XIV веке.
5) Памятник создан в традиционном крестово-купольном стиле.
6) Этот шедевр создан в честь присоединения Казани.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 11–13. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из исторического документа.
«На двадцатом году возраста своего, видя государство в великой тоске и печали от насилия сильных и от неправд, умыслил царь привести всех в любовь. Посоветовавшись с митрополитом, как бы уничтожить крамолы, разорить неправды, утолить вражду, приказал он собрать своё государство из городов всякого чина. Когда выборные съехались, в воскресный день вышел с крестами на Лобное место и после молебна начал говорить митрополиту: «Молю тебя, святый владыко! Будь мне помощник и любви поборник. Знаешь сам, что я после отца своего остался четырёх лет, после матери восьми; родственники меня не берегли, а сильные мои бояре и вельможи обо мне не радели и самовластны были». Поклонившись на все стороны, продолжал: «Люди Божии и нам дарованные Богом! Теперь нам ваших обид, разорений и налогов исправить нельзя вследствие продолжительного моего несовершеннолетия, пустоты и беспомощности, вследствие неправд бояр моих и властей, бессудства неправедного, лихоимства и сребролюбия; молю вас, оставьте друг другу вражды и тягости, кроме разве очень больших дел: в этих делах и в новых я сам буду вам, сколько возможно, судья и оборона, буду неправды разорять и похищенное возвращать». В это время расположение царя к Алексею Фёдоровичу достигло высшей степени: в тот самый день, в который говорена была речь к народу, пожаловал Алексея Фёдоровича и сказал ему: «Алексей! Взял я тебя из нищих и самых незначительных людей. Слышал я о твоих добрых делах и теперь взыскал тебя выше меры твоей для помощи души моей. Поручаю тебе принимать челобитные от бедных и обиженных и разбирать их внимательно. Не бойся сильных и славных, похитивших почести и губящих своим насилием бедных и немощных; не смотри и на ложные слёзы бедного, клевещущего на богатых, ложными слезами хотящего быть правым, но все рассматривай внимательно и приноси к нам истину, боясь суда Божия; избери судей правдивых от бояр и вельмож»».
11. Назовите царя, имя которого трижды пропущено в документе. Назовите его отца и мать, упоминаемых в документе. – 2 б.
12. Укажите фамилию царского приближённого, о возвышении которого идёт речь в документе. Какую причину его возвышения называет царь? Какое назначение (поручение) приближённый получает от царя? – 2 б.
13. Назовите неформальное правительство, в состав которого входил упоминаемый в тексте приближённый. Укажите любые две внутриполитические реформы, осуществлённые царём под влиянием этого правительства.– 3 б.
14. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке, на период дворцовых переворотов в России в XVIII в.
Ряд историков (В. О. Ключевский, С. М. Соловьёв, С. Ф. Платонов и др.) рассматривали период дворцовых переворотов как значительный шаг назад в развитии государственности.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. – 4 б.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
Аргументы в опровержение:
_____________________________________________________________________________________
Критерии оценки:
30 – 27 б. – «5»
менее 15 б. – «2»
Итоговая контрольная работа за курс истории.
10 класс – ПРОФИЛЬ
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности. . – 1 б.
1) ликвидация зависимости Руси от Орды
2) избрание на престол Михаила Романова
3) провозглашение независимости США
2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. – 2 б.
А) Полтавская битва
Б) поход новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев
В) начало Смоленской войны
Г) Куликовская битва
3. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) правления Ивана IV.
1) Опричнина; 2) Соборное уложение; 3) Земский собор; 4) Заповедные лета;
5) Семилетняя война; 6) Стоглавый собор.
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду. – 2 б.
4. Запишите термин, о котором идёт речь. – 1 б.
Сборник законов, принятый в XV в. и сыгравший большую роль в централизации Российского государства и создании системы общерусского права.
5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. – 2 б.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)
A) государственные преобразования Петра I
Б) борьба за первенство на Руси между Москвой и Тверью
B) правление Алексея Михайловича
Г) княжение Ивана Калиты
1) победа на Куликовом поле
2) принятие Соборного уложения
3) учреждение коллегий
4) введение опричнины
5) подавление Иваном Калитой Тверского восстания
6) подавление восстания в Твери
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами. – 2 б.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
«…Был совет всех князей в городе Киеве, и решили на совете так: «Лучше нам встретить их на чужой земле, чем на своей». На этом совете были Мстислав Романович Киевский, Мстислав Козельский и Черниговский и Мстислав Мстиславич Галицкий — они были старейшими князьями Русской земли. Великого же князя Юрия Суздальского на том совете не было. А младшие князья были Даниил Романович, Михаил Всеволодич, Всеволод Мстиславич Киевский и иных князей много. Оттуда они шли восемь дней до реки Калки. Встретили их татарские сторожевые отряды. Когда сразились сторожевые страды, был убит Иван Дмитриевич и еще двое с ним. Татары отъехали; около самой реки Калки встретились татары с русскими и половецкими полками. Мстислав Мстиславич повелел сначала перейти реку Калку Даниилу с полком и другим полкам с ними, а сам после них переехал; сам он ехал в сторожевом отряде. Когда он увидел татарские полки, то приехал сказать: «Вооружайтесь!» Мстислав Романович и Другой Мстислав сидели и ничего не знали: Мстислав им не сказал о происходящем из-за зависти, потому что между ними была большая вражда… Сошлись полки вместе. Даниил выехал вперед, и Семен Олюевич и Василько Гаврилович ударили в полки татарские, и Василько был ранен. А сам Даниил, будучи ранен в грудь, по молодости и храбрости не почувствовал ран на теле своем. Ему было восемнадцать лет, и он был силен За грехи наши побеждены были русские полки…»
«В год 6745 (от Сотворения Мира)…. Пришел на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской. И прислал послов непутевых на Рязань к великому князю Юрию Ингваревичу (Игоревичу) Рязанскому, требуя у него десятой доли во всем: во князьях, и во всяких людях, и в остальном. И услышал великий князь Юрий Ингваревич Рязанский о нашествии безбожного царя Батыя, и тотчас послал в город Владимир к благоверному великому князю Георгию Всеволодовичу Владимирскому, прося у него помощи против безбожного царя Батыя или чтобы сам на него пошел. Князь великий Георгий Всеволодович Владимирский и сам не пошел, и помощи не послал, задумав один сразиться с Батыем. И услышал великий князь Юрий Ингваревич Рязанский, что нет ему помощи от великого князя Георгия Всеволодовича Владимирского, и тотчас послал за братьями своими: за князем Давидом Ингваревичем Муромским, и за князем Глебом Ингваревичем Коломенским, и за князем Олегом Красным, и за Всеволодом Пронским, и за другими князьями. И стали совет держать, как утолить нечестивца дарами. И послал сына своего князя Федора Юрьевича Рязанского к безбожному царю Батыю с дарами и мольбами великими, чтобы не ходил войной на Рязанскую землю. И пришел князь Федор Юрьевич на реку на Воронеж к царю Батыю, и принес ему дары, и молил царя, чтоб не воевал Рязанской земли. Безбожный же, лживый и немилосердный царь Батый дары принял и во лжи своей притворно обещал не ходить войной на Рязанскую землю. Но хвалился-грозился повоевать всю Русскую землю. И стал просить у князей рязанских дочерей и сестер к себе на ложе. И некто из вельмож рязанских по зависти донес безбожному царю Батыю, что есть у князя Федора Юрьевича Рязанского княгиня из царского рода и что всех прекраснее она красотой телесною. Царь Батый лукав был и немилостив в неверии своем, распалился в похоти своей и сказал князю Федору Юрьевичу: «Дай мне, княже, изведать красоту жены твоей». Благоверный же князь Федор Юрьевич Рязанский посмеялся и ответил царю: «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь». Безбожный царь Батый разъярился и оскорбился и тотчас повелел убить благоверного князя Федора Юрьевича, а тело его велся бросить на растерзание зверям и птицам, и других князей и воинов лучших поубивал…».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Противником русских в этом сражении были шведы.
2) Участие в битве русских дружин объясняется просьбой половецких князей поддержать их в борьбе с агрессией монголо-татар.
3) Первыми на пути полчищ Батыя стала Рязань.
4) Оборону Рязани возглавил Александр Невский.
5) Битва на реке Калке состоялась в 1223 г.
6) Войска Батыя вторглись в русские земли зимой 1237 г.
7. Что из перечисленного относится к деятельности Избранной рады? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. – 2 б.
1) созыв первого Земского собора
2) введение подушной подати
3) отмена кормлений
4) создание коллегий
5) создание стрелецкого войска
6) введение урочных лет
8. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. – 2 б.
А) Стояние на Угре
Б) Битва на Калке
В) Битва на Куликовом поле
Г) Ледовое побоище
1) Ослябя, Пересвет
2) Шевкал, Александр Дмитриевич
3) Ахмат, Иван Великий
4) Александр Невский
5) Джебэ, Субудай
6) Василий II, Юрий Дмитриевич
9. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.- 3 б.