Итоговая контрольная работа за курс истории России, 10 класс

Десятый год учебы в школе, прежде всего, особенный тем, что школьникам нужно усвоить намного больше учебного материала, а упражнения становятся на порядок тяжелее. Более того, перед учащимися всё чаще становится фундаментальный насущный вопрос: «Какую будущую профессию выбрать?». При этом многие старшеклассники уже осознают, что для успешной сдачи ЕГЭ в выпускном классе нужно начинать подготовку заблаговременно. Поэтому для более качественного и успешного изучения нового и повторения прошлого материала стоит применять гдз по истории России контрольные работы за 10 класс Артасов, которые не только дают возможность вспомнить полученные ранее знания, но и позволяет приобрести другие навыки, крайне полезные на уроках истории.

История контрольная работа 10 класс

Раздел 1. Выполните задания, ответьте на вопросы:

  1. Соотнесите имя князя и его прозвище:

(1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 8.)

2. Соотнесите дату и событие :

а) Присоединение Астраханского ханства к России

б) Первый раздел Речи Посполитой

в) Завершение работы Венского конгресса

г) Начало покорения Западной Сибири

д) Нерчинский мир

е) Цусимское сражение

ж) Сражение при Гросс-Егерсдорфе

з) Присоединение Западной Сибири к России

и) Ништадский мир

к) «Договор Олега с греками»

л) Присоединение Казанского ханства к России

( Форма записи: кд.)

(1 балл за каждую правильно составленную пару.

Максимальное число баллов – 10.)

3. Исторические даты справа перепутаны и не соответствуют стоящим перед ними событиям слева. Переставьте их.

А) съезд князей в Любече 1) 1097 г.

Б) поход русских князей против половцев 2) 1019 г.

В) Ярослав Мудрый утвердился в Киеве 3) 1111 г.

Г) битва на реке Воже 4) 1556 г.

Д) присоединение Астрахани 5) 1378 г.

(1 балл за правильный ответ. Максимальное число баллов – 5.)

4. Какой князь правил позже других:

2) Симеон Гордый;

3) Юрий Долгорукий;

(1 балл за правильный ответ.)

5. Что объединяет эти даты?

а) 1237-1238, 1240, 1380, 1382, 1480

б) 1497, 1550, 1581, 1597, 1649

в) 1768-1774, 1787-1791, 1806-1812, 1877-1878

(2 балла за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 6.)

6. Какие события стоят за следующими датами?

Б) август 1939 г.;

Г) 12 июня 1991 г.;

(1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 5.)

7. Государственный совет был основан:

(1 балл за правильный ответ.)

8. Кому принадлежат эти слова: «Идите и скажите всем, что Русь жива: пусть без страха жалуют к нам в гости; но кто с мечом придет от меча и погибнет, На том стоит и стоять будет Русская земля». Когда они были произнесены?

(2 балла за правильный ответ.)

9. О ком эти слова?

А) «Пешка… Когда же ты стала ферзем?…».

Б) «Готовил реформы, пытался начать,

Но милостью царской решили сослать.»

(1 балл за правильный ответ.)

10. Исторический портрет.

Только благодаря чтению и путешествиям она сделалась одной из образованнейших женщин своего времени. С ранних лет ее занимали вопросы политики. Еще в детстве она рылась в дипломатических бумагах своего дяди и следила за ходом русской политики. Активно участвовала в перевороте 1762 г. Позднее ей было предложено место директора Петербургской академии наук и художеств. По ее предложению открыта Российская академия наук, имевшая одной из главных целей усовершенствование русского языка. При императоре Павле была фактически сослана в свое имение за независимость взглядов и суждений. Кто она?

(2 балла за правильный ответ.)

11. Иноземный гость, посетив Москву в 1819 г., мог бы:

  1. Послушать оперу М.И. Глинки «Жизнь за царя».
  2. Посетить Третьяковскую галерею.
  3. Полюбоваться памятником Минину и Пожарскому.
  4. Послушать литургию в Храме Христа Спасителя.
  5. Закупить товары в ГУМе.
  6. Пройтись по магазинам Кузнецкого моста.
  7. Купить сочинения И.А. Крылова.

Напишите номер(а) ответа _____________________________________________

(1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 3.)

12. «Теория официальной народности» это-

А) революционная теория 19 века;

Б) идеология выдвинутая С.С. Уваровым в 1 половине 19 века;

В) манифест об отмене крепостного права;

Г) идеология, выдвинутая В.И. Лениным в «Апрельских тезисах».

(1 балл за правильный ответ.)

13. Людей, мыслящих вне рамок официальной идеологии, называют

(1 балл за правильный ответ.)

1 4. Передача в частную собственность государственного имущества называется

(1 балл за правильный ответ.)

15. М.М. Антокольский, П.К. Клодт, М.О. Микешин, Б.К. Растрелли, Ф.И. Шубин были:

(1 балл за правильный ответ.)

16. О каком событии идет речь?

«Кейтель продолжает сидеть прямо, потом вытягивает перед собой на столе руки и сжимает кулаки. А голову все больше и больше закидывает назад, так, словно хочет закатить обратно под веки готовые вывалиться оттуда слезы… он подходит к узкому концу стола, садится в стоящее там пустое кресло и подписывает несколько экземпляров акта. Потом встает, возвращается за свой стол и садится за него в прежней позе. Подписывая, он снял перчатку. Сейчас он снова натягивает ее на руку….»

(3 балла за правильный ответ.)

17. Объясните значение слов:

Вотчина, вервь, летопись, праславяне, пергамент, писало.

( 1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 5.)

18 . В октябре 1748 года в Петербурге по настоянию М.В. Ломоносова было построено и открыто здание первой в России __________________, в ней сам Михаил Васильевич провел более 4000 опытов. Как называлось это заведение?

(2 балла за правильный ответ.)

19. «Штрихи к портрету». О ком идет речь?

  1. Кавалерист-девица, чья история стала основой фильма «Гусарская баллада»
  2. На его гербе было написано «Без лести предан»
  3. Художник, о своем портрете работы которого А.С. Пушкин сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит»
  4. Боевой офицер, участник войны 1812 года, движения декабристов, автор строк:

«Не время нам дремать в покое,

России верные сыны!

Пойдем, сомкнемся в ратном строе,

Пойдем, и в ужасах войны

Друзьям, Отечеству, народу

Добудем славу и свободу».

Жил и похоронен в Твери.

  1. О его картине сказано: «И стал последний день Помпеи для русской кисти первый день»
  2. К его фамилии в качестве почетного титула прибавили название горной местности.

(1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное число баллов – 6.)

20. Кто возглавлял Государственный Комитет Обороны в годы Великой Отечественной войны:

(1 балл за правильный ответ.)

21. Как называлась танковая колонна, построенная на средства верующих во время Великой Отечественной войны:

Б) «Святой Дмитрий Донской»;

В) «Святой Андрей Первозванный».

(1 балл за правильный ответ.)

22. Прочтите текст и укажите имя героя Великой Отечественной войны, о котором идет речь в тексте:

Он погиб во время зимнего наступления под Ленинградом, в боях у деревни Чернушки, закрыв своим телом амбразуру пулеметного дзота гитлеровцев, препятствовавшего продвижению подразделения.

(1 балл за правильный ответ.)

23. Напишите крылатые выражения, связанные с отечественной и всемирной историей, которые употребляют в указанном ниже смысле:

А) совсем не уважать кого-либо, относиться с пренебрежением;

Б) бездельничать, праздно проводить время.

(1 балл за правильный ответ. Максимальное количество баллов – 2.)

Раздел 2. Проблемный вопрос:

Александр 1, объясняя невозможность полного осуществления реформ, сказал: «Некем взять!» Что имел в виду император?

(До 5 баллов за правильный ответ.)

Ответы на вопросы олимпиады.

  1. 1-б, 2-к, 3-е, и, 4-в, 5-д, 6-г, 7-з,а , 8-ж.
  2. ак, бл, вз, га, дж, ег, жб, зв, ие, кд, ли.
  3. 1-в, 2-б, 3-а, 5-г, 4-д.
  4. 4.
  5. А) Борьба Руси с монголо-татарами;

Б) этапы закрепощения крестьян;

В) русско-турецкие войны.

6. а) карибский кризис;

б) подписание пакта Молотова-Риббентропа;

в) афганская война;

г) День независимости России; избрание первого президента РФ;

д) смерть И.В. Сталина.

8. А. Невский, в 1242 г., после победы на Чудском озере.

9. О М.М. Сперанском.

10. княгиня Е.Р. Дашкова

16. подписание капитуляции Германии 8 мая 1945 года.

18. химическая лаборатория.

19. Дурова, Аракчеев, Кипренский, Глинка, Брюллов, Семенов Тян-Шанский.

23. а) в грош не ставить, б) бить баклуши.

Раздел 2. Проблемный вопрос:

Император имел в виду, что для осуществления либеральных реформ нужны люди, которые бы эти взгляды разделяли.

Итоговая контрольная работа за курс истории России, 10 класс

Основная часть территории России, не включённая в опричнину Иваном IV.

5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. – 2 б.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) формирование и развитие законодательства Древнерусского государства

Б) реформы Избранной рады

В) проведение политики «просвещённого абсолютизма» в России

Г) Смутное время в России

1) созыв Уложенной комиссии

2) сражение при Клушине

3) созыв первого Земского собора

4) захват Киева войском Андрея Боголюбского

5) принятие Русской Правды

6) Полтавская битва

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами. – 2 б.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

«В год 6390 (летоисчисление от Со­тво­ре­ния мира). Вы­сту­пил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и при­шел к Смо­лен­ску с кривичами, и при­нял власть в городе, и по­са­дил в нем сво­е­го мужа. От­ту­да от­пра­вил­ся вниз, и взял Любеч, и также по­са­дил мужа своего. И при­шли к горам Киевским, и узнал Олег, что кня­жат тут Ас­кольд и Дир. Спря­тал он одних во­и­нов в ладьях, а дру­гих оста­вил поза-ди, и сам приступил, неся мла­ден­ца Игорь. И под­плыл к Угор­ской горе, спря­тав своих воинов, и по­слал к Ас­коль­ду и Диру, го­во­ря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от Олега и кня­жи­ча Игоря. При­ди­те к нам, к ро­ди­чам своим». Когда же Ас­кольд и Дир пришли, вы­ско­чи­ли все осталь­ные из ладей, и ска­зал Олег Ас­коль­ду и Диру: «Не кня­зья вы и не кня­же­ско­го рода, но я кня­же­ско­го рода», и по­ка­зал Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Ас­коль­да и Дира, от­нес­ли на гору и по­греб­ли Ас­коль­да на горе, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся ныне Угорской, где те­перь Оль­мин двор; на той мо­ги­ле Ольма по­ста­вил цер­ковь свя­то­го Николы; а Ди­ро­ва мо­ги­ла — за цер­ко­вью свя­той Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и ска­зал Олег: «Да будет это мать го­ро­дам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, про­звав­ши­е­ся русью. Тот Олег начал ста­вить го­ро­да и уста­но­вил дани словенам, и кривичам, и мери, и уста­но­вил ва­ря­гам да­вать дань от Нов­го­ро­да по 300 гри­вен еже­год­но ради со­хра­не­ния мира, что и да­ва­лось ва­ря­гам до самой смер­ти Ярослава».

«И стал Вла­ди­мир кня­жить в Киеве один, и по­ста­вил ку­ми­ры на холме за те­рем­ным двором: де­ре­вян­но­го Пе­ру­на с се­реб­ря­ной го­ло­вой и зо­ло­ты­ми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И при­но­си­ли им жертвы, на­зы­вая их богами, и при­во­ди­ли своих сы­но­вей и дочерей, и при­но­си­ли жерт­вы бесам, и осквер­ня­ли землю жерт­во­при­но­ше­ни­я­ми своими. И осквер­ни­лась кро­вью земля Рус­ская и холм тот. Но пре­бла­гой Бог не за­хо­тел ги­бе­ли грешников, и на том холме стоит ныне цер­ковь свя­то­го Василия, как рас­ска­жем об этом после. Те­перь же воз­вра­тим­ся к прежнему.

Владимир по­са­дил Добрыню, сво­е­го дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Доб­ры­ня по­ста­вил ку­ми­ра над рекою Волховом, и при­но­си­ли ему жерт­вы нов­го­род­цы как богу».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) после Олега пра­вил Русью князь Святослав

2) Олег пер­вым из кня­зей под­пи­сал вы­год­ный для Руси до­го­вор с Византией

3) ука­зан­ные со­бы­тия от­но­сят­ся к концу IX в.

4) князь Вла­ди­мир взошёл на ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол в Киеве, со­глас­но за­ве­ща­нию сво­е­го отца Свя­то­сла­ва

5) в ле­то­пи­си го­во­рит­ся о «языческой реформе» князя Вла­ди­ми­ра

6) «Языческая реформа» по­тер­пе­ла неудачу, но не оста­но­ви­ла по­пы­ток князя ре­фор­ми­ро­вать сферу ре­ли­гии

7. Какие три из перечисленных положений относятся к деятельности князя Ярослава Мудрого? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. – 2 б.

1) династические браки детей князя с европейскими правящими домами

2) завоевание Константинополя и получение дани от Византии

3) присоединение земель в Прибалтике

4) решающая военная победа над половцами, после которой набеги половцев на русские земли прекратились

5) создание Повести временных лет

6) строительство Золотых ворот в Киеве

8. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. – 2 б.

А) Ледовое побоище

Б) Ливонская война

В) Куликовская битва

Г) Полтавская битва

2) Андрей Боголюбский

4) Александр Невский

6) Дмитрий Боброк

9. Заполните пу­стые ячейки таблицы, ис­поль­зуя представленные в приведённом ниже спис­ке данные. Для каж­дой ячейки, обо­зна­чен­ной буквой, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.- 3 б.

Событие истории России

Событие истории зарубежных стран

Начало княжения в Киеве Владимира Мономаха

Третий крестовый поход

Присоединение Псковской земли к Московскому княжеству

Пропущенные элементы:

1) принятие конституции США

3) гражданская война в Англии

4) окончание Столетней войны

5) присоединение Крыма к Российской империи

8) битва при Молодях

9) выступление М. Лютера с 95 тезисами, начало Реформации в Германии

10. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца– 2 б.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) «Слово о полку Игореве»

В) картина «Боярыня Морозова»

Г) Со­фий­ский собор в Киеве

1) Автор – И.Е. Репин.

2) Этот ше­девр со­здан в честь при­со­еди­не­ния Казани.

3) Автор – священник Сильвестр.

4) Описываемые события произошли в XII в.

5) Этот па­мят­ник куль­ту­ры со­здан в честь по­бе­ды над внеш­ним врагом.

6) Сюжет иллюстрирует события церковного раскола

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 11–13. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из работы историка А.Б. Каменского

«Какого место Екатерины Второй в русской истории? Прежде всего, это было время внутриполитической стабильности, пришедшей на смену череде правительств, а сними политического курса в веренице бесконтрольных временщиков и отсутствия у власти чёткой программы. Это было время активного законотворчества и серьёзных реформ, имевших долговременное значение. Причём именно Екатерина была возможно самым успешным из всех российских реформаторов, ведь ей без каких-либо серьёзных социальных, политических и экономических потрясений удалось почти полностью реализовать задуманную программу значительных преобразований. Правда, много не успела, а от много ей пришлось отказаться по различным объективным и субъективным причинам. Реформы Екатерины носили созидательный характер. Какие бы последствия ни имели те или иные конкретные мероприятия Екатерины в области экономики, ни одно из них не было разорительным для населения. Во всё продолжение её царствования Российское государство становилось богаче, а жизнь подданных зажиточнее».

11. Назовите хронологические рамки царствования Екатерины Второй. Каковы были обстоятельства воцарение на престоле Екатерины Второй? Какого из правителей Российской империи свергла Екатерина Великая? – 2 б.

12. Используя текс документа и знания по истории, укажите в чём состояли главные заслуги Екатерины Второй. Назовите не менее трёх мероприятий Екатерины Второй в русле политике «просвещённого абсолютизма». – 2 б.

13. Какую оценку даёт историк реформаторской деятельности Екатерины Великой? Назовите не менее двух аргументов, какими А.Б. Каминский подтверждает свою оценку. – 3 б.

14. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Древнерусское государство возникло в результате складывания внутренних предпосылок развития общества, социальных и хозяйственных сдвигов».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. – 4 б.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

_____________________________________________________________________________________

Критерии оценки:

30 – 27 б. – «5»

менее 15 б. – «2»

Итоговая контрольная работа за курс истории.

10 класс – ПРОФИЛЬ

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности. – 1 б.

1) стояние на Угре

2) Грюнвальдская битва

3) поход хана Эдигея на Русь

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. – 2 б.

А) присоединение к России Астраханского ханства

Б) издание манифеста о вольности дворянской

В) антиордынское восстание в Твери

Г) создание Государственного Совета

3. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к жизни восточных славян в IX–X вв. или характеризуют её.

1) многобожие; 2) бортничество; 3) баскак; 4) вервь; 5) дружина; 6) удельное княжество.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду. – 2 б.

4. Запишите термин, о котором идёт речь. – 1 б.

Грамота, выдаваемая монгольскими ханами русским князьям в XIII-XV в., дающая право занимать то или иное княжение.

5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. – 2 б.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) Смутное время

Б) расцвет Древнерусского государства

В) Северная война

Г) монгольское нашествие

1) присоединение Червенской Руси

2) сражение при Клушине

3) битва на реке Сить

4) захват Киева войском Андрея Боголюбского

5) объединение Киева и Новгорода под властью Олега

6) битва у деревни Лесной

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами. – 2 б.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гри­вен за убитого. Если уби­тый — русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или словенин, то 40 гри­вен упла­тить за него.

4. Если уда­рить мечом, не вынув его из ножен, или ру­ко­я­тью меча, то 12 гри­вен за обиду.

8. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот пла­тит гривну.

10. Если холоп бежит и скро­ет­ся у ва­ря­га или у колбяга, а они его в те­че­ние трех дней не выведут, а об­на­ру­жат на тре­тий день, то гос­по­ди­ну отобрать сво­е­го холопа, а 3 грив­ны за обиду.

11. Если кто по­едет на чужом коне без спросу, то упла­тить 3 гривны.

16. Если холоп уда­рит сво­бод­но­го мужа и убе­жит в хо­ро­мы сво­е­го гос­по­ди­на и тот нач­нет его не выдавать, то хо­ло­па взять и гос­по­дин пла­тит за него 12 гривен, а затем, где хо­ло­па за­ста­нет тот уда­рен­ный человек, пусть бьет его.

17. А если кто сло­ма­ет копье, щит или ис­пор­тит одежду, и ис­пор­тив­ший за­хо­чет удер­жать у себя, то взять с него деньгами; а если тот, кто испортил, нач­нет на­ста­и­вать (на воз­вра­ще­нии ис­пор­чен­ной вещи), пла­тить деньгами, сколь­ко стоит вещь.

18. Если убьют ог­ни­ща­ни­на умышленно, то убий­це пла­тить за него 80 гривен, а люди не платят; а за кня­же­ско­го подъ­езд­но­го 80 гривен.

20. Если убьют ог­ни­ща­ни­на у клети, у коня, или у стада, или во время кражи коровы, то убить его, как пса; тот же закон и для тиуна.

23. А за уби­то­го смер­да или хо­ло­па 5 гривен. »

Б) «В год 6605 (летоисчисление от Со­тво­ре­ния мира). . При­шли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Ва­силь­ко Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и со­бра­лись на совет в Лю­бе­че для уста­нов­ле­ния мира, и го­во­ри­ли друг другу: «Зачем губим Рус­скую землю, сами между собой устра­и­вая распри? А по­лов­цы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут воины. Да от­ны­не объ­еди­ним­ся еди­ным серд­цем и будем блю­сти Рус­скую землю, и пусть каж­дый вла­де­ет от­чи­ной своей: Свя­то­полк — Киевом, Изя­с­ла­во­вой отчиной, Вла­ди­мир — Всеволодовой, Давыд и Олег и Яро­слав — Святославовой, и те, кому Все­во­лод роз­дал города: Да­вы­ду — Владимир, Ро­сти­сла­ви­чам же: Во­ло­да­рю — Перемышль, Ва­силь­ку — Теребовль». И на том це­ло­ва­ли крест: «Если от­ны­не кто на кого пойдет, про­тив того будем мы все и крест честной». Ска­за­ли все: «Да будет про­тив того крест чест­ной и вся земля Русская». И, попрощавшись, пошли восвояси».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Документ по­свя­щен по­пыт­ке пре­кра­тить меж­до­усоб­ную рознь в Ки­ев­ской Руси в конце XIIв.

2) Отрывок из до­ку­мен­та взят из пер­во­го пись­мен­но­го сбор­ни­ка за­ко­нов на Руси.

3) Первые пись­мен­ные за­ко­ны на Руси по­яви­лись при кня­ги­не Ольге.

4) Одним из участ­ни­ков съез­да кня­зей был Вла­ди­мир Мономах.

5) Одним из со­ста­ви­те­лей «Русской правды» яв­лял­ся Яро­слав Мудрый.

6) По ре­ше­нию съез­да кня­зья хо­те­ли объ­еди­нить­ся для борь­бы про­тив половцев.

7. Какие из этих событий относятся к монголо-татарскому нашествию на Русь? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. – 2 б.

1) разорение Новгорода

2) оборона Козельска

3) разорение Киева

4) подвиг Усмана Белобородого

5) оборона Доростола

6) битва на Сить

8. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. – 2 б.

А) создание Новоторгового устава

Б) оборона Киева от монгольского войска

В) династическая (феодальная) война

Г) освобождение Москвы от поляков

1) воевода Дмитр

2) Александр Невский

9. Заполните пу­стые ячейки таблицы, ис­поль­зуя представленные в приведённом ниже спис­ке данные. Для каж­дой ячейки, обо­зна­чен­ной буквой, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.- 3 б.

Событие истории России

Событие истории зарубежных стран

Образование Священной Римской империи

Начало проведения политики опричнины

Начало Столетней войны

Пропущенные элементы:

2) образование Речи Посполитой

4) Куликовская битва

5) присоединение Новгорода и Твери к Московскому княжеству

6) завершение Реконкисты на Пиренейском полуострове

8) падение Западной Римской империи

9) присоединение Левобережной Украины к России

10. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца– 2 б.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) «Сказание о Мамаевом побоище»

Б) Собор Ва­си­лия Блаженного

В) Софийский собор в Новгороде

Г) цер­ковь Воз­не­се­ния в Коломенском

1) Данный памятник культуры был создан в XI века.

2) Данный па­мят­ник куль­ту­ры со­здан в честь рож­де­ния Ивана Грозного.

3) Автор тво­ре­ния был родом из си­бир­ских казаков.

4) Произведение создано в XIV веке.

5) Памятник со­здан в тра­ди­ци­он­ном крестово-купольном стиле.

6) Этот ше­девр со­здан в честь при­со­еди­не­ния Казани.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 11–13. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из исторического документа.

«На двадцатом году возраста своего, видя государство в великой тоске и печали от насилия сильных и от неправд, умыслил царь привести всех в любовь. Посоветовавшись с митрополитом, как бы уничтожить крамолы, разорить неправды, утолить вражду, приказал он собрать своё государство из городов всякого чина. Когда выборные съехались, в воскресный день вышел с крестами на Лобное место и после молебна начал говорить митрополиту: «Молю тебя, святый владыко! Будь мне помощник и любви поборник. Знаешь сам, что я после отца своего остался четырёх лет, после матери восьми; родственники меня не берегли, а сильные мои бояре и вельможи обо мне не радели и самовластны были». Поклонившись на все стороны, продолжал: «Люди Божии и нам дарованные Богом! Теперь нам ваших обид, разорений и налогов исправить нельзя вследствие продолжительного моего несовершеннолетия, пустоты и беспомощности, вследствие неправд бояр моих и властей, бессудства неправедного, лихоимства и сребролюбия; молю вас, оставьте друг другу вражды и тягости, кроме разве очень больших дел: в этих делах и в новых я сам буду вам, сколько возможно, судья и оборона, буду неправды разорять и похищенное возвращать». В это время расположение царя к Алексею Фёдоровичу достигло высшей степени: в тот самый день, в который говорена была речь к народу, пожаловал Алексея Фёдоровича и сказал ему: «Алексей! Взял я тебя из нищих и самых незначительных людей. Слышал я о твоих добрых делах и теперь взыскал тебя выше меры твоей для помощи души моей. Поручаю тебе принимать челобитные от бедных и обиженных и разбирать их внимательно. Не бойся сильных и славных, похитивших почести и губящих своим насилием бедных и немощных; не смотри и на ложные слёзы бедного, клевещущего на богатых, ложными слезами хотящего быть правым, но все рассматривай внимательно и приноси к нам истину, боясь суда Божия; избери судей правдивых от бояр и вельмож»».

11. Назовите царя, имя которого трижды пропущено в документе. Назовите его отца и мать, упоминаемых в документе. – 2 б.

12. Укажите фамилию царского приближённого, о возвышении которого идёт речь в документе. Какую причину его возвышения называет царь? Какое назначение (поручение) приближённый получает от царя? – 2 б.

13. Назовите неформальное правительство, в состав которого входил упоминаемый в тексте приближённый. Укажите любые две внутриполитические реформы, осуществлённые царём под влиянием этого правительства.– 3 б.

14. В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые, точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке, на пе­ри­од дворцовых пе­ре­во­ро­тов в Рос­сии в XVIII в.

Ряд ис­то­ри­ков (В. О. Ключевский, С. М. Соловьёв, С. Ф. Пла­то­нов и др.) рас­смат­ри­вали период дворцовых переворотов как зна­чи­тель­ный шаг назад в раз­ви­тии государственности.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. – 4 б.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

_____________________________________________________________________________________

Критерии оценки:

30 – 27 б. – «5»

менее 15 б. – «2»

Итоговая контрольная работа за курс истории.

10 класс – ПРОФИЛЬ

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности. . – 1 б.

1) ликвидация зависимости Руси от Орды

2) избрание на престол Михаила Романова

3) провозглашение независимости США

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. – 2 б.

А) Полтавская битва

Б) поход новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев

В) начало Смоленской войны

Г) Куликовская битва

3. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) правления Ивана IV.

1) Опричнина; 2) Соборное уложение; 3) Земский собор; 4) Заповедные лета;

5) Семилетняя война; 6) Стоглавый собор.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду. – 2 б.

4. Запишите термин, о котором идёт речь. – 1 б.

Сборник законов, принятый в XV в. и сыгравший большую роль в централизации Российского государства и создании системы общерусского права.

5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. – 2 б.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

A) государственные пре­об­ра­зо­ва­ния Петра I

Б) борь­ба за пер­вен­ство на Руси между Моск­вой и Тверью

B) правление Алек­сея Михайловича

Г) кня­же­ние Ивана Ка­ли­ты

1) победа на Ку­ли­ко­вом поле

2) принятие Со­бор­но­го уложения

3) учреждение коллегий

4) введение опричнины

5) подавление Ива­ном Ка­ли­той Твер­ско­го восстания

6) подавление вос­ста­ния в Твери

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами. – 2 б.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

«…Был совет всех кня­зей в го­ро­де Киеве, и ре­ши­ли на со­ве­те так: «Лучше нам встре­тить их на чужой земле, чем на своей». На этом со­ве­те были Мсти­слав Ро­ма­но­вич Киевский, Мсти­слав Ко­зель­ский и Чер­ни­гов­ский и Мсти­слав Мсти­сла­вич Га­лиц­кий — они были ста­рей­ши­ми кня­зья­ми Рус­ской земли. Ве­ли­ко­го же князя Юрия Суз­даль­ско­го на том со­ве­те не было. А млад­шие кня­зья были Да­ни­ил Романович, Ми­ха­ил Всеволодич, Все­во­лод Мсти­сла­вич Ки­ев­ский и иных кня­зей много. От­ту­да они шли во­семь дней до реки Калки. Встре­ти­ли их та­тар­ские сто­ро­же­вые отряды. Когда сра­зи­лись сто­ро­же­вые страды, был убит Иван Дмит­ри­е­вич и еще двое с ним. Та­та­ры отъехали; около самой реки Калки встре­ти­лись та­та­ры с рус­ски­ми и по­ло­вец­ки­ми полками. Мсти­слав Мсти­сла­вич по­ве­лел сна­ча­ла пе­рей­ти реку Калку Да­ни­и­лу с пол­ком и дру­гим пол­кам с ними, а сам после них переехал; сам он ехал в сто­ро­же­вом отряде. Когда он уви­дел та­тар­ские полки, то при­е­хал сказать: «Вооружайтесь!» Мсти­слав Ро­ма­но­вич и Дру­гой Мсти­слав си­де­ли и ни­че­го не знали: Мсти­слав им не ска­зал о про­ис­хо­дя­щем из-за зависти, по­то­му что между ними была боль­шая вражда… Со­шлись полки вместе. Да­ни­ил вы­ехал вперед, и Семен Олю­е­вич и Ва­силь­ко Гав­ри­ло­вич уда­ри­ли в полки татарские, и Ва­силь­ко был ранен. А сам Даниил, бу­дучи ранен в грудь, по мо­ло­до­сти и храб­ро­сти не по­чув­ство­вал ран на теле своем. Ему было во­сем­на­дцать лет, и он был силен За грехи наши по­беж­де­ны были рус­ские полки…»

«В год 6745 (от Со­тво­ре­ния Мира)…. При­шел на Рус­скую землю без­бож­ный царь Батый со мно­же­ством во­и­нов та­тар­ских и стал на реке на Во­ро­не­же близ земли Рязанской. И при­слал по­слов не­пу­те­вых на Ря­зань к ве­ли­ко­му князю Юрию Инг­ва­ре­ви­чу (Игоревичу) Рязанскому, тре­буя у него де­ся­той доли во всем: во князьях, и во вся­ких людях, и в остальном. И услы­шал ве­ли­кий князь Юрий Инг­ва­ре­вич Ря­зан­ский о на­ше­ствии без­бож­но­го царя Батыя, и тот­час по­слал в город Вла­ди­мир к бла­го­вер­но­му ве­ли­ко­му князю Ге­ор­гию Все­во­ло­до­ви­чу Владимирскому, прося у него по­мо­щи про­тив без­бож­но­го царя Батыя или чтобы сам на него пошел. Князь ве­ли­кий Ге­ор­гий Все­во­ло­до­вич Вла­ди­мир­ский и сам не пошел, и по­мо­щи не послал, за­ду­мав один сра­зить­ся с Батыем. И услы­шал ве­ли­кий князь Юрий Инг­ва­ре­вич Рязанский, что нет ему по­мо­щи от ве­ли­ко­го князя Ге­ор­гия Все­во­ло­до­ви­ча Владимирского, и тот­час по­слал за бра­тья­ми своими: за кня­зем Да­ви­дом Инг­ва­ре­ви­чем Муромским, и за кня­зем Гле­бом Инг­ва­ре­ви­чем Коломенским, и за кня­зем Оле­гом Красным, и за Все­во­ло­дом Пронским, и за дру­ги­ми князьями. И стали совет держать, как уто­лить не­че­стив­ца дарами. И по­слал сына сво­е­го князя Фе­до­ра Юрье­ви­ча Ря­зан­ско­го к без­бож­но­му царю Батыю с да­ра­ми и моль­ба­ми великими, чтобы не ходил вой­ной на Ря­зан­скую землю. И при­шел князь Федор Юрье­вич на реку на Во­ро­неж к царю Батыю, и при­нес ему дары, и молил царя, чтоб не во­е­вал Ря­зан­ской земли. Без­бож­ный же, лжи­вый и не­ми­ло­серд­ный царь Батый дары при­нял и во лжи своей при­твор­но обе­щал не хо­дить вой­ной на Ря­зан­скую землю. Но хвалился-грозился по­во­е­вать всю Рус­скую землю. И стал про­сить у кня­зей ря­зан­ских до­че­рей и се­стер к себе на ложе. И некто из вель­мож ря­зан­ских по за­ви­сти донес без­бож­но­му царю Батыю, что есть у князя Фе­до­ра Юрье­ви­ча Ря­зан­ско­го кня­ги­ня из цар­ско­го рода и что всех пре­крас­нее она кра­со­той телесною. Царь Батый лукав был и не­ми­ло­стив в не­ве­рии своем, рас­па­лил­ся в по­хо­ти своей и ска­зал князю Фе­до­ру Юрьевичу: «Дай мне, княже, из­ве­дать кра­со­ту жены твоей». Бла­го­вер­ный же князь Федор Юрье­вич Ря­зан­ский по­сме­ял­ся и от­ве­тил царю: «Не го­дит­ся нам, христианам, во­дить к тебе, не­че­сти­во­му царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и же­на­ми на­ши­ми вла­деть будешь». Без­бож­ный царь Батый разъ­ярил­ся и оскор­бил­ся и тот­час по­ве­лел убить бла­го­вер­но­го князя Фе­до­ра Юрьевича, а тело его велся бро­сить на рас­тер­за­ние зве­рям и птицам, и дру­гих кня­зей и во­и­нов луч­ших поубивал…».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Противником рус­ских в этом сра­же­нии были шведы.

2) Участие в битве рус­ских дру­жин объ­яс­ня­ет­ся прось­бой по­ло­вец­ких кня­зей под­дер­жать их в борь­бе с агрес­си­ей монголо-татар.

3) Первыми на пути пол­чищ Батыя стала Рязань.

4) Оборону Ря­за­ни воз­гла­вил Алек­сандр Невский.

5) Битва на реке Калке со­сто­я­лась в 1223 г.

6) Войска Батыя вторг­лись в рус­ские земли зимой 1237 г.

7. Что из перечисленного относится к деятельности Избранной рады? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. – 2 б.

1) созыв первого Земского собора

2) введение подушной подати

3) отмена кормлений

4) создание коллегий

5) создание стрелецкого войска

6) введение урочных лет

8. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. – 2 б.

А) Стояние на Угре

Б) Битва на Калке

В) Битва на Куликовом поле

Г) Ледовое побоище

1) Ослябя, Пересвет

2) Шевкал, Александр Дмитриевич

3) Ахмат, Иван Великий

4) Александр Невский

5) Джебэ, Субудай

6) Василий II, Юрий Дмитриевич

9. Заполните пу­стые ячейки таблицы, ис­поль­зуя представленные в приведённом ниже спис­ке данные. Для каж­дой ячейки, обо­зна­чен­ной буквой, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.- 3 б.