Урок 24Контрольные работы 3 и 4

Геометрия 7 класс Контрольные (Мерзляк)

Геометрия 7 класс Контрольные работы по геометрии в четырех вариантах. Используется в комплекте с учебником «Геометрия. 7 класс» (авт. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир). Цитаты из пособия «Геометрия 7 класс. Методическое пособие / Е.В. Буцко и др. — М.: Вентана-Граф» использованы в учебных целях.

Геометрия 7 класс (Мерзляк)
Контрольные работы:

К-1 «Простейшие геометрические фигуры и их свойства» + Ответы на 1-й вариант

К-2 «Треугольники» + Ответы на 1-й вариант

К-3 «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника» + Ответы на все варианты

К-4 «Окружность и круг. Геометрические построения» + Ответы на 1-й вариант

К-5 «Обобщение и систематизация знаний учащихся» (Итоговая работа за 7 класс) + Ответы на 1-й вариант

5 контрольных работ в соответствии с календарным планированием. Каждая работа содержит 4 варианта. Такой обширный материал поможет учителю организовать объективный и эффективный контроль знаний.
Адресовано учителям, работающим по учебнику «Геометрия. 7 класс» авторов А.Г. Мерзляка, В.Б. Полонского, М.С. Якира.

Вы смотрели : Геометрия 7 класс Контрольные работы по геометрии в четырех вариантах УМК Мерзляк, Полонский, Якир (Методическое пособие Буцко)

Геометрия 7 класс Контрольные (Мерзляк): 5 комментариев

загрузите пожалуйста 4 контрольную работу

Опубликованы 4 и 5 работы.

Почему нет 2 варианта ответов?

Постепенно будут опубликованы ответы и на остальные варианты

Можно поже по быстрее

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Предметы

Новые работы

  • Мерзляк 9 класс Контрольная 1 В4
  • Мерзляк 9 класс Контрольная 1 В3
  • Мерзляк 9 класс Контрольная 1 В2
  • Математика 6 Итоговая контрольная В4
  • Математика 6 Итоговая контрольная В3
  • Математика 6 Итоговая контрольная В2
  • Мерзляк 6 класс Контрольная 12 В4
  • Мерзляк 6 класс Контрольная 12 В3
  • Мерзляк 6 класс Контрольная 12 В2
  • Алгебра 7 Дорофеев КР-11 В3-В4

Найти контрольную:

Авторы работ и УМК

Предметы

Важные страницы

Соглашение о конфиденциальности

(с) 2020-2022. Дистанционный информационный Центр НПИ (г.Москва). Бесплатная помощь школьникам, находящимся на домашнем или семейном обучении. Цитаты из учебных пособий размещены в учебных целях. Контакты: kip1979@mail.ru

Популярное

  • Математика 6 Контрольные Мерзляк
  • Алгебра 7 Контрольные Макарычев
  • Математика 5 Контрольные Мерзляк
  • Алгебра 8 Контрольные Макарычев — Жохов
  • Алгебра 7 Контрольные Мерзляк ДМ
  • Алгебра 8 Макарычев Контрольная 1
  • Алгебра 8 Контрольные Мерзляк ДМ
  • Геометрия 8 Контрольные Мерзляк
  • Геометрия 7 Контрольные Мерзляк
  • КР-1 Алгебра 7 Макарычев ОТВЕТЫ

Предупреждение

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

Урок 24
Контрольные работы 3 и 4

Контрольная работа 3. Кодирование и обработка звука, цифровых фото и видео

Контрольная работа 4. Кодирование и обработка числовой информации

Содержание урока

Контрольная работа 4. Кодирование и обработка числовой информации. Вариант 2. Тестовая часть

Контрольная работа 4
Кодирование и обработка числовой информации
Вариант 2
Тестовая часть

Задание 1. Обведите в кружок номера правильных ответов на вопросы теста.

1. В позиционной системе счисления количественное значение цифры:

1) не зависит от её положения в числе;

2) зависит от её положения в числе;

3) прямо пропорционально её положению в числе;

4) обратно пропорционально её положению в числе.

2. В позиционных системах счисления позиция цифры в числе называется:

3. Чему равен результат сложения двоичных чисел 111 и 10:

4. Десятичное число 32 в шестнадцатеричной системе счисления равно:

5. Какой формат используется для представления чисел в диапазоне от очень маленьких дробей до очень больших чисел с высокой точностью:

1) с фиксированной запятой;

2) с плавающей точкой;

3) с плавающей запятой;

4) с фиксированной точкой?

6. Активная ячейка — это ячейка:

1) для записи команд;

2) содержащая формулу, включающую имя ячейки, в которую выполняется ввод данных;

3) с формулой, в которой содержатся ссылки на содержимое зависимой ячейки;

4) в которую выполняется ввод данных.

7. Столбцы электронной таблицы:

2) обозначаются буквами латинского алфавита;

3) обозначаются буквами русского алфавита;

4) именуются пользователями произвольным образом.

8. Верное обозначение столбца в электронной таблице.

9. Электронная таблица на компьютере существует в форме:

2) текстового документа;

3) рабочего листа;

4) активной ячейки.

10. Какого вида ссылок не существует в электронных таблицах:

11. Если в ячейку А8 ввести формулу =СУММ(А1:А7)/3, то её значение будет равно:

4 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

4.1 Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

Контрольная работа – это своеобразный письменный экзамен, который состоит из ответов на целый ряд вопросов. Контрольная работа выполняется в форме реферата и включает краткое письменное изложение материала при работе с первоисточниками (книги, статьи, журналы), а также с дополнительной литературой по выбранной теме. На современном этапе к контрольным работам стали предъявляться требования, характерные для курсовых работ: наличие титульного листа и оглавления в работе, разбивка текста согласно плану, введение и заключение, наличие ранжированного в алфавитном порядке библиографического списка использованной литературы, оформленного по ГОСТам.

Выбор темы контрольной работы осуществляется по последнему числу номера зачетной книжки. Например, если последняя цифра номера зачетной книжке – 4, то можно выбрать одну из следующих понравившихся вам тем, стоящих под номерами 4, 14, 24 и т. д.

Объем контрольной работы может быть от 13 до 15 страниц, включая титульный лист, оглавление и библиографический список.

Структура работы должна быть четкой и обоснованной, так, чтобы была видна логика в рассмотрении изучаемой вами темы.

Оформление контрольной работы. При оформлении контрольных работ следует соблюдать требования, изложенные в «Положении о дипломном проектировании : ч. 1. Единые требования к текстовым документам / сост. В. А. Паршукова, А. А. Митюшов ; СЛИ. – Сыктывкар, 2009. – 36 с.».

Примеры оформления титульного листа, оглавления и библиографического списка даны в приложениях А–В.

4.2 Темы контрольной работы и их примерное содержание

Тема 1 Психология ответственного поведения

Примерный план работы

Определение понятий ответственности и ответственного поведения. Теории ответственности. Ответственность и деятельность. Опишите основные составляющие ответственного поведения с позиции деятельностной характеристики личности. Укажите основные этапы формирования ответственной личности.

1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст] / К. А. Абульханова-Славская.

– М. : Мысль, 1991. – 299 с.

2. Гаевая, Т. Г. Моральная ответственность как качество личности [Текст] : автореф. дисс. … канд. психол. наук / Т. Г. Гаевая. – М., 1984. – 24 с.

3. Дементий, Л. И. К проблеме меры ответственности [Текст] / Л. И. Дементий // Личность. Культура. Общество. – 2004. – Вып. 3. – С. 264–274.

4. Мотков, М. И. Психологияответственности [Текст] / М. И. Мотков. – М., 1993. – 320 с.

5. Муздыбаев, К. Психология ответственности [Текст] / К. Муздыбаев. – Л. : Наука, 1983. – 240 с.

6. Психология самосознания [Текст] : хрестоматия / сост. Д. Я. Райгородский. – Сама-

ра : БАХРАХ-М, 2000. – 672 с.

Тема 2 Творчество как деятельность и как поиск

Примерный план работы

Творчество как психический процесс. Проблема творчества и ее исследование в современной психологии. Произвольность и осознанность творческого труда. Проблема креативности как выражение творческой активности личности. Психофизиологические аспекты изучения творчества. Творчество в профессиональной деятельности оператора.

1. Голицын, Г. А. Информация – поведение – творчество [Текст] / Г. А. Голицын,

В. М. Петров. – М. : Наука, 1991. – 223 с.

2. Мэй, Р. Мужество творить: очерк психологии творчества [Текст] / Р. Мэй. – Львов : Инициатива ; М. : Ин-т общегуманитар. исслед., 2001. – 128 с.

3. Психология [Текст] : учебник для гуманит. вузов / под ред. В. Н. Дружинина. – СПб.

: Питер, 2009. – 656 с.

4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб. :

Питер, 2000. – 720 с.

5. Толочек, В. А. Современная психология труда: Психология труда как область научного знания о труде. Методы изучения трудовой деятельности [Текст] / В. А. Толочек. –

СПб. : Питер, 2008. – 432 с.

6. Чугунова, Э. С. Социально-психологические особенности профессиональной деятельности и проблемы творческой активности [Текст] / Э. С. Чугунова // Психологический журнал. – 1985. – № 4. – С. 21–24.

Тема 3 Психофизиологическая характеристика деятельности человека в системе «человек – компьютер»

Примерный план работы

Проанализируйте роль основных психических процессов, участвующих в деятельности оператора: ощущение, восприятие, внимание, представление и мышление. Раскройте природу и закономерности их протекания в деятельности оператора. Охрана органов чувств оператора.

1. Зараковский, Г. М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности [Текст] / Г. М. Зараковский. – М. : Наука, 1966. – 114 с.

2. Кузин, В. С. Психология [Текст] : учебник / В. С. Кузин. – М. : АГАР, 1999. – 304 с.

3. Основы инженерной психологии [Текст] / под ред. Б. Ф. Ломова. – М. : Высш. шк., 2008. – 528 с.

4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб. :

Питер Ком, 1998.– 688 с.

Тема 4 Вид компьютерной аддикции: зависимость от компьютера и компьютерных игр

Примерный план работы

Дайте общую характеристику феномена аддикций. Рассмотрите развитие субъекта и аддикции. Раскройте виды аддикций человека. Более подробно остановитесь на компьютерной зависимости. Укажите, каким образом компьютерная аддикция способствует формированию деструктивности поведения. Какие рекомендации можно предложить по снижению компьютерной аддикции?

1. Братусь, Б. С. Аномалии личности [Текст] / Б. С. Братусь. – М. : Мысль, 1988. – 301 с.

2. Бэрон, Р. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб. : Питер, 1997. – 336 с.

3. Дремов, С. В. Аддиктивные состояния человека [Текст] / С. В. Дремов, А. М. Уразаев, Н. Л. Мамышева, И. В. Малиновский. – Томск: Изд-во Томскогогос. пед. ун-та, 2000. – 92 с.

4. Кадтиков, О. Нам угрожает компьютерный фашизм? [Текст] / О. Кадтиков // Московский комсомолец. – 1998. – 17–24 сент.

5. Короленко, Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития [Текст] / Ц. П. Короленко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. – 1991. – № 1. – С. 8–15.

Тема 5 Ценностно-смысловые основы трудовой деятельности

Примерный план работы

Рассмотрите представление о ценностях и смысложизненных ориентациях в гуманистической психологии. Раскройте особенности жизненных ценностей человека. Что такое смысложизненный поиск личности?. Укажите пути формирования жизненных ценностей и ценностной саморегуляции деятельности человека (на примере деятельности оператора).

1. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания [Текст] / под ред. А. А. Бодалева. – М. : Изд-во Института практической психологии. – Воронеж : МОДЭК, 1996. – 384 с.

2. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. – М. : Прогресс, 1986. – 422 с.

3. Бибихин, В. В. Понять другого [Текст] : в кн.: Загадка человеческого понимания / В. В. Бибихин. – М. : Политиздат, 1991. – 352 с.

4. Бобнева, М. И. Ценностные приоритеты личности и группы [Текст] / М. И. Бобнева.

5. Загадка человеческого понимания [Текст] / под ред. А. А. Яковлева. – М. : Политиз-

дат, 1991. – 352 с.

6. Каган, М. С. Философская теория ценности [Текст] / М. С. Каган. – СПб. : Петропо-

лис, 1997. – 205 с.

7. Коваль, Н. А. Психология духовности личности [Текст] / Н. А. Коваль. – Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1996. – 152 с.

8. Немировский, В. Г. Смысл жизни: проблемы и поиски [Текст] / В. Г. Немировский. – Киев : Политиздат Украины, 1990. – 223 с.

9. Франкл, В. Человекв поискахсмысла [Текст] / В. Франкл. – М. : Прогресс, 1990. – 367 с.

10. Чудновский, В. Е. К проблеме адекватности смысла жизни [Текст] / В. Е. Чудновский

// Мир психологии. – 1997. – № 2. – С. 74–80.

Тема 6 Профессиональные способности личности в системе «человек

Примерный план работы

Дайте понятие профессиональной пригодности человека в системе «человек

– компьютер». Рассмотрите основные требования к выполнению данной профессиональной деятельности. Укажите, в чем заключается различие понятий «способности», «одаренность», «профессиональная пригодность» и «профессионально важные качества». Классификация способностей человека. Рассмотрите пути развития профессиональных способностей в системе «человек – компьютер».

1. Венгер, Л. А. Педагогика способностей [Текст] / Л. А. Венгер. – М., 1973. – 278 с.

2. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинин. – СПб. :

Питер, 1999. – 356 с.

3. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова. – М. : Знание, 1996. – 308 с.

4. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий [Текст] / Б. М. Теплов. – М. :

АПН РСФСР, 1961. – 536 с.

5. Шадриков, В. Д. Проблемы профессиональных способностей [Текст] / В. Д. Шадриков // Психологический журнал. – 1982. – Т. 3. – № 5. – С. 12–17.

Тема 7 Уверенность в себе как базовое качество, ведущее личность к успеху

Примерный план работы

Понятие уверенности в себе в современной психологии. Психологические теории уверенности. Ассертивность как качество личности уверенного в себе человека. Основные составляющие уверенности в себе, их характеристика. Методы изучения уверенности. Пути формирования уверенности в себе как базового качества успешной личности.

1. Алберти, Р. Э. Самоутверждающее поведение. Распрямись! Выскажись! Возрази! [Текст] / Р. Э. Алберти, М. Л. Эммонс. – СПб. : Академический проект, 1998. – 190 с.

2. Джеймс, М. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями [Текст] / М. Джеймс, Д. Джонгвард. – М. : Прогресс, 1995. – 336 с.

3. Каппони, В. Как делать все по-своему, или Ассертивность в жизнь [Текст] / В. Каппони, Т. Новак. – СПб. : Питер, 1995. – 224 с.

4. Климов, Е. А. Психология профессионала [Текст] : учеб. пособие / Е. А. Климов. – М. ; Воронеж : Ин-т практической психологии, 1996. – 509 с.

5. Леви, Т. Будьте уверенны в себе [Текст] / Т. Леви // Бухгалтерия и банки. – 2006. –

6. Ромек, В. Г. Уверенность в себе: этический аспект [Текст] / В. Г. Ромек // Журнал практического психолога. – 1999. – № 9.

7. Селевко, Г. К. Утверждай себя [Текст] / Г. К. Селевко. − М. : Народное образование, 2001. − 159 с.

8. Тернер, К. Мы рождены для успеха: как реализовать свой безграничный потенциал

[Текст] / К. Тернер. – М. : ФАИР, 1998. – 352 с.

9. Эмерсон, Р. У. Довериек себе [Текст] / Р. У. Эмерсон. – СПб. : Вахта мира, 1992. – 96 с.

10. Энтони, Р. Секретыуверенностив себе [Текст] / Р. Энтони. – М. : МИРТ, 1994. – 278 с. 111

Тема 8 Эргономические факторы повышения производительности труда оператора

Примерный план работы

Эргономика как метод изучения человека и его деятельности в условиях современного производства. Рассмотрите организацию рабочего места, времени труда и отдыха оператора. Проанализируйте психологические требования к оформлению офиса, к подбору компьютерного оборудования. Раскройте понятия «офисная мода», «офисное пространство». Укажите профзаболевания и пути их предупреждения.

1. Зинченко, В. П. Эргономика. Ориентированное на человека проектирование [Текст] / В. П. Зинченко, В. М. Мунипов. – М. : Тривола, 1995. – 480 с.

2. Панеро, Д. Основы эргономики. Человек, пространство, интерьер [Текст] / Д. Пане-

ро. – М. : Астрель, 2006. – 432 с.

3. Рунге, В. Ф. Эргономика и оборудование интерьера [Текст] / В. Ф. Рунге. – М. : Ар-

хитектура-С, 2005. – 332 с.

4. Сергеев, С. Ф. Инженерная психология и эргономика [Текст] / С. Ф. Сергеев. – М. : НИИ школьных технологий, 2008. – 230 с.

5. Стрелков, Ю. К. Практикум по инженерной психологии и эргономике [Текст] : учеб. пособие / Ю. К. Стрелков. – М. : Академия, 2003. – 330 с.

Тема 9 Синдром «эмоционального выгорания» как показатель профессиональной деформации поведения человека в труде

Примерный план работы

Что такое синдром эмоционального выгорания (СЭВ)?. Рассмотрите факторы, способствующие выгоранию: личностный, ролевой и организационный. Опишите симптомы, модели и стадии СЭВ. Как сказывается эмоциональное выгорание на деятельность оператора? Рассмотрите профилактические меры по снижению СЭВ.

1. Душков, Б. А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности [Текст] : слов. / Б. А. Душков, Б. А. Смирнов, А. В. Королев. – М. : Академический проект : Фонд «Мир», 2005. – 848 с.

2. Немов, Р. С. Психология [Текст] / Р. С. Немов. – М. : Просвещение : Владос, 1994. –

3. Основы инженерной психологии [Текст] / под ред. Б. Ф. Ломова. – М. : Высш. шк., 2008. – 528 с.

4. Психология [Текст] : учебник для гуманит. вузов / под ред. В. Н. Дружинина. – СПб.

: Питер, 2009. – 656 с.

5. Сидоров, П. Синдром эмоционального выгорания [Текст] / П. Сидоров // Медицин-

ская газета. – 2005. – № 43. – С. 15.

Тема 10 Психологический стресс. Способы снятия стресса

Примерный план работы

Дайте понятие психологического стресса. Укажите причины его возникновения. Рассмотрите когнитивную теорию стресса. Опишите формы поведения человека в ситуации стресса. Опишите приемы и способы противостояния стрессу: обсуждение проблемы, физические упражнения, музыкотерапия, релаксация и т. д. Рассмотрите методы профилактики стресса: противострессовая «переделка» дня, аутоанализ личного стресса и т. д.

1. Василюк, Ф. Е. Психология переживания [Текст] / Ф. Е. Василюк. – М., 1984. – 237 с.

2. Наенко, Н. И. Психическая напряженность [Текст] / Н. И. Наенко. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1976. – 112 с.

3. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Селье. – М., 1982. – 287 с.

4. Стресс жизни [Текст] : сб. / сост. Л. М. Попова, И. В. Соколов. – СПб. : Лейла, 1994.

5. Психология [Текст] : учебник для гуманит. вузов / под ред. В. Н. Дружинина. – СПб. : Питер, 2009. – 656 с.

6. Шрайдер, К. Как снять стресс. 30 способов улучшить свое самочувствие за три минуты [Текст] / К. Шрайдер. – М., 1993. – 272 с.

Тема 11 Память. Приемы эффективного запоминания

Примерный план работы

Укажите роль памяти в системе психических явлений. Какие основные мнемические процессы, формы и виды памяти участвуют в деятельности оператора? Что такое имплицитная и эксплицитная память; образный код и образная память; семантическая память и в чем их значение? Какие уровни памяти необходимы для переработки информации? Раскройте приемы и техники эффективного запоминания. Как тренировать память?

1. Аткинсон, В. Памятьиуход за ней[Текст] / В. Аткинсон. – Орел , 1992. – 216 с.

2. Гончаров, В. И. Исследование двигательной памяти [Текст] / В. И. Гончаров // Во-

просы психологии. – 1991. – № 3. – С. 24–29.

3. Климов, Е. А. Основы психологии [Текст] : учебник для вузов / Е. А. Климов. – М. : Культура и спорт, 1997. – 295 с.

4. Максименко, С. Д. Общая психология [Текст] / С. Д. Максименко. – М. : Рефл-бук, 1999. – 528 с.

5. Психология памяти [Текст] / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М. :

ЧеРо, 1998. – 816 с.

6. Середа, Г. К. Что такое память? [Текст] / Г. К. Середа // Психологический журнал. – 1985. – № 6. – С. 41–49.

Тема 12 Мышление и интеллект. Оперативное мышление оператора

Примерный план работы

Раскройте соотношение понятий «мышление» и «интеллект». Опишите основные мыслительные процессы. Что такое техническое мышление? Почему оперативное мышление – ведущий вид мышления оператора?. Как взаимосвязаны между собой мышление и творчество? Рассмотрите индивидуальные особенности интеллекта и пути его развития. Почему креативность выступает главным качеством деятельности оператора.

1. Веранса, Н. Е. Диалектическое мышление и творчество [Текст] / Н. Е. Веранса // Вопросы психологии. – 1990. – № 4. – С. 5–14.

2. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Лабиринт, 1996. – 416 с.

3. Кудрявцев, Т. В. Психология технического мышления [Текст] / Т. В. Кудрявцев. – М.

: Педагогика, 1975. – 304 с.

4. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст] /

А. М. Матюшкин. – М., 1972. – 203 с.

5. Основы инженерной психологии [Текст] / под ред. Б. Ф. Ломова. – М. : Высш. шк., 2008. – 528 с.

6. Петухов, В. В. Психологиямышления [Текст] / В. В. Петухов. – М. : МГУ, 1987. – 256 с.

7. Тихомиров, О. К. Психология мышления [Текст] / О. К. Тихомиров. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 272 с.

Тема 13 Групповая деятельность оператора

Примерный план работы

Что такое малая группа? Какие виды малых групп можно выделить и по каким признакам? Рассмотрите основные особенности малой группы, качественные ее характеристики. Что такое социально-психологическая характеристика малой группы? Как в малой группе одновременно сочетаются и лидерство и руководство? Укажите пути развития малой группы по направлению сотрудничества всех ее участников.

1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 1998. – 376 с.

2. Аникеева, Н. П. Психологический климат в коллективе [Текст] / Н. П. Аникеева. – М. : Просвещение, 1989. – 224 с.

3. Психология [Текст] / под ред. А. А. Крылова. – М. : ПРОСПЕКТ, 1998. – 584 с.

4. Психология [Текст] : учебник / под ред. В. Н. Дружинина. – СПб. : Питер, 2009. –

5. Робер, М.-А. Психология индивида и группы [Текст] / М.-А. Робер, Ф. Тильман. –

М. : Прогресс, 1988. – 256 с.

Тема 14 Психическое утомление и деятельность, пути преодоления

Примерный план работы

Укажите, почему в профессиональной деятельности необходимо учитывать функциональное состояние человека. Как определить эмоциональную напряженность оператора? Что такое психическое утомление, монотонность, сатурация (переутомление), перенапряжение и лень? Какие пути преодоления профессиональной деформации поведения можно выделить?

1. Основы инженерной психологии [Текст] / под ред. Б. Ф. Ломова. – М. : Высш. шк., 2008. – 528 с.

2. Климов, Е. А. Индивидуальный стиль деятельности [Текст] / Е. А. Климов // Психология индивидуальных различий. – М., 1982. – 320 с.

3. Климов, Е. А. Психология профессионала [Текст] : учеб. пособие / Е. А. Климов. – М. : Воронеж : Ин-т практической психологии, 1996. – 509 с.

Моргунов, Е. Б. Человеческие факторы в компьютерных системах [Текст] /

Е. Б. Моргунов. – М. : Тривола, 1994. – 272 с.

Психология [Текст] : учеб. для гуманит. вузов / под ред. В. Н. Дружинина. – СПб. :

Питер, 2009. – 656 с.

Тема 15 Психология принятия решений в деятельности оператора

Примерный план работы

Укажите психологические аспекты проблемы принятия решения. Каким образом происходит принятие решения на перцептивно-опознавательном уровне? Какие особенности принятия решения на рече-мыслительном уровне? Рассмотрите роль ошибки в деятельности оператора, причины и виды ошибок. В чем проблема метода исследования ошибок в деятельности оператора? Рассмотрите вопрос о профилактике ошибок и формирования ответственного поведения оператора.

1. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Лабиринт, 1996. – 416 с.

2. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст] /

А. М. Матюшкин. – М., 1972. – 203 с.

3. Климов, Е. А. Психология профессионала [Текст] : учеб. пособие / Е. А. Климов. – М. : Воронеж : Ин-т практической психологии, 1996. – 509 с.

4. Петухов, В. В. Психологиямышления [Текст] / В. В. Петухов. – М. : МГУ, 1987. – 256 с.

5. Стрелков, Ю. К. Психологическое содержание операторского труда [Текст] / Ю. К. Стрелков. – М. : Рос. психол. общ-во, 1999. – 196 с.

6. Тихомиров, О. К . Психология мышления [Текст] / О. К. Тихомиров. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 272 с.

7. Хрестоматия по инженерной психологии [Текст] / под ред. Б. А. Душкова. –

М. : Высш. шк., 1991. – 287 с.

8. Человеческий фактор [Текст] : В 6 т. Т. 3. Ч. 2 / под ред. Г. Салвенди. – М. : Мир, 1991. – 487 с.

Тема 16 Психологические аспекты деятельности оператора

Примерный план работы

Что такое деятельность в современной психологической науке? Рассмотрите физиологический, психологический и социальный аспекты деятельности специалиста. Раскройте структуру индивидуальной деятельности человека. Дайте количественные и качественные характеристики деятельности оператора. Проанализируйте основные виды деятельности оператора. Что такое профессиональная и функциональная надежность, точность и быстрота субъекта труда?

1. Бодров, В. А. Психология и надежность: человек в системах управления техникой [Текст] / В. А. Бодров, В. Я. Орлов. – М. : Ин-т психологии РАН, 1998. – 285 с.

2. Климов, Е. А. Психология профессионала [Текст] : учеб. пособие / Е. А. Климов. – М. : Воронеж : Ин-т практической психологии, 1996. – 509 с.

3. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М. :

4. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2000. –

5. Психология [Текст] : учеб. для гуманит. вузов / под ред. В. Н. Дружинина. – СПб. :

Питер, 2009. – 656 с.

6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб. :

Питер Ком, 1998. – 688 с.

7. Основы инженерной психологии [Текст] / под ред. Б. Ф. Ломова. – М. : Высш. шк., 2008. – 528 с.

Тема 17 Адаптация и дезадаптация поведения в условиях профессиональной деятельности

Примерный план работы

Как Вы понимаете «адаптация к деятельности» и каковы уровни ее развития? Что такое дезадаптация поведения? Почему существует проблема профессиональной деструкции человека и в каких формах она выступает: девиантное и делинквентное поведение? Укажите на психологические детерминанты профессиональной деструкции человека. Рассмотрите пути профессиональной реабилитации по снижению негативных последствий деструкций поведения.

1. Зеер, Э. Ф. Психология профессий [Текст] / Э. Ф. Зеер. – Екатеринбург : УГППУ, 1997. – 244 с.

2. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. – Ростов н/Д : Фе-

никс, 1997. – 480 с.

3. Климов, Е. А. Введение в психологию труда [Текст] / Е. А. Климов. – М. : Культура и спорт ; ЮНИТИ, 1998. – 350 с.

4. Основы инженерной психологии [Текст] / под ред. Б. Ф. Ломова. – М. : Высш. шк., 2008. – 528 с.

5. Психология [Текст] : учебник для технических вузов / под ред. В. Н. Дружинина. –

СПб. : Питер, 2000. – 608 с.

Психология человеческой агрессивности [Текст] : хрестоматия / сост.

К. В. Сельченок. – Минск : Харвест, 1999. − 656 с.

Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [Текст] / Э. Фромм. − Минск :

Попурри, 1999. − 624 с.

Тема 18 . Проблемы развития профессионального самосознания

Примерный план работы

Как Вы понимаете понятие самосознания личности? Укажите основные теории развития самосознания в отечественной (В. В. Столин, Е. А. Климов, С. Р. Пантелеев и др.) и зарубежной психологии (Р. Бернс, К. Роджерс, Э. Эриксон и др.). Как связаны профессиональное самосознание и самоопределение личности? Что такое профессиональная идеология? Каким образом происходит социально-профессиональная идентификация и каковы основные ее этапы в вопросах становления профессионального самосознания личности?

1. Адлер, А. Понять природу человека [Текст] / А. Адлер. – СПб. : Академический про-

ект, 2000. – 256 с.

2. Менегетти, А. Система и личность [Текст] / А. Менегетти. – М. : Серебряные нити, 1996. – 128 с.

3. Климов, Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях [Текст] / Е. А. Климов. – М. :

Изд-во МГУ, 1995. – 224 с.

4. Самосознание и защитные механизмы личности [Текст] : хрестоматия / под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара : БАХРАХ-М, 2000. – 656 с.

5. Психология самосознания [Текст]: хрестоматия / под ред. Д. Я. Райгородского. – Са-

мара : БАХРАХ-М, 2000. – 672 с.

6. Столин, В. В. Самосознание личности [Текст] / В. В. Cтолин. – М. : Изд-во МГУ, 1983. – 284 с.

Тема 19 Психолого-педагогические условия подготовки личности к труду

Примерный план работы

Раскройте понятие психологической готовности личности к профессиональной деятельности. В чем заключается структура психологической готовности? Опишите процесс формирования состояния психологической готовности к труду. Что такое психологическая диагностика и прогностика? Как взаимосвязаны личностный и профессиональный рост? Какие необходимы качества для успешного освоения профессии в системе «человек – компьютер»? Рассмотрите уровни и факторы, влияющие на состояние психологической готовности личности к труду.

1. Дьяченко, М. И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях [Текст] / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыборович, В. А. Пономаренко. – Минск : Университетское, 1985.

2. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст] : учеб. пособие / Е. А. Климов. – Ростов н/Д : Феникс, 1996. – 509 с.

3. Климов, Е. А. Развивающийся человек в мире профессий [Текст] / Е. А. Климов. – Обнинск : МГУ, Центр «Детство», 1993. – 56 с.

4. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова. – М. : Знание, 1996. – 308 с.

5. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы [Текст] / А. Маслоу. – М. : Смысл, 1999. – 425 с.

6. Самоукина, Н. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности [Текст] / Н. В. Самоукина. – М. : Тандем, КМОС, 1999. – 352 с.

7. Толочек, В. А. Современная психология труда: Психология труда как область научного знания о труде. Методы изучения трудовой деятельности [Текст] / В. А. Толочек. –

СПб. : Питер, 2008. – 432 с.

Тема 20 Мотивация в трудовой деятельности оператора

Примерный план работы

Дайте определение понятий «мотив» и «мотивация». Охарактеризуйте применительно к профессиональной деятельности теорию потребностей Д. Макклеланда, двухфакторную теорию Ф. Герцберга и теорию мотивации В. Врума. В чем заключается суть теории иерархии потребностей А. Маслоу? Раскройте понятия «роста» и «развития» в психологии А. Маслоу. В чем заключается самоактуализация личности и ее значение для личностного роста специалиста?

1. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. – СПб. : Евразия, 1999. – 478 с.

2. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы [Текст] / А. Маслоу. – М. : Смысл, 1999. – 425 с.

3. Маслоу, А. Психология бытия [Текст] / А. Маслоу. – М. : Рефл-бук ; Киев : Ваклер, 1997. – 304 с.

4. Мескон, М. Основы менеджмента [Текст] / М. Мескон, М. Альберт. – М. : Дело, 1998. – 485 с.

5. Психология [Текст] : учеб. для гуманит. вузов / под ред. В. Н. Дружинина. – СПб. :

Питер, 2009. – 656 с.

6. Психология личности [Текст] : хрестоматия / сост. Д. Я. Райгородский. – Самара :

БАХРАХ-М, 2000. – Т. 1. – 448 с.

7. Управление персоналом организации [Текст] : учебник / под ред. А. Я. Кибанова. –

М. : ИНФРА-М, 1997. – 512 с.

8. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность [Текст] / Х. Хекхаузен. – М. : Педагогика, 1986. – 406 с.

Тема 21 Проблема активности человека в деятельности

Примерный план работы

Определите значение понятий «активность» и «деятельность». В чем их непосредственная взаимосвязь? Раскройте основные виды человеческой активности (с точки зрения психологии). Что такое субъектность личности? Каковы основные ее характеристики? Почему активность является важным качеством личности и необходимым условием личностного и профессионального роста специалиста?

1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст] / К. А. Абульханова-Славская.

– М. : Мысль, 1991. – 299 с.

2. Комлев, А. А. Жизненный выбор человека: виды и факторы влияния в аспекте возможностей [Текст] / А. А. Комлев // Мир психологии. – 2004. – № 4. – С. 41–51.

3. Резник, Ю. М. Жизненные стратегии личности [Текст] / Ю. М. Резник, Е. А. Смирнов. – М. : Ин-т человека РАН ; Независимый институт гражданского общества, 2002. – 260 с.

4. Сафин, В. Ф. Психология самоопределения личности [Текст] / В. Ф. Сафин. – Свердловск : Свердловский пединститут, 1986. – 142 с.

5. Селевко, Г. К. Утверждай себя [Текст] / Г. К. Селевко. – М. : Народное образование, 2001. – 159 с.

6. Хайкин, В. Л. Активность (характеристики и развитие) [Текст] / В. Л. Хайкин. – М. : Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2000. – 448 с.

Тема 22 Волевая регуляция поведения в достижении профессионального роста специалиста

Примерный план работы

Дайте определение понятиям «воля» и «волевое действие». Что такое простое и сложное волевое действие? Какие известные теории воли Вы знаете? Охарактеризуйте основные качества воли и их влияние на профессиональное становление личности. Укажите направления и пути развития воли у человека в достижении профессионального роста.

1. Купцов, И. И. Проблемы психологии воли [Текст] / И. И. Купцов, В. Г. Хроменок // Психологический журнал. – 1992. – № 4. – 35–47.

2. Макарушкина, М. А. Проблема воли в зарубежной психологии [Текст] / М. А. Макарушкина, Е. В. Эйдман, В. А. Иванников // Вопросы психологии. – 1988. – № 3. – С. 145–153.

3. Пасниченко, А. Э. О различиях самооценки волевых качеств личности в подростковом и юношеском возрасте [Текст] / А. Э. Пасниченко // Вестник МГУ. – 1991. – № 3. –

4. Селиванов, В. И. Взаимосвязь воли и самоконтроля в учебной деятельности студентов [Текст] / В. И. Селиванов, С. А. Гаврилина // Психологический журнал. – 1991. – № 5. –

5. Смирнова, Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе [Текст] / Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. – 1990. – № 3. – С. 49–58.

6. Тульчинский, Г. Л. Разум. Воля. Успех [Текст] / Г. Л. Тульчинский. – Л. : Изд-во Ле-

нингр. ун-та, 1990. – 215 с.

7. Эйдман, Е. В. Развитие средств волевой регуляции деятельности [Текст] / Е. В. Эйдман // Вестн. Моск. ун-та. – Психология. – Сер. 14. – 1986. – С. 3–8.

Тема 23 Межличностные отношения в деятельности оператора

Примерный план работы

Что такое межличностное общение и каковы процессы его определяющие? Рассмотрите структуру межличностного общения и основные ее задачи. Как представлены субъект и объект в межличностном познании? Раскройте процесс формирования межличностных отношений: межличностный контакт, взаимное оценивание, взаимная заинтересованность и т. д. Укажите на барьеры в общении и пути их преодоления.

1. Баева, О. А. Ораторское искусство и деловое общение [Текст] / О. А. Баева. – М. : Новое знание, 2005. – 368 с.

2. Вечер, Л. С. Секреты делового общения [Текст] / Л. С. Вечер. – Минск, 1996. – 368 с.

3. Григорьева, Т. Г. Основы конструктивного общения [Текст] : хрестоматия / Т. Г. Григорьева, Т. П. Усольцева. – Новосибирск : Изд-во Новосиб. ун-та, 1997. – 198 с.

4. Кузин, Ф. А. Культура делового общения [Текст] / Ф. А. Кузин. – М., 1997. – 240 с.

5. Леонтьев, А. А. Психология общения [Текст] / А. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 1999. –

6. Мелибруда, Е . Я–Ты–Мы. Психологические возможности улучшения общения [Текст] / Е. Мелибруда. – М. : Прогресс, 1986. – 256 с.

7. Станкин, М. И. Психология общения [Текст] / М. И. Станкин. – М. ; Воронеж, 2000.

8. Филиппов, А. В. Психология и этика деловых отношений [Текст] / А. В. Филиппов. –

9. Шостром, Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор [Текст] / Э. Шостром. – М. :

Дубль-В, 1994. – 128 с.

10. Юсупов, И. М. Психология взаимопонимания [Текст] / И. М. Юсупов. – Казань : Татарское кн. изд-во, 1991. – 192 с.

Тема 24 Характер – основа индивидуального подхода к человеку в процессе труда

Примерный план работы

Дайте понятие характера и раскройте основную его структуру. Укажите роль темперамента на развитие характера человека. Рассмотрите теории характера: Э. Кречмера, К. Юнга, Х. Ю. Айзенка и др. Какие современные типологии характеров вызывали у вас наибольший интерес? Что такое акцентуации характера? Опишите основные типы акцентуированных личностей. Выделите пути формирования характера на современном этапе.

1. Ананьев, Б. Г. Строение характера [Текст] / Б. Г. Ананьев // Психология индивидуальных различий. – М., 1982. – 320 с.

2. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания [Текст] / под ред. А. А. Бодалева. – М. : Ин-т практической психологии ; Воронеж : НПО МОДЭК, 1996. –

3. Леонгард, К. Акцентуированные личности [Текст] / К. Леонгард. – Киев : Выща шк., 1981. – 392 с.

4. Психология и психоанализ характера [Текст] : хрестоматия по психологии и типологии характеров / сост. Д. Я. Райгородский. – Самара : БАХРАХ, 1997. – 640 с.

5. Психология индивидуальных различий [Текст] / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я.

Романова. – М. : ЧеРо, 2000. – 776 с.

6. Психология личности [Текст] : хрестоматия / сост. Д. Я. Райгородский. – Самара :

БАХРАХ-М, 2000. – Т. 2. – 544 с.

7. Хьелл, Л. Теории личности [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер Ком, 1999. –

Тема 25 Эмоции как один из факторов, влияющих на успешность выполнения деятельности

Примерный план работы

Что такое эмоции человека? Рассмотрите роль эмоций в жизнидеятельности человека: отражательно-оценочная, управляющая и дезорганизующая. Какие функции выполняют эмоции: защитная, мобилизующая, санкционирующая, компенсаторная, сигнальная и подкрепляющая? Рассмотрите физиологические и поведенческие характеристики эмоций. Как проявляется соотношение между чувствами и эмоциями? Какие индивидуальные особенности проявления эмоций можно выделить? Можно ли управлять эмоциями и как это делать конструктивно?

1. Василюк, Ф. Е. Психология переживания [Текст] / Ф. Е. Василюк. – М., 1984. – 237 с.

2. Изард, К. Э. Психология эмоций [Текст] / К. Э. Изард. – СПб. : Питер, 1999. – 464 с.

3. Лук, А. Н. Эмоции и личность [Текст] / А. Н. Лук. – М., 1982. – 215 с.

4. Психология [Текст] / под ред. А. А. Крылова. – М. : ПРОСПЕКТ, 1998. – 584 с.

5. Психология [Текст] / под ред. В. Н. Дружинина. – СПб. : Питер, 2009. – 656 с.

Тема 26 Развитие представлений о профессиональных и жизненных перспективах в деятельности оператора

Примерный план работы

Опишите понятие перспективы и укажите ее роль в развитии личности. Раскройте основные теоретические подходы в изучении временной направленности личности в отечественной психологии (К. А. Абульханова-Славская, Е. И. Головаха, В. Э. Чудновский, Д. А. Леонтьев и др.). Психологическая, жизненная и личностная перспектива развития. Укажите перспективу развития своих жизненных планов в направлении профессионального роста.

1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст] / К. А. Абульханова-Славская.

– М. : Мысль, 1991. – 299 с.

2. Гинзбург, М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения [Текст] / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. – 1994. – № 3. – С. 43–52.

3. Головаха, Е.И. Психологическое время личности [Текст] / Е. И. Головаха,

А. А. Кроник. – Киев, 1984. – 320 с.

4. Климов, Е. А. Психология профессионала [Текст] / Е. А. Климов. – М. : Ин-т практич. психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1996. – 400 с.

5. Леонтьев, Д. А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего [Текст] / Д. А. Леонтьев, Е. В. Шелобанова // Вопросы психологии. – 2001. – № 1. – С. 57–65.

6. Логинова, Н. А. Жизненный путь как проблема психологии [Текст] / Н. А. Логинова

// Вопросы психологии. – 1985. – № 1. – С. 103–108.

Тема 27 Становление профессиональной компетентности специалиста в системе «человек – компьютер»

Примерный план работы

Дайте определение понятию профессиональной компетентности. Укажите основные составляющие профессиональной компетентности: гносеологический аспект, нормативный, функциональный и личностный компоненты. Рассмотрите виды профессиональной компетентности человека и их характеристику: деятельностная, социальная, личностная и индивидуальная (по А. К. Марковой). Что составляет основу профессиональной компетентности: мотивационноволевой, функциональный, коммуникативный и рефлексивный уровней? Почему профессионализм можно рассматривать как системное свойство личности человека-профессионала? Укажите пути формирования профессиональной компетентности специалиста.

1. Бодров, В. А. Психология профессиональной пригодности [Текст] : учеб. пособие для вузов / В. А. Бодров. – М. : ПЕР СЭ, 2001. – 511 с.

2. Дружилов, С. А. Критерии эффективности профессионалов в условиях совместной деятельности [Текст] / С. А. Дружилов // Объединенный научный журнал. – М. : ТЕЗАРУС, 2001. – № 22. – С.44–45.

3. Зеер, Э. Ф. Психология профессий [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. – М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2006. – 336 с.

4. Климов, Е. А. Пути в профессионализм (Психологический анализ) [Текст] : учеб. пособие / Е. А. Климов. – М. : Москов. психол.-социал. ин-т ; Флинта, 2003. – 320 с.

5. Маркова, А. К . Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова. – М. : Знание, 1996. – 312 с.

6. Поваренков, Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека [Текст] / Ю. П. Поваренков. – М. : Изд-во УРАО, 2002. – 160с.

7. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека [Текст] : учеб. пособие / В. Д. Шадриков. – М. : Логос, 1998. – 320 с.

Тема 28 Профессиональное и личностное самоопределение, карьера и профессиональный рост

Примерный план работы

Дайте определения «профориентация» и «профконсультация». В чем проявляется профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение личности? Что такое акмеологический подход в изучении развития профессионала? Почему необходимо рассматривать возрастное, профессиональное и психическое развитие человека как субъекта труда? Укажите профессионально важные качества специалиста в области компьютерных технологий и пути формирования личности профессионала в условиях вуза.

1. Бодалев, А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения [Текст] / А. А. Бодалев. – М. : Флинта ; Наука, 1998. – 168 с.

2. Берг, В. Карьера – суперигра [Текст] / В. Берг. – М. : Интерэксперт, 1998. – 272 с.

3. Основы инженерной психологии [Текст] / под ред. Б. Ф. Ломова. – М. : Высш. шк., 2008. – 528 с.

4. Климов, Е. А. Как выбирать профессию [Текст] / Е. А. Климов. – М. : Просвещение, 1990. – 159 с.

5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб. :

Питер Ком, 1998.– 688 с.

6. Середа, Г. К. Инженерная психология [Текст] / Г. К. Середа. – Киев : Выща шк., 1976. – 308 с.

7. Поляков, В. А. Технология карьеры [Текст] / В. А. Поляков. – М. : Дело ЛТД, 1995. –

8. Ситников, А. П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии [Текст] / А. П. Ситников. – М. : Технологическая школа бизнеса, 1996. – 428 с.

9. Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст] / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д : Фе-

никс, 2003. – 672 с.

10. Толочек, В. А. Современная психология труда: Психология труда как область научного знания о труде. Методы изучения трудовой деятельности [Текст] / В. А. Толочек. –

СПб. : Питер, 2008. – 432 с.

Тема 29 Направленность как фактор профессионального становления личности

Примерный план работы

Дайте определение понятия «направленность». Рассмотрите основные составляющие профессиональной направленности личности. Докажите, что направленность является одной из ведущих факторов профессионального самоопределения личности. Раскройте понимание «направленности личности» в отечественной и зарубежной психологии. Укажите возрастные этапы развития человека как субъекта труда. Опишите этапы становления личности в системе «человек – компьютер».

1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2001. – 288 с.

2. Додонов, Б. И. Потребности, отношения и направленность личности [Текст] / Б. И. Додонов // Вопросы психологии. – 1973. – № 5. – С. 19–25.

3. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] /

Б. Ф. Ломов. – М. : Наука, 1984. – 444 с.

4. Маслоу, А. Г. Мотивация и личность [Текст] / А. Г. Маслоу. – СПб. : Евразия, 1999.–

5. Психология личности [Текст] : хрестоматия / сост. Д. Я. Райгородский. – Самара :

БАХРАХ-М, 2000. – Т.1 . – 448 с.

6. Психология индивидуальных различий [Текст] / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер,

В. Я. Романова. – М. : ЧеРо, 2000. – 776 с.

7. Фромм, Э. Человек для себя [Текст] / Э. Фромм. – Минск : Коллегиум, 1992. – 253 с.

Тема 30 Межличностные конфликты и управление ими

Примерный план работы

Дайте определение понятия «конфликт». Назовите основные составляющие конфликта. В чем заключаются причины межличностных конфликтов? Рассмотрите методы решения конфликта (уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, решение проблемы). Что значит конструктивный и деструктивный конфликт? Правила поведения человека в условиях конфликта. Как вы понимаете «прогнозирование конфликта» и в чем эффективность этого метода?

1. Бородкин, Ф. М. Внимание: конфликт [Текст] / Ф. М. Бородкин, Н. М. Коряк. – Новосибирск : Наука, 1983. – 141 с.

2. Левин, К. Разрешение социальных конфликтов [Текст] / К. Левин. – СПб. : Речь, 2000. – 408 с.

3. Мастенбрук, У . Управление конфликтными ситуациями и развитие организации [Текст] / У. Мастенбрук. – М. : ИНФРА-М, 1996. – 256 с.

4. Мескон, М. Х. Основы менеджмента [Текст] / М. Х. Мескон, М. Альберт,

Ф. Хедоурн. – М. : Дело, 1992. – 702 с.

5. Основы конфликтологии [Текст] : учеб. пособие / под ред. В. Н. Кудрявцева. – М. :

Юристъ, 1997. – 200 с.

6. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Селье. – Рига : Внеда, 1992. – 109 с.

7. Фролов, С. Ф. Социология: сотрудничество и конфликты [Текст] : учеб. пособие /